Электропешеходы: что можно и нельзя владельцам самокатов с моторчиком
Ольга МашкаринаНесмотря на неустойчивую погоду и периодические снегопады, весна в Псковской области, надо признать, всё-таки наступила. Обочины больше не завалены грудами снега, пешеходные дорожки стали похожи на дорожки, а не на полосу препятствий, в пределах которой с трудом расходятся два пешехода. В общем, весна как она есть. Владельцы двухколёсного электрического транспорта – самокатов, сегвеев, гироскутеров, моноколёс – понемногу оживают и всё чаще появляются на городских улицах. Тротуары подсохли – катайся на здоровье, но и «саночки» возить не забывай.
Про велосипедистов тоже поговорим. Кстати, им, вопреки распространённому мнению, вовсе необязательно спешиваться на пешеходных переходах. Но здесь есть одно, а точнее, сразу два «но».
Владельцы самокатов и прочих двухколёсных средств индивидуальной мобильности (СИМ), нуждающихся в питании от розетки, приравнены к пешеходам. Да, даже если такой «пешеход» летит по тротуару на скорости 30 км/ч, он всё ещё пешеход.
Попытки исправить эту ситуацию предпринимаются третий год. Минтранс с 2019-го ведёт работу над законопроектом о СИМ, в 2020 году проект отправили на доработку. Документ дорабатывается до сих пор. Последние известия: планируется, что водить электросамокаты со скоростью в 25 км/ч можно будет даже на проезжей части․ Минпромторг предлагает маркировать устройства RFID-метками с данными о мощности двигателя, которая не должна превышать 0,25 кВт. (Ранее фигурировал показатель в 4 кВт.) Если двигатель мощнее, потребуются права категории M, как у водителей мопедов. Но есть предложения и вовсе запретить самокатам выезжать на пешеходные дорожки, а предельную скорость снизить до 20 км/ч. Крыловская классика про лебедя, рака и щуку работает и тут.
Пока закона нет, самокаты и другие электроприборы могут передвигаться исключительно по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, в пределах пешеходных зон, а также в местах, закрытых для движения транспорта: в парках, скверах, дворах и на специально отведенных для катания площадках.
Чтобы перейти дорогу, нужно обязательно спешиться и преодолеть «зебру», подчиняясь правилам для пешеходов.
Если тротуаров или дорожек нет, двигаться следует по обочинам дорог или по краю проезжей части. Делать это необходимо навстречу потоку движения.
В тёмное время суток на одежде должны быть светоотражающие элементы.
Если владелец самоката станет участником/виновником какого-либо инцидента на дороге, всё будет зависеть от мощности прибора и решения суда. Если мощность самоката превышает 4 кВт, то есть сопоставима с мощностью мопеда, суд запросто признает его транспортным средством и водителю придётся отвечать по полной программе.
В 2020 году ни одного инцидента с участием электротранспорта не было, уточнили в пресс-службе УГИБДД УМВД по Псковской области. Во-первых, это всё-таки недешёвое удовольствие. Цена самоката «с моторчиком» стартует от 20-25 тысяч рублей. Для некоторых жителей региона – это две зарплаты за месяц. Для Пскова, а для области тем более, подобные «буржуйские» радости не вполне доступны, велосипеды остаются куда более распространённым способом передвижения, а значит, и происшествия с ними случаются чаще. Например, дети на велосипедах в прошлом году попадали в ДТП 14 раз.
О детях. Я как владелец электросамоката абсолютно убеждена, что недоросля до 16-18 лет ни в коем случае нельзя подпускать к этому чуду технической мысли. Ну, или ставить ограничители, которые не позволят развивать скорость более 10-12 км/ч. То же касается мощных гироскутеров, сегвеев и моноколёс. Например, в Пскове один (правда, совершеннолетний умелец) затюнинговал свой самокат до такой степени, что теперь эта электрическая зверюга запросто выжимает 80 км/ч. Отдельные модели и без всякого тюнинга дадут фору любому мопеду.
При этом некоторые почему-то до сих пор считают, что «электрические колёса» – забава как раз для подростков. Отнюдь, особенно учитывая состояние тротуаров в Пскове и районных центрах, бушующие гормоны и молодецкую удаль. И себя покалечат, и двуногих на пешеходных дорожках.
Отвлечёмся от дорогих киловаттов и обратимся к пролетарской мышечной силе, то есть к велосипедам. Существуют и электровелосипеды, но с точки зрения ПДД они ничем не лучше собратьев попроще.
Псковичи – и пешеходы, и водители – в один голос жалуются на велосипедистов, которые «абсолютно не знают правил», «ездят как хотят», «того и гляди собьют на тротуаре». Всё так. Псковские велосипедисты в большинстве своём, во-первых, распоясались, во-вторых, дремучие по части правил дорожного движения. Не от хорошей жизни, конечно, потому что автомобилисты распоясались тоже и на всякого велосипедиста, который «с какого-то перепугу выкатился на дорогу» шикают, как на чумного, хотя не должны бы.
Согласно правилам, велосипед – это транспортное средство. Права для управления им не нужны, но правила на него распространяются те же, что и на прочий транспорт. С одной оговоркой: только во время движения. Как только вы с велосипеда слезли, сразу превращаетесь в пешехода. То есть в седле необходимо руководствоваться правилами для автомобилей, спешившись – для людей.
Велосипедист старше 14 лет имеет право передвигаться по велосипедной дорожке или специальной полосе для велосипедистов. Если на улице нет велоинфраструктуры (а в Пскове и области её почти нет) или пользоваться ей невозможно, разрешено ехать по правому краю проезжей части (по ходу движения). Если невозможно ехать по проезжей части, надо двигаться по обочине.
Поездки по тротуару — крайний случай, когда невозможно ехать где-либо ещё или когда велосипедист перевозит ребёнка до 7 лет на дополнительном сиденье (пункт 24.2 ПДД), велоколяске; сопровождает ребёнка до 14 лет.
Чаще всего строчку про «невозможно ехать» велосипедисты трактуют широко и в свою пользу: если страшно, значит невозможно.
Удивительно, но (в городах покрупнее) известны случаи наложения штрафов и за езду по тротуару, и за езду по проезжей части. Действовать предлагается по своему разумению, но с учётом пункта 24.6 ПДД: если велосипедист на тротуаре мешает или создаёт опасность для пешеходов, он должен слезть с велосипеда и катить его рядом. На Ольгинском мосту в Пскове даже таблички на этот счёт имеются, которые, впрочем, игнорируют 8 из 10 велосипедистов.
Детям от 7 до 14 лет можно ездить только по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам.
И ещё один важный момент – пешеходы имеют приоритет перед велосипедистами, их необходимо пропускать.
Велосипедистам запрещено управлять неисправным транспортным средством, ездить в нетрезвом виде, держать руль одной рукой, поворачивать налево и разворачиваться на многополосных дорогах, пересекать «зебру», не слезая с велосипеда.
Пункт про «зебру» – вольный пересказ одного из положений пункта 24.8. Точная формулировка звучит так: «Велосипедистам запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам». Если добросовестно исполнять это правило на улице с большим количеством пересечений, поездка на велосипеде превращается в кошмар. Но сторонники спешивания резонно замечают, что автомобилист может (скорее всего, так и будет) не заметить мчащийся по «зебре» велосипед, поэтому не успеет вовремя затормозить.
Но (первое из анонсированных) надо иметь в виду, что пункт 24.8 касается тех, кто движется на велосипеде по тротуару. По проезжей части перекрёсток можно проезжать в общем потоке и без спешиваний. Дух закона можно соблюсти, если у «зебры» сбросить скорость до пешеходной. Но (второе) имейте в виду, что в случае ДТП виноваты окажетесь вы.
Источник: Псковское агентство информации