Муниципальная реформа в вопросах и ответах
Муниципальная реформа в Псковской области продолжается. 13 муниципалитетов уже преобразованы в муниципальные округа. Первые восемь районов, которые встали на этот путь еще в начале 2023 года, ориентировались на опыт соседних регионов, например, Новгородской области, где к тому моменту работали несколько муниципальных округов.
Первым, пришлось, пожалуй, сложнее всего: на практике пройти все тонкие, в первую очередь, организационно-правовые, места преобразования в округа – но они же раньше всех смогли в полной мере ощутить выгоды от новой схемы МСУ. В этом году, посмотрев уже на опыт соседей внутри региона, в округа преобразовались еще пять муниципалитетов.

Очевидно, что муниципальная реформа будет расширяться и дальше: о намерении стать муниципальными округами заявили еще в нескольких районах Псковской области.

На основе накопленного муниципалитетами опыта, отвечаем на самые распространенные о муниципальной реформе вопросы с помощью экспертов - глав округов, представителей профильного управления Правительства региона и депутатов областного Собрания.
Зачем надо районы преобразовывать в округа? В чем смысл? Очень много слухов!

Елена Тимашова,
начальник управления по местному самоуправлению и территориальному развитию правительства Псковской области
Смысл на самом деле очень простой. Преобразование в округ – это про систему управления территорией. На территории округа должен быть один руководитель – с него и будет весь спрос. Глава округа уже не сможет кивать на глав волостей, а те – на главу муниципалитета.
Но лучше всего на этот вопрос отвечают старожилы местного самоуправления. Они помнят, что в начале 2000 годов такая система в местном самоуправлении были и эффективно работала. Теперь не только Псковская область, но и другие регионы страны к ней возвращаются.
Правда, что после преобразования в округа волости ликвидируются? И раз так, то не будет волостных администраций и жителям за срочной помощью, за справками уже некуда будет обращаться?

Вера Кондратьева,
глава Пыталовского муниципального округа
Волости как территориальные составляющие муниципалитета остаются. И власть в волости остается тоже. Но вместо главы волости будет глава территориального отдела, который точно также будет делать всю работу для людей, от приема жителей и решения хозяйственных вопросов до выдачи справок. В районный центр за ними ехать не надо. Главы и специалисты территориальных отделов (бывших поселений) остались в своих зданиях по тем же адресам, для населения ничего не изменилось.

Территориальный отдел – составляющая часть администрации муниципального округа. То есть раньше волостной глава был сам себе начальник и мог перекладывать ответственность на вышестоящее руководство, то руководитель территориального отдела – муниципальный служащий и спрос с него соответствующий.
Означает ли, что теперь будут выделять меньше денег на район?

Юрий Ильин,
глава Опочецкого муниципального округа
Реформа, преобразования в муниципальные округа – этот как раз для того, чтобы у муниципалитета развязать руки в привлечении бОльших средств.
Например, по закону, для того, что бы принять участие в какой-либо федеральной или региональной программе волостям, надо было показать, а сколько они своих денег вложат со своей стороны. А денег у волостей постоянно не хватало для этого. Из-за этого ни муниципалитет, ни волость не могли привлечь больше региональных или федеральных средств.
Да и специалистов для правильного оформления документов в волостях просто не хватало.

А вот преобразования в муниципальный округ позволяет сосредоточить все бюджетные средства в одном муниципальном бюджете, выделить софинансирование – и привлечь за счет этого региональные и даже федеральные деньги туда, куда раньше и мечтать не приходилось.

А еще преобразование в муниципальный округ и единый кошелек позволяет экономить на проведении конкурсных процедур для подрядчиков. А сэкономленные средства направлять, например, на благоустройство или ремонт.

Приведу еще пример, связанный с деньгами. Раньше в Опочецком районе было одно городское поселение и четыре сельских. Когда был район, волости дороги убирали от снега кто как мог, у кого сколько было денег, с качеством уборке у всех было по-разному. Что произошло после перехода на округ. Мы объявляем конкурс на уборку всех муниципальных дорог в округе, уже не важно в волости они находятся или нет. К подрядчику теперь предъявляется единый стандарт. И что важно: контракт стал больше весить, такие конкурсы на уборку стали интересны довольно крупным подрядчикам. А у них и возможностей побольше, и техники. Это уже, при всем уважении, не дядя Вася, у которого если трактор сломался, то все, дороги не чищены – это серьезные организации. И экономить на таких конкурсах получается больше, а экономию – на улучшение содержания качества дорог.
У волостей были свои деньги, то есть теперь их не будет?

Вера Кондратьева,
глава Пыталовского муниципального округа
Своих денег поселениям никогда не хватало. В большинстве поселений это бюджеты выживания и латания дыр. Все наши поселения Пыталовского района были дотационными, поэтому рассчитывать на финансово затратные ремонты или проекты рассчитывать было нельзя. Если, ранее и были деньги на освещение, например. Но их было так мало, что освещение приходилось включать на несколько часов, а потом снова гасить. И на дороги хватало едва-едва, только на содержание, а не на ремонт.

При преобразовании в округ, ситуация поменялась. Приведу пример:
В Пыталовском муниципальном округе есть поселок Белорусский, который насчитывает порядка 1000 жителей, 14 МКД, средняя школа, детский сад, магазины. Центральная улица поселка имела довольно плачевное состояние. Сельское поселение «Утроинская волость» не могло долгое время отремонтировать центральную улицу поселка. Благодаря тому, что мы стали округом, мы в этом году смогли заключить муниципальный контракт и отремонтировать улицу, протяженностью около 800 м. Затраты составили более 23 млн рублей. Этот пример говорит о том, что возможности консолидированного бюджета округа намного выше.

При едином кошельке, благодаря объединенному бюджету, появляется возможность оперативно распределять средства между сельскими территориями, в зависимости от их нужд и первоочередности.

Возможностей у сельских территорий стало тоже больше. Это участие в проектах и грантах: каждое бывшее поселение (а теперь теротдел), ранее бывшее отдельной единицей, отдельным юрлицом, стало частью округа. И, теперь, участвуя в проекте (гранте), каждый теротдел указывает количество населения, которое может воспользоваться результатами этого проекта (гранта), но не то, которое проживало в бывшем поселении, а то, которое проживает на территории всего округа. Количество благополучателей – один из показателей, позволяющий получить максимальное количество баллов в конкурсе проектов/грантов.

И во-вторых, софинансирование проекта тоже возможно в большем размере, чем ранее могло себе позволить поселение. Так как возможности консолидированного бюджета намного выше.

К тому же, качество проектов и заявок на участие в региональных и федеральных конкурсах и грантах становится намного выше, так как их подготовкой занимаются специалисты профильных комитетов и отделов муниципального округа, а не волостные работники.


Любовь Трифонова,
глава Новоржевского муниципального округа
Да, действительно, с преобразованием сформирован один единый бюджет для всего муниципального образования. Но, полномочия поселений сохранились за территориальными отделами. Поэтому в бюджете округа сохранились статьи расхода на реализуемые полномочия по благоустройству, озеленению, содержанию гражданских кладбищ и воинских захоронений и другие. Мы в бюджете округа распределили средства таким образом, чтобы теротделы видели свои возможности и в рамках имеющихся средств реализовывали закрепленные за ними полномочия.

Приведу пример. Воинские захоронения. Каждый теротдел осуществляет закрепленное полномочие по содержанию воинского захоронения, следовательно, как и прежде, осуществляет благоустройство своих объектов и ремонт. Так, например, сельское поселение «Вехнянская волость» в этом году самостоятельно заменило ограду на одном захоронении, на втором – именные таблички за счет средств, предусмотренных для теротдела. Вместе с тем, используя средства регионального бюджета и 50% софинансирования из окружного бюджета, мы произвели ремонт памятника на территории Вехнянской волости, который находится недалеко от въезда в город. Так вот средства для софинансирования в сумме 150 тысяч рублей мы уже предусмотрели из бюджета округа.

По дорогам – средства на содержание мы распределили по нормативу с привязкой к теротделам и контракты реализуем применительно к каждой территории. Но, в случае необходимости, мы перераспределяем средства и направляем на более востребованные или более проблемные объекты.
Куда пойдут главы волостей? Глава округа – возьмет и поставит своего друга или родственника руководить территориальным отделом в волости?

Любовь Трифонова,
глава Новоржевского муниципального округа
Если глава волости – человек компетентный и готов дальше работать для людей, он и останется. Но по закону теперь требования к руководителю территориального отдела жестче. Это должен быть квалифицированный специалист. Кроме того, в большинстве муниципалитетов проводится конкурс для работы в администрации. Человеку без опыта работы и нужных знаний его не пройти, даже если ты секретарь главы муниципалитета.

И назначить своего родственника главой теротдела у главы округа не выйдет:

это запрещено антикоррупционным законодательством.

На примере нашего Новоржевского округа скажу: все главы поселений остались работать в администрации округа. Часть стали главами территориальных отделов. Глава сельского поселения «Выборская волость», как опытный и грамотный управленец, возглавила управление по работе с территориями и сегодня руководит работой всех территориальных отделов, используя свой профессиональный опыт, знания и управленческие способности. Так сложилось, что у одного главы волости не было высшего образования, что для назначения на должность главы теротдела является препятствием. Но, терять кадры мы не можем и не намерены. В структуре администрации сформирован новый отдел по дорожной деятельности, куда был переведен бывший глава волости. И сегодня он полностью отвечает за уличное освещение, ремонт и содержание дорог, что, кстати, тоже являлось полномочием поселения. И здесь мы воспользовались имеющимся профессиональным опытом, и хочу отметить, что качество так выстроенной работы намного эффективнее, чем было ранее.
Что будет с волостными депутатами?

Елена Тимашова,
начальник управления по местному самоуправлению и территориальному развитию правительства Псковской области
Депутаты – это в первую очередь работа с людьми. Если хорошо работает депутат, и люди довольны, то он может войти в состав общественного совета.
Такие будут созданы при каждом территориальном отделе. А общественные советы будут осуществлять народный контроль за работой территориальных отделов.
Кстати, практика избирательных кампаний показывала, что при выборах в волостные собрания депутатов очень сложно найти кандидатов.
Раньше в волости работали и бухгалтер, и уборщица. Их сократят теперь?

Ольга Васильева,
заместитель главы Новоржевского муниципального округа (ранее – глава Выборской волости)
При объединении поселений в округ сохраняются все здания администраций поселений. Глава волости, так же, как и бухгалтер, и уборщица, перейдут на работу в администрацию округа. Уборщицу не сократят уже хотя бы потому, что здания администрации необходимо убирать. Бухгалтер перейдет на работу в администрацию округа, но место его работы останется в сельском населенном пункте.
Профессиональных кадров в муниципалитетах не хватает.
Главу муниципального округа будут выбирать по конкурсу. Это значит, что народ лишают прямых выборов?

Александр Братчиков,
заместитель председателя Псковского областного Собрания депутатов
Муниципальные выборы остаются. Избиратели выбирают депутатов окружного Собрания. А те на конкурсной основе будут определять, кто станет главой округа.

Глава округа на конкурсной основе – это всегда профессионал. В конкурсе не может быть случайностей, не может быть как на выборах - «понравился – не понравился».
В истории нашей области уже были случаи, когда выбирали таких глав районов, которые на выборах были «красавцами», а потом из-за трудностей или подавали в отставку, или, заваливая работу, начинали играть в политику.

Сейчас такое время – надо собраться и работать, отвечать за каждую копейку.
Какой толк от преобразования района в округ для жителей, раз это больше касается системы управления?

Иван Белугин,
глава Локнянского муниципального округа
На самом деле, толк очень простой и важный. Потому что появляется больше возможностей для развития муниципалитета. И дело не в том, что окружные власти смогут привлечь больше денег, а в том, что эти деньги будут тратиться с толком. Например, на проекты благоустройства, на поддержку ТОС. При региональном конкурсе ТОС конкурсная комиссия смотрит на уровень софинансирования от муниципалитета. Так вот те муниципалитеты, что уже были преобразованы в округа, смогли выделить на проекты ТОС большее софинансирование. Этот фактор стал решающим для многих проектов: чем выше софинансирование, тем выше проект поднимался в рейтинге и тем больше были его шансы на победу. А это значит больше денег не просто в округ, а на конкретные проекты ТОС. А это уже – непосредственное развитие территорий и польза для их жителей.
После преобразования в муниципальный округ надо будет за справками в район ездить или нет?

Иван Белугин,
глава Локнянского муниципального округа
Здания администраций каждого поселения как были открыты для посетителей, так и продолжат принимать граждан на прежнем месте, по прежнему графику. Работа территориальных отделов в муниципальных округах организована по принципу МФЦ. В первую очередь, это выдача всех документов и справок, в том числе, за которыми также ранее приходилось ездить в райцентр. В этой связи необходимость «кататься в район» будет минимизирована.
Итак, в чем главная суть преобразования района в муниципальный округ?

Елена Тимашова,
начальник управления по местному самоуправлению и территориальному развитию правительства Псковской области
Суть преобразования в том, чтобы сделать более простой для понимания людей систему решения вопросов местного значения в районе. В муниципальном округе отвечает за все хозяйственные вопросы глава округа. С него люди могут спросить за все, что происходит в районе.

Сейчас у нас на территории каждого района от четырех до девяти глав: глава района, глава городского поселения, главы сельских поселений. Каждый глава самостоятельный в решении вопросов поселения, не связанный обязательствами с другими главами, в том числе, с главой района. Каждый со своими полномочиями, часть из которых не по одному разу в год передаются из поселения в район и обратно. Вспомним знаменитый советский фильм*:

«Вот граница моего района, левый берег реки Вертопражки. Мост обязан ремонтировать мой сосед, товарищ Лопата» - «Вот граница моего района, правый берег реки Вертопражки. Мост обязан ремонтировать мой сосед товарищ Борщ».

А теперь представьте, что эта ситуация совершенно не редкость в границах одного района нашей области, так как у каждого поселения, да и у района тоже своя «граница берега реки Вертопражки».

* комедия "Королева бензоколонки", 1962 г.


Вот чтобы для такого ответа даже повода не возникало, проводится это преобразование.

Кроме того, каждый глава поселения помимо хозяйственных полномочий занимается большим блоком вопросов издания правовых актов, работы с контрольно-надзорными органами, на которые требуется время и довольно-таки существенное.

В муниципальном округе более понятная система управления территорией. Районом руководит один глава, который занимается организацией работы всей администрации, обеспечивает технически и юридически работу глав волостей, защищает интересы района в области и на федеральном уровне, а главы волостей работают с людьми, занимаясь только хозяйственными вопросами. Пользы от такой организации в разы больше, чем когда главы поселений частенько занимаются тем, что все вчетвером, или вдевятером принимают одинаковые постановления для того, чтобы привести их в соответствие с федеральным законодательством, занимаются бумаготворчеством и отвлекаются на работу с контролирующими органами.