Брать или не брать?
Фраза, выбранная в качестве заголовка, заимствована не из монолога Гамлета, принца Датского, а всего лишь авторский эпиграф к бюджетному бдению, которое развернулось в высшем законодательном собрании Псковской области.
В конце октября депутаты Псковского областного Собрания большинством голосов поддержали в первом чтении бюджет региона на 2014 год. Началась работа над главным финансовым документом области следующего года. Предстоит второе чтение, дискуссии, уточнение параметров, однако оппозиция продолжает отстаивать свою точку зрения: слишком много долгов, которые в обозримом будущем способны привести регион к финансовой катастрофе. В частности, лидер фракции "Справедливой России" Олег Брячак убежден (и не раз публично высказывал это убеждение), что областная администрации толкает регион к дефолту.
С ним солидарен кандидат на пост губернатора от КПРФ Александр Рогов: "На фоне других регионов, - негодует Александр Анатольевич, - руководители нашей области словно потеряли чувство меры: долг всего за пять лет достиг 11,5 млрд. рублей (запомним эту цифру - авт.) и продолжают уверять всех нас, как это замечательно жить в долг!"
В областном финансовом управлении критикам отвечают так: размер государственного долга в Псковской области составляет 67% от собственных доходов, без учета трансфертов. В абсолютных цифрах он составляет 8 млрд руб (!). При этом наш долг находится в рамках, допустимых бюджетным кодексом. Для сравнения можно сказать, что в настоящий момент практически все регионы имеют долговые обязательства. Например, у благополучной Саратовской области государственный долг по сравнению с 2012 годом вырос с 37 до 40 миллиардов рублей. При этом его увеличение губернатор Валерий Радаев назвал "мерой вынужденной, вызванной сложным состоянием областных финансов и необходимостью выполнения социальных обязательств бюджета".
В таком же положении находится и соседняя Нижегородская область, где на конец года общий объем госдолга составит 54,3 миллиарда рублей, или 59,1 процента от доходов бюджета (61,1 процента на конец 2012 года). В долгах ходит благополучная во всех отношениях Москва – почти 190 млрд, Петербург – более 21 млрд, Свердловская область – 20 млрд, республика Башкортостан и др. Рекордсменом по приросту размера государственного долга в этом году стал Ямало-Ненецкий автономный округ, где по сравнению с 2012 годом этот показатель вырос почти на 600%, что в абсолютных цифрах составляет 10 млдр. рублей. Продолжают наращивать свои долги Краснодарский и Красноярский края, Новосибирская область. По сравнению с сентябрем 2012 года их долг увеличился на 75%.
Но это цифры по России, а как чувствуют себя наши соседи по Северо-западному федеральному округу? На конец года государственный долг Карелии сохраняется на уровне 13,5 млрд. рублей, в Вологодской области – 20, в Мурманской области за 9 месяцев этого года в целом уменьшился на 1,2 млрд рублей и составил 7,3 млрд рублей. На этом фоне псковские 8 млрд - сумма на самом деле вполне средняя и повода для паникерских настроений не дает.
Между тем подобное, чисто линейное сопоставление не отвечает на принципиальный вопрос: насколько велика необходимость залезать в долги? Может быть, действительно, в вопросах подобного толка следует избегать резких финансовых телодвижений и, отдавая должное народной мудрости, жить по средствам. Подобной методы, к слову, придерживался прежний губернатор области Михаил Кузнецов. Его "экономия" обернулась для области свертыванием практически всех социальных программ, тотальным закрытием неперспективных школ, больниц, фельдшерско-акушерских пунктов.
К чему это привело, должны прекрасно помнить и коммунисты и справедливороссы. Всего один показатель: в 2006 году, в разгар компании по сокращению всего и вся, регион ежегодно терял почти 11 тысяч человек – это численность одного районного центра. Нынче он сократился практически в два раза, зато одновременно выросла и рождаемость. Понятно, что стало результатом целенаправленной демографической политики, но на ее проведение были нужны деньги, которая область занимала. То есть, жила, как говорят критики, в долг. Но этот "долг" заставил работать не только социальные программы, но и экономику.
Важнейший показатель в этом смысле - валовой региональный продукт (ВРП). За последние четыре года (впервые за всю послевоенную историю области!) рост по нему составил 42 млрд. рублей: с 70 до 112 млрд. Это не только рабочие места, это уровень материального благополучия их уверенность в завтрашнем дне. Об этом к слову сигнализирует кредитная активность самих граждан и наличие собственных автомобилей. По этому показателю Псков обогнал даже столицу: сейчас на 200 тысяч населения приходиться более 100 тысяч личных авто. Не все они были взяты за наличные – добрая половина воспользовалась кредитом.
Так что же брать кредит или не стоит? Ответ на этот вопрос каждый дает свой. И зачастую – положительный. За примерами далеко ходить не надо: когда компания ТЭКО-терминал (генеральный директор Олег Брячак) планировала строительство нового таможенно-логистического комплекса "Убылинка", что в Пыталовском районе, то, не раздумывая, взяла многомиллионный кредит. Если следовать обывательской логике, следовало подождать, накопить требуемую сумму и только тогда вложиться в дело. Однако в условиях жесточайшей конкуренции, подобная мудрость оказалась благополучно забыта. Похожих примеров из жизни регионального предпринимательского сообщества можно провести десятки, если не сотни.
Есть и еще одно соображение. О том, что псковский регион считается депрессивным, толкуют давно и все кому не лень. Однако, если подходить к этому термину с точки зрения регионоведения, то в учебниках по этому предмету есть вполне четкое определение депрессии, которая, как и всякая болезнь, лечится довольно конкретными и жесткими методами. Например, закрытием предприятий и переселением жителей в места, где есть работа, возможность наладить новую жизнь.
Псковская область под эти параметры не подходит, поэтому она считается регионом-акцептором, который укрепляет свое общее состояние, получая финансовые вливания извне. И эти вливания, как показывает практика, при рачительном подходе (читай, эффективном менеджменте) способны приносить положительные плоды.
Экономический фундаментализм некоторых депутатов в этом смысле не поддается логическому объяснению: ставя копейку, как известный герой Гоголя, во главу угла, они неосознанно (а может быть и намеренно) забывают о человеке с его заботами и повседневными нуждами. В истории уже были подобные эксперименты, которые заканчивались, как правило, очень печально.
Николай МЕДВЕДЕВ
Источник: Псковское агентство информации