Путешествие четырнадцатое,
необычайно короткое: Усвятский район
Путешествие в Усвятский район получилось у нас сверхкоротким: вместе с посещением гостиницы и изучением местного общепита мы уложились всего в полтора часа. Хотя, отправляясь туда, я была уверена, что и в этом районе нас ждёт много интересного, в чём и пыталась убедить и всех тех, кто до поездки говорил мне: «Зачем вы туда поедете? Там ведь нет ничего». «Что вы – что вы, - отвечала я. – Там должно быть много интересного, вы просто сами не были. Там одних памятников археологии сколько!»
Так вот в Усвятах я в очередной раз убедилась в том, что история и культура всех районов Псковской области будет жить до тех пор, пока там есть люди, которые действительно любят и знают свои родные места. Здесь, к сожалению, такие люди нам не встретились.
Может быть, эта поездка сложилась бы по-другому, если бы в день нашего приезда не был занят заместитель главы района Дмитрий Анатольевич Петров, с которым мы вели предварительные переговоры. Буквально утром, когда мы были уже на пути в Усвяты, он сообщил, что не сможет встретить нас и направил в Усвятский центр культуры, заверив, что его сотрудники нас ждут и непременно всё покажут и расскажут. Они, конечно, были в курсе того, кто, зачем и откуда к ним приехал, но вот поверить в то, что нас там ждали, было о-о-очень сложно. Почти не отрываясь от каких-то бумаг, руководитель ДК заявила мне, что никто ничего показывать нам не будет, и вообще в районе нет таких специалистов, а директор местного музея отсутствует по семейным обстоятельствам. После этого мне всучили книгу автора Николая Никитенко «Усвяты» 2009 года выпуска, так сказать для изучения и предложили самостоятельно проехать по посёлку и району.
- Как, совсем никого нет, кто бы мог показать самые интересные места в районе? - удивлялась я.
- Совсем никого, - отвечали мне.
- Может быть, есть краевед? – пыталась я найти выход, чтобы избавить от своего общества дам, которые явно хотели как можно быстрее от меня отделаться.
- Нет, все умерли, - услышала я в ответ.
В общем, после длительных переговоров-уговоров с нами согласилась поехать заместитель директора центра культуры Раиса Васильевна Старовойтова, только с условием, что мы закончим экскурсию быстро. В общем, чтобы узнать хоть что-то об Усвятском районе, мне пришлось почитать ту книгу, которую мне выдали, и оказалось, что история этих мест началась ещё до нашей эры и здесь есть на что посмотреть.
Из Южной столицы области есть два пути до Усвят: длинный - через Невель (около 100 километров) и короткий - через деревни Бандино, Адамово, Церковище и другие (примерно 88 километров).
Мы ехали в Усвяты из Великих Лук по «деревенской» дороге, а возвращались по той, которая идёт через Невель. Асфальт на большей части первой трассы почти отсутствовал, но, надеюсь, что с прошлой осени его отремонтировали, а вот вторая дорога была гораздо ровнее.
Если же вы собираетесь добраться до Усвят на общественном транспорте, то туда ходят только автобусы: в 10:20 и 18:55 из Великих Лук во все дни кроме вторника, и ежедневно в 14:00 – из Пскова. Обратно можно уехать в 6:30 и 15:30 до Великих Лук, в 11:30 – до Пскова. Билет до Великих Лук стоит 225 рублей, до Пскова – 630 рублей.
Археологи доказали, что первые люди появились в этих местах ещё 12 тысяч лет назад, сразу после того как отступил ледник. Первыми тут поселились охотники, которые добывали северных оленей. Через шесть тысяч лет после этого, когда климат изменился и стал более сухим, здешние обитатели начали изготавливать глиняную посуду по уникальной технологии, но поскольку тогда уровень рек и озёр был значительно ниже, то остатки поселений сейчас находятся на дне уствятских водоёмов.
Раскопки показали, что в период неолита люди тут строили дома на сваях, которые соединялись между собой переходами. Следы такого вот свайного поселения обнаружили на северном берегу озера Усвяты, его позже даже назвали «Псковской Венецией». В каждом таком поселении жили 100-150 человек, а питались они в основном лещиной, дубом, водяным орехом. На месте одной из таких стоянок нашли орудия из кремния – кинжалы, ножи, наконечник стрелы, около 140 предметов из рогов и кости, самым примечательным из них оказался идол. Откопали тут и деревянные колотушки, рукояти топоров, ковши с изображением голов животных и птиц, весло с рукоятью, украшенной изображением голов уток, чащи, заготовки для ложек.
На другом раскопе в Усвятах археологи нашли следы людей, живших тут в 2000-1900 годах до нашей эры. Здесь откопали орудия, фрагменты керамики, кремниевый рыболовный крючок и даже два погребения человека, в одном из которых была захоронена девушка лет 18-20, а вместе с ней лежали ожерелья из резцов лося, зубов медведя и пластинок из рога лося.
Около трёх тысяч лет назад климат снова изменился и стал более суровым. Тогда древние переехали на холмы и стали образовывать городища с селищами, а ещё научились добывать железную руду и делать из неё орудия труда. Таких предметов, как и осколков керамики, предостаточно в Усвятском музее.
В первом тысячелетии уже нашей эры на территории нынешнего Усвятского района поселились «сопочники» (они хоронили умерших в «сопках»), которые освоили берега рек и стали контролировать часть пути «из варяг в греки».
А к концу первого тысячелетия здесь появились другие жители, они отличались от своих предшественников тем, что хоронили умерших ни в сопках, ни в длинных курганах, а в курганных могильниках. В одном из таких погребений археологи нашли детали поясного набора восточного типа, в других – вещи характерные для эпохи викингов, например, бронзовую подковообразную фибулу с орнаментом «волчий зуб», ладьевидные браслеты с продольными и поперечными валиками IX-XI веков.
Конечно же, всё это свидетельствует о торговых и деловых связях. О них же говорят и клады, которые в разные времена находили в Усвятском районе и кое-что из них тоже хранится в музее. Так, однажды в Усвятах нашли около 700 польских и шведских монет периода правлений Сигизмунда III, Густава-Адольфа, Густава Вазы, а у деревни Глазуново обнаружился клад дирхемов, арабских серебряных монет, отчеканенных на территории Ирана в городе ал-Куфа при халифе ас-Сафахе из династии аббасидов.
А ещё здесь есть легенда, связанная с путём «из варяг в греки». Его часть в Усвятском районе проходила не по воде, а по копанке – это такой участок в болоте, который прокопали искусственно, чтобы по нему перетягивать ладьи из одного водоёма в другой. Так вот, якобы в этой копанке, а, говорят, её направление всё ещё можно определить в болоте в районе нынешней деревни Прудище, затонула ладья, на которой плыла некая королева. Направлялась она из Суража в Великие Луки и приплыла в Усвяты уже вечером, но, несмотря на это, потребовала, чтобы местный священник отслужил для неё обедню. Он, естественно, отказался. Разгневанная королева прокляла весь город. «Усвят, Усвят, будь не беден, не богат», - бросила она и двинулась дальше. На выходе из Усвятского озера в Узмень дама встретила пастуха и снова повторила проклятье, а мужчину и его овец превратила в камни. Поздним вечером ладья со злой королевой добралась до копанки, но тут на болото опустился туман, который держался несколько дней и ночей. Люди слышали, как из болота доносились крики о помощи, только спасать королеву никто не пошёл. С тех пор её никто не видел, но легенда гласит, что затонувшая ладья и сейчас торчит из болота.
Археологи до сих пор ведут раскопки в Усвятском районе. Когда мы приезжали в посёлок, на его окраине работали специалисты Эрмитажа, с которыми мы хотели встретиться, чтобы хоть что-то узнать об истории этих мест, так сказать, из первых уст. Но не получилось. Мы отправились на их поиски в том направлении, которое нам указала Раиса Васильевна. Только там мы упёрлись в деревянный мост, ведущий неизвестно куда. Пройти по нему мы не рискнули, поскольку сие сооружение оказалось прогнившим и крайне не надёжным.
Как доказали археологи, сначала Усвяты располагались в месте, которое теперь здешние жители именуют Юрьевыми горами. Тут исследователи нашли селища, датируемые концом I – началом II тысячелетия нашей эры. Тогда это были ещё не Усвяты, а древний город Въсвячъ. В летописях название со временем трансформировалось в Усвячъ, Свячъ, а при Иване Грозном – в Усвято или Усть-Свято, затем появилось название Усвят, а в ХХ веке – Усвяты. Вообще, есть предположение, что изначально название поселение получило от реки Усвяча, которая здесь протекает.
Так вот, с Юрьевых гор люди переехали на три соседние - Пруд, Замковую и Бугор. На всех этих возвышенностях были построены укрепления. Есть легенда, что с Замковой горы можно было пройти на Юрьеву гору в старый город, причём этот переход был подземным и пролегал под озером. Все три горы по форме похожи друг на друга: они овальные, имеют приподнятые площадки высотой 13-17 метров, только вот на горе Пруд есть ещё террасовидный вал.
По соседству с городищами были ещё две горы. Одна из них носит название Спасовая, там когда-то хоронили людей, а ещё стояла церковь во имя Спаса. Вторая гора – Соколиная, по преданию на ней был тюремный замок с подземными казематами.
В Летописи Усвяты впервые упоминаются в 1021 году в связи со столкновением полоцкого князя Брячеслава с киевским князем Ярославом Мудрым. При этом в некоторых древних книгах говорится о том, что Ярослав, несмотря на то, что разгромил своего врага, отдал Брячаславу два города – «Восвячь и Видбескъ». В последующие столетия Усвяты неоднократно упоминаются в летописях как места, где проходили сражения русских князей то с литовцами, то с поляками. Воевал тут и Александр Невский в 1245 году. Он тут разгромил литовское ополчение, взяв в плен 8 литовских князей.
Некоторое время Усвяты были в составе Витебского княжества. В начале XIV века ими правил князь Ярослав Васильевич, который в 1318 году выдал свою дочь замуж за литовского князя Ольгерда Гедиминовича. Молодое семейство поселилось в Усвятах. После смерти Ярослава Васильевича Ольгерд стал Витебским князем, а потом вступил на литовский престол, в результате чего без всякой войны Витебские земли перешли Литве. Уже после смерти Ольгерда в ходе войны между Литвой и Польшей Витебское княжество досталось последней, в XVI-XVII веках русским князьям удавалось ненадолго отбивать Усвяты.
Заходил сюда даже Стефан Баторий в 1580 году, которому местные жители вообще сдали город, попросив взамен жизнь и свободу выбора – уйти на русские земли или присягнуть захватчикам. В 1654 году Усвяты взяли русские войска, но лишь на время – в 1667 году был подписан мирный договор, по которому город отошёл Польше. Лишь спустя 100 лет – в 1772 году при Екатерине II в результате присоединения Белоруссии Усвяты вернулись в Российскую империю окончательно. В дальнейшем город только переходил из одной губернии к другой, из одного уезда - в другой в результате территориально-административного «переделения» внутри страны.
К середине XIX века в Усвятах было 300 дворов, 2 тысячи 98 жителей, имелись три церкви, два трактира, четыре корчмы, более 20 лавок, работала парусиновая фабрика, продукцию которой поставляли в Петербург и Ригу. К началу прошлого века тут жили 3 тысячи 372 человека, стояли 3 тысячи 83 постройки, из которых 67 были жилыми, работали пять кожевенных заводов, паровая мельница, казённая винная лавка, две православные церкви, две часовни, синагога, молитвенный дом, женское и мужское училища.
Изменилось тут, кстати, по сравнению с XIX веком количество точек общественного питания. Сегодня их всего две – кафе «Мечта» от Великолукского райпо и кафе ООО «Валентина». Интерьер, конечно, что в одном, что в другом месте не впечатляет, а вот цены шокировали – всё было почти даром.
В «Мечте» салаты стоили от 18 рублей (овощной) до 35 - с ветчиной, бутерброды – в этом же ценовом диапазоне – самый дешёвый с селёдкой, самый дорогой с икрой. Во втором кафе подавали салаты «Овощной», «Оливье» и «Сельдь под шубой» по 20 рублей за порцию, а «Крабовый» - за 23 рубля. Тарелку борща или щей можно было заполучить за 25 рублей. Среди вторых блюд самыми дорогими были котлета и пельмени ( по 45 рублей), а самыми дешёвыми – блинчики с творогом (15 рублей), гарниры стоили 20 (макароны, рис) и 30 рублей (пюре).
А заезжала в Усвяты императрица во время её путешествия по российским губерниям. 11 января 1787 года Екатерина выехала из Великих Лук и к обеду прибыла в Усвяты к генерал-прокурору Александру Алексеевичу Вяземскому, которому ранее даровала эти земли. Обедала императрица в летнем деревянном дворце Вяземского, который был построен на той самой Замковой горе. А после этого отправилась в Велиж, где намеревалась заночевать.
Через несколько лет после визита Екатерины II генерал-прокурор скончался и Усвяты перешли его дочери Прасковье, которая была женой Дмитрия Александровича Зубова – брата фаворита императрицы Платона Александровича Зубова.
Потом владельцами этих земель стали ротмистр Смоленской шляхты Василий Андреевич Энгельгардт и его супруга Марфа Александровна – сестра князя Потёмкина-Таврического. Следующей хозяйкой имения стала их дочь Татьяна, первым мужем которой был генерал-поручик Михаил Сергеевич Потёмкин, а вторым – дипломат, член Государственного совета, коллекционер и меценат князь Николай Борисович Юсупов. К этому моменту на замковой горе кроме деревянного дома были ещё сад и церковь.
И в этот период Усвяты посетило ещё одно первое лицо государства – император Александр I. Случилось это 11 сентября 1805 года, когда он ехал из Петербурга к русским войскам, которые были в заграничном походе и сосредоточились в Маврикии.
После смерти княгини Юсуповой имение перешло к её сыну от первого брака Александру Михайловичу Потёмкину и его супруге Татьяне Борисовне урождённой Голициной. Следующей владелицей Усвят стала сестра Александра Екатерина Михайловна, мужем которой был граф, обер-камергер и член Государственного совета Александр Иванович Рибопьер.
Их сын Иван продал земли генералу Дурасову, а тот, в свою очередь, перепродал их англичанину Артуру Идену. С этого момента в Усвятах началась «иностранная» эпоха. Дальше тут руководили англичане Бальфур и Альшидстиад. С 1982 года земли снова перешли к русским дворянам: их владельцем стал государственный деятель и дипломат Пётр Андреевич Шувалов. В 1888 году от него имение перешло по наследству сыну Андрею Петровичу Шувалову. Он отстроил на Замковой горе новый белый каменный дом, который стоит до сих пор и называется дом Родзянко – именно в нём размещается музей. Этот маленький дворец возведён по образцу польско-литовских замков Остзейского края с элементами средневековой замковой архитектуры. Сейчас вокруг этого дома хотят легенды: одна гласит, что здесь периодически появляется призрак белой дамы, только никто не знает – кто эта женщина, вторая – рассказывает о тайных подземных ходах, ведущих от замка на другой берег озера.
А домом Родзянко его называют по имени последнего владельца – шталмейстера двора Его Императорского Величества Павла Владимировича Родзянко, который к тому же был братом председателя III и IV Государственных Дум российской империи Михаила Родзянко. А потом имение пытались продать с молотка за долги, которые скопила супруга Павла Владимировича Мария Павловна. Только покупателей не нашлось...
Ещё славу Усвятскому району принесла простая деревенская женщина Ольга Сергеева. Родилась она в деревне Перелазы, потом жила в Церковище. И вроде бы ничего особенного в ней не было… Но однажды в эти места из Петербурга приехала фольклорная экспедиция, которой Ольга Сергеева напела здешние старинные песни. Потом её отвезли в Северную столицу в студию звукозаписи. Позже усвятские песни в её исполнении зазвучали в одном из фильмов Тарковского, ну а сейчас их поёт Пелагея. В 2002 году Ольги Сергеевой не стало, а теперь здесь проводят ежегодно фольклорный фестиваль её имени.
Продолжение следует!