Щепотка специй (Politiki kouzina)

Фильм предоставлен для просмотра сетью магазинов "НАВИГАТОР".
г.Псков, Магазин № 41, ул. Коммунальная, 48
Справки по телефону: 8-921-2100461.

Жанр: трагикомедия
Производство: Греция - Турция, 2003 г.
Режиссер: Тассос Булметис
В ролях: Жорж Каррафас, Тассос Бандис, Ираклис Микелидис, Рения Луизиду, Тамер Карадагли, Басак Коклукаи
Продолжительность: 101 мин.

Многие помнят фильм "Арарат", в котором канадский режиссер Атом Эгоян доступным языком рассказал о геноциде армян в Османской империи в 1915-1916 гг. "Щепотка специй" посвящена трагедии другого народа - греческого, разделенного после захвата турками Константинополя на две половинки. В одночасье оказавшиеся чужаками на своей законной земле, многие из коренных византийцев отказались признать новой родиной Греческий полуостров и прилегающие острова. Однако истребление коренного населения после захвата Константинополя вошло в Османской империи в ранг народной традиции. И нам остается только удивляться, что к XX веку туркам было еще, кого расстреливать и выселять из страны.

Псков

Среди последних оказалась и семья Яковидисов, расколотая на две половинки после депортации из Константинополя всех лиц греческого гражданства. Савас (Ираклис Микелидис) со своей супругой Султаной (Рения Луизиду) и сыном Фанисом (Жорж Каррафас) обосновались в Афинах. А дедушка Василис (Тассос Бандис), несмотря на гонения, остался на исторической родине. Тут бы вмешаться "мировой общественности" и заявить Стамбулу, что локальный конфликт не есть повод для массовой депортации целого этноса.  Но так уж повелось, что Турция на протяжении всей "Холодной войны" была самым последовательным союзником Западного (де-факто, англо-американского мира) на Ближнем востоке. И не таковы прагматичные англичане, чтобы обращать внимания на "баловства", вроде регулярных гонений на коренное нетюркское население.

Псков

 Тяжелее всех переезд дался малышу Фаннису, скучающему не только по деду-повару, но и по маленькой подружке Сэйме (Басак Коклукаи), оказавшейся от него за тридевять земель. Вундеркинд от кулинарии, он всю свою жизнь мечтал стать шеф-поваром, но родители категорически заспретили ему заниматься этим, по их мнению, недостойным мужчины делом. Доходило до того, что кухня в дневное время запиралась на ключ. И мальчику пришлось удовольствоваться "малым": карьерой астрофизика с мировым именем. Пройдут годы, но он так и будет скучать по Константинополю, Василису и Сэйме, которых не видел больше тридцати лет. Узнав о болезни деда, он примчится в родной город, но застанет его на смертном одре.

Псков

Поварское дело обрастает в "Щепотке специй" таким количеством обычаев и обрядов, исполняется такой философией, что из числа профессий переходит в разряд мистических культов. Это и обеспечило  Тассосу Булметису, одному из немногих, право на участие в Гастрономическом кинофестивале, проходившем в 2004-м году во французском Дижоне. Уже само название мероприятия свидетельствует о том, что в фильме Булметиса кулинария не впервые проникает в современное искусство. Здесь можно упомянуть фильмы, вроде "One dollar Curry" или "Le Dinner", и европейский арт-проект "Темная сторона сыров", и "Шоколад на крутом кипятке", роман Лауры Эскивель, написанный в форме поваренной книги.
 
"Щепотка специй" - взгляд на греческий народ изнутри, взгляд (что уж греха таить) не без легкого оттенка самолюбования и самосострадания. Режиссер рисует нам образ того самого "мирного грека", который, если верить Владимиру Высоцкому, поселился в советской гостинице после пленения зловещего мистера Пега. Прочитав описание "Щепотки специй", многие, наверняка, вспомнят картину "Моя большая греческая свадьба" голливудского режиссера Джоела Цвика. Напрасно. Если творение Цвика - это нечто среднее между "Знакомством с родителями" и "Американским пирогом", переведенным на цензурные рельсы, то "Щепотка специй" отчетливо тяготеет к европейской классике, а, если говорить конкретнее, к шедеврам Эмира Кустурицы. Именно у этого гуру Булметис перенял умение говорить о серьезных вещах с улыбкой. Отличный европейский юмор помогает ему избежать пафосных рефлексий и излишне трагичного тона, становясь, по сути, той самой "щепоткой специй", что должна придавать пище по-настоящему волшебный вкус.
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...