"Crescendo" - прорыв Псковской области

С 24 по 28 октября в Пскове пройдёт V Международный фестиваль "Crescendo". Неделю псковичи будут наслаждаться творчеством талантливой молодёжи, в том числе Екатерины Мечетиной и Дениса Мацуева (фортепиано), Айдара Гайнуллина (баян), Графа Муржа (скрипка), Сергея Суворова и Борислава Струлёва (виолончель), Максима Рысанова (альт). Каждый год организаторы "Crescendo" выбирают новое место для проведения фестиваля с целью пропаганды русской исполнительской школы. Фестивали с большим успехом прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Калининграде.

 

В преддверии фестиваля 16 октября в информационном агентстве ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, участниками которой были губернатор Псковской области Андрей Турчак, художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии Юрий Симонов, пианист, арт-директор фестиваля Денис Мацуев, генеральный продюсер фестиваля Давид Смелянский, композитор Андрей Иванов.

 

МАЦУЕВ: Объясню, почему мы выбрали Псков для проведения фестиваля. Когда 6 лет назад отмечалось 1100-летие Пскова, там выступал оркестр Петербургской филармонии и многие другие исполнители. Там-то Давид Яковлевич Смелянский и поинтересовался у меня о молодых музыкантах, достойно представляющих нашу исполнительскую школу. Я ответил, что в основном они живут за границей. Так и родилась идея фестиваля. Мы не прогадали – 65 человек прошло через наш фестиваль, и 10-15 из них прочно заняли свою нишу на российской сцене. Я знаю программу российских филармоний, и 80 процентов играющих там – выходцы из фестиваля "Crescendo". В каждом фестивале участвуют и наши мэтры: Владимир Федосеев, Юрий Темирканов, Михаил Плетнев, Марк Горенштейн, Владимир Спиваков, Юрий Симонов. Так что надеюсь, что псковская публика останется довольна.

 

СМЕЛЯНСКИЙ: Идея пропаганды молодой исполнительской школы и проведения фестиваля в разных городах России себя оправдала. Если бы фестиваль проводился регулярно в Москве, он постепенно начал бы исчезать из сознания слушателей. Мы же стали ближе к музыкальной России, которая сейчас, на мой взгляд, развивается.

 

ТУРЧАК: При том состоянии, в котором оказалась, к сожалению, псковская культура за последние годы, любое событие такого уровня является для нас прорывным. Псков является рубежной территорией, мы граничим с государствами Евросоюза, и это тоже кажется символичным. Регион готов к проведению фестиваля и с точки зрения туристической инфраструктуры. Мы представим, в дополнение к концертной, еще и культурную программу - во Пскове есть что посмотреть. Была также идея, хотя фестиваль и перемещается, закрепить этот бренд на будущее – чтобы псковичи знали, что на протяжении октября это мероприятие будет регулярно проходить здесь.

 

СИМОНОВ: Наш оркестр всегда был открыт для контактов с молодыми исполнителями. Им нужен шанс, чтобы показать себя. Молодых талантов гораздо больше, чем нам подчас кажется, и возможность поездить по стране и посмотреть их – это большое и важное дело. Я тем более рад, что попаду во Псков, что моей первой самостоятельной работой в Большом театре в 1970 году была опера Римского-Корсакова "Псковитянка". Конечно, хотелось бы также посетить музей Мусоргского и Римского-Корсакова.

 

ИВАНОВ: Я один из тех людей, которым этот фестиваль дает уникальный шанс. Это общение с потрясающей командой, которая может делать невероятные концерты, где классические музыканты играют джаз, а джазовые – классику.

 

СМЕЛЯНСКИЙ: По традиции фестиваля один день мы отдаем новым именам. Сейчас в Псковской области проходит конкурс: педагоги из фонда "Новые имена" проводят отбор детей для участия в гала-концерте. Победители этого смотра будут награждены стипендией. Кроме того, периодически мы добавляем и другие виды программы: это, например, Art-Crescendo, выставка молодых концептуалистов в Санкт-Петербурге. Так и в этом году в Академическом театре драмы им. Пушкина в Пскове пройдет театральное Crescendo. Ленинградская театральная академия и Большой театр кукол привезут "Сонеты" Шекспира и спектакль по "Маугли"  "Человеческий детеныш", уже получивший первые премии на театральных фестивалях.

 

ВОПРОС: Вопрос к Андрею. Я знаю Вас как контрабасиста, специализирующегося на джазовых номерах. Здесь же Вы представляете Сольную пьесу для контрабаса с оркестром. Что это за пьеса?

 

ИВАНОВ: Это очень серьезная и красивая "шутка" - джазовый концерт, где наравне с нашими великими джазовыми музыкантами (такими, как Георгий Гаранян), выступают классические музыканты. Эта пьеса, "Фиеста", уже исполнялась – она была написана для джазового состава и симфонического оркестра. Поэтому пришлось ее переработать для классического стиля.

 

МАЦУЕВ: Надо сказать, что джазмены "совратили" огромное количество классических музыкантов, а мы решили провести обратное "совращение", и оно оказалось очень удачным.

 

ВОПРОС: В программе указан вундеркинд Роман Болдырев. Расскажите немного о нем.

 

МАЦУЕВ: Это настоящий самородок, он учится в ЦМШ. Ему 9 лет, а он уже зрелый музыкант. Слово "вундеркинд" вообще опасно, поскольку многие такие молодые люди, достигнув 16-17-летия, куда-то растворяются. Надеюсь, что Роман будет развиваться постепенно.

 

ВОПРОС: Первоначально фестиваль планировалось провести в другом городе. Не возникло ли трений при его переносе?

 

СМЕЛЯНСКИЙ: Действительно, фестиваль должен был проходить в Самаре, и уже шла активная подготовка к нему. Однако затем появилась мысль провести фестиваль на той земле, на которой когда-то возникла сама идея фестиваля. Кроме того, в Самаре возникали финансовые проблемы, решить которые позволяли возможности Псковской области. Но это временный "развод", фестиваль в Самаре будет проведен позднее. В следующем же году он планируется в Тюмени, а в 11 году – Новосибирске и Кемерове.

 

ВОПРОС: По какому принципу строится программа фестиваля? И каковы планы на будущее?

 

МАЦУЕВ: Она всегда строится одинаково. Я всегда призываю участников играть свою любимую музыку. Что касается будущего, то нужно, главное, решить, кто будет участвовать. А какую музыку играть – мы будем обсуждать уже в процессе подготовки с дирижерами и исполнителями.

 

СМЕЛЯНСКИЙ: Когда закончится фестиваль, Денис начнет переговоры с теми, кого бы он хотел увидеть в следующем году.

 

ВОПРОС: Судя по программе, задействованы очень многие музыкальные специальности, однако не видно дирижеров и композиторов…

 

МАЦУЕВ: Если Вы смотрели программы фестивалей прошлых лет, то могли видеть, что один из них открывался произведением молодого композитора Дмитрия Курляндского. За пультом стоял Денис Латоев, молодой дирижер. Так и дальше, у нас всегда выступали молодые дирижеры. Но не могу сказать, что у нас такая россыпь молодых талантливых композиторов, чтобы включать их в программу каждого фестиваля. Так и с дирижерами - Вы едва ли назовете пять имен выдающихся дирижеров в возрасте до 40 лет.

 

СИМОНОВ: А кроме того, Денис – все-таки интерпретатор, исполнитель, и желательно, чтоб и поиски его были направлены именно в этом направлении – на поиски кларнетистов, скрипачей, валторнистов. Если же он будет "распыляться" и на вокалистов и дирижеров, тогда ему придется бросить играть на рояле.

 

ВОПРОС: Расскажите о той части конкурса, которая пройдет в Нью-Йорке.

 

СМЕЛЯНСКИЙ: Мы получили приглашение от центра Михаила Барышникова открыть там сезон 5-6 декабря. Мы решили, что мы проведем там презентацию фестиваля и его участников. Сейчас идут организационные переговоры. Один вечер, который и откроет Роман Болдырев, будет посвящен камерной музыке, а второй – джазу.

 

МАЦУЕВ: Могу подтвердить, что фестиваль становится известным по всему миру. Так, наш концерт в театре Champs d`Elysees с Юрием Федоровичем Темиркановым, посвященный 100-летию дягилевских концертов, произвел большой эффект, нас узнали в Европе. Менеджеры уже давно предлагали сделать концерт и в Нью-Йорке, но его нужно долго готовить. Уверен, что через несколько лет мы сделаем несколько концертов и в Карнеги-холле.

Источник: пресс-служба администрации Псковской области.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...