В отличие от зимы предыдущей, когда ни снега и ни льда не было, зима нынешняя уже в декабре успела заморозить псковские реки и озёра и даже немного снежком землю присыпать. Правда, ненадолго. Тут же последовала оттепель, чем псковские рыболовы непременно и воспользовались, отправившись с лодками и спиннингами на открытую воду.
Морозов опять нет. После похолодания во второй декаде декабря, когда, казалось бы, начал зарождаться настоящий лед, наступила оттепель, да такая, что много беды наделала – уже несколько человек в нашем регионе на таком льду погибли. В своей компании мы долго обсуждали, куда податься? И с чем – бурами или спиннингами? И правильно решили, что только не на лёд, а на Желчу. Пожалуй, река должна была бы вскрыться, а может, и замёрзнуть ещё не успела. И 22 декабря, в самый короткий день в году, мы отправились на нашу реку-красавицу.
Инициатором выезда оказался самый старший в нашем рыболовном коллективе - Сергей Николаевич. Хотя на пару дней позже и я предполагал такой же выезд, но отказываться не стал. У меня были легкие сомнения по поводу несошедшего льда с Желчи, а если бы еще через два дня оттепели туда бы поехали, то вероятность открытой воды могла быть выше. Но и Вениамин масла в огонь подлил, рассказал, что его товарищ, проезжая по мосту через Желчу, ещё два дня назад, видел там открытую воду. Отправились вчетвером – я, Дмитрий, Виктор и Сергей Николаевич, хотя изначально собирались более широкой компанией, но кто-то не поверил в наши намерения, мол, авантюристы, а кому-то здоровье не позволило.
Приехали к известному месту у деревни Низовицы. Вокруг красотища - на земле и на деревьях свежий ослепительно белый снежок, а на реке… тёмная вода. И самое главное - вода безо льда. Ура, значит порыбачим. Погода замечательная - ни тебе ветра, ни тебе осадков, тихо и спокойно. Про себя отметил, что надо будет где-нибудь на дальней точке внизу по течению запланировать остановку для новогодней фотосессии. А если к тому времени мы еще и с рыбой будем, то сюжет будет просто сказочный. Люблю такую погоду – вроде бы и зима, а мы – на лодках. И не только нам такая погода нравится, но и щучка почти всегда поклёвывает в такую красоту.
К этому дню наши лодки были уже высушены и убраны на зимнее хранение, но в обратную сторону нам развернуться недолго. Вот только часто после «ледовых» перерывов у нас бывают маленькие, а иногда и большие неприятности – чего-нибудь да забудем. Ну, а что поделаешь, почти все мы уже не молоды и Альцгеймер где-то рядом бродит. Бывало и без весел приезжали, и без клапанов для лодки, и без катушек к спиннингам, а я так однажды и вовсе отличился – забыл в гараже… мотор. И в этот раз не обошлось – я приехал без своей коробочки с воблерами.
Помню, как при загрузке держал её в руках, даже специально про себя проговаривал: воблеры, воблеры не забыть, отложил ее в сторонку от других многочисленных коробочек и… забыл. Но если бы я один был на рыбалке, тогда да, катастрофа. Ну, а сегодня рядом товарищи и, узнав про мое горе, наперебой и на выбор предложили свои «погремушки». Выбрал у Виктора рябенький «Джесси», любимый мой воблер, а Дмитрий поделился своим «Страйк про». Спасибо. Так двумя воблерами и обошелся.
Пока собирались, спускали лодки на воду, ещё одна неприятная история произошла, очень неудобно получилось из-за моих традиционных подшучиваний и подначек. Сергей Николаевич похвалился своим приобретением - лодочным мотором «Сузуки», шесть л. с. Хороший мотор, говорит, новый. А я, как всегда: «Ну, Сергей Николаевич, ты ведь правило знаешь – на необмытую вещь гарантия не распространяется». «Вот так и знал, что будете меня подкалывать – с улыбкой ответил Николаич – но, извините, забыл, а вернее, не успел вчера в магазин забежать. Да и не совсем новый мотор, я его с рук взял, ему всего год, и он лишь обкатку прошёл. Вот, смотрите, как игрушка сияет. Так что мотор считай новый». «Ну, все равно правило надо соблюдать, это непорядок, – и тут вдруг чёрт за язык меня дёрнул: - Ну, тогда ты его сегодня не заведёшь!» «Заведу! – упорствовал и продолжал виновато улыбаться наш товарищ, - при покупке в гараже в бочке с водой пробовали - запустили без проблем». «А давай поспорим, что не заведёшь!» - продолжал раздирать меня бес рогатый. «Давай. Заведу!» - улыбнулись и ударили по рукам.
Весь этот шуточный и ни к чему не обязывающий спор проходил во время короткого общего завтрака с чаем и бутербродами. Товарищи тоже подшучивали над Сергеем, но не так агрессивно, как я. Счастливый обладатель почти нового мотора первым выбрался на воду. Слышу – и раз, и два, и три наш старший товарищ дёргал за шнур стартера, а мотор-то и не заводится и даже не схватывает. «Ну, блин, – подумал я про себя, – не хватало мне еще накаркать». И десять попыток сделал Сергей, и двадцать – мотор признаков жизни не подавал. Вижу и слышу - нервничает Николаич. И мне неловко с каждой минутой становилось.
Ладно, сейчас подгребём к нему, может, что и подскажем, поможем. Сколько раз бывало, когда неопытный рыболов начинает только осваивать лодочный мотор и неправильно его запускает. Бывает, заливает бензином свечу, а дальше дёргай не дёргай, а завести мотор не получается, пока не выкрутишь свечу, не протрёшь её и не просушишь. Или можно и без выкручивания свечи обойтись, подождав минут 10-15, пока из цилиндра бензин сам испарится. Подгребли. Начал ему советовать, но Сергей Николаевич уже был на взводе: «Я сам знаю, что мне делать, у меня этот мотор уже не первый, и не второй, и не третий. Плывите, рыбачьте, я разберусь и догоню». Ну как бросать товарища? «А ты это делал? А это? – продолжал я попытки как-то исправиться, ведь надо же, напророчил. - Когда мой мотор хандрил, я вот так и так делал, помогало. Давай попробуем?» Но Сергей меня не слушал, упорствовал, уже и свечу выкрутил, и карбюратор разобрал. «А в карбюратор ты зачем полез?» – удивился я, мне туда ни разу не приходилось заглядывать. «Отстаньте, плывите, рыбачьте, я сам!» - продолжал раздраженно отвечать наш Сергей Николаевич. Ну что с ним поделаешь? «Дмитрий! – обратился я к самому опытному мотористу в нашей компании. У него, в отличие от Сергея, не второй и не третий мотор, а всё один и тот же, но уже пятнадцать лет служит ему верой и правдой. – Дима, помоги Сергею. Уж тебя-то он точно послушает». Извинился я перед Сергеем Николаевичем за столь несвоевременное пророчество, и отправились мы вниз по течению к щучьим местам – ну не стоять же рядом просто так.
Первая наша точка – это шестиметровая яма перед мостом. На этом месте реденько, но поимки щук все же бывают. Наш общий товарищ и опытный щукарь Вениамин Борисович, например, когда-то здесь «пятёру» выудил. Но местечко своеобразное, очень короткое по протяженности и неудобное для проводки – мель перед ямой, мель после нее. Забросишь воблер до ямы – нацепляешь травы, испортишь игру приманки и над ямой ничего не поймаешь. Забросишь воблер чуть позже начала ямы, как тут же и конец ее наступает. Лично я не люблю это место и почти всегда его игнорирую.
Так и в этот раз, решили проскочить ее не останавливаясь и сразу до второй точки. А она неподалёку, за мостом, и это место, пожалуй, самое интересное. Бывает, что нигде ни одной поклёвки за день не увидишь, а здесь хоть кто-то да клюнет обязательно. Это место выгодно отличается от других, ну, за исключением самого широкого и протяженного места за заимкой. То место, у реки Курицы, ну просто шикарное по всем показателям. Распустили спиннинги и прошлись вниз по течению метров триста.
Мало сейчас воды в Желче, воблеры с 2,5 метра заглублением то и дело дно цепляют, но что поделаешь, бывало и еще мельче. Дошли до выхода с этой точки, поклёвок не было, развернулись, пошли против течения. Хотя какое там сейчас течение? Движения воды совсем незаметно, редкие льдинки плавали почти не двигаясь. И опять прошли насквозь щучье «пастбище» не поимев ни удара, ни поклёвки. Тут и Дмитрий примчался. «Как там Серёга?» - был мой первый вопрос. «Да вроде бы завелся» Ну вот и хорошо, а то я весь испереживался, очень с моей шуточкой как-то неудобно получилось. «Только у него действительно что-то с карбюратором. Жалуется, что бензин в лодку капает, скорее всего, игла в карбюраторе западает», - накоротке, проплывая мимо, рассказал Дмитрий. Ну, завелся, знать скоро здесь объявится. Но ни через пять минут, ни через десять и ни через час Сергей Николаевич так к нам и не присоединился. Неисправность оказалась серьезнее, чем думалось, и порыбачить ему в этот день так и не пришлось. Собрал он с невеселыми думами свою лодку с мотором и уехал домой. Так вот моя с виду безобидная шутка оказалась пророческой, и мне до сих пор очень неудобно перед Сергеем. Приношу еще раз извинения, хотя вроде бы и ни в чём не виноват.
После встречи с нами Дмитрий удалился на другой край этого речного раската, развернулся, забросил спиннинги и двинулся нам навстречу. Мы были метрах в десяти друг до друга, как вдруг ровно посредине между нашими лодками вывернулась огромная рыбина. Широкие круги и водоворот от крупной рыбины увидели и мы с Виктором, и Дмитрий.
На тишайшей речной глади это было и очень неожиданно, и очень смачно. Вот это рыба! А может, это бобёр был? Что-то мне не припоминается, чтобы в такую пору щука (а кто еще это может быть?) так мощно и активно себя вела. «Ни фига себе! Дима, ты видел?» «Видел», - обменялись мы эмоциями, проплывая в пяти метрах друг от друга. И только наши лодки удалились метров на двадцать, как мой напарник, а он лицом к лодке Дмитрия был, говорит: «Дмитрий кого-то зацепил, тянет». Я обернулся. Точно, лодка нашего товарища стояла поперёк реки и он одной рукой усердно крутил катушку, а другой удерживал трясущийся и изгибающийся от сильных рывков рыбины спиннинг. И подсак приготовил. Ну, раз так, то там хорошая щука должна быть.
Через минуту-другую он выудил великолепный экземпляр зубастой разбойницы. Тут же он и взвесил её – 3200 гр. Отличное начало. Кстати, эта щука для моего товарища оказалась самой крупной в этом году. Поздравили и продолжили рыбачить. Вскоре и в нашей лодке раздались радостные возгласы – это мой напарник Виктор Александрович выудил «полторашку» (как потом оказалось – 1900 гр). Минут через десять он же еще одну щучку поймал, но небольшую, около полукилограмма весом, её, конечно же, отпустили. А дальше клёв затих до нуля. Минут тридцать мы ещё поползали по этому месту и... ничего.
Кстати о бобрах. Они часто пересекают водный путь рыболовам, наблюдают за нами, пугают нас и подают сигнал опасности громким шлепком своего хвоста о воду. Развелось их за последний десяток лет на водоёмах Псковской области довольно много. Да оно и понятно – ни воротники, ни шапки бобровые никому сейчас не нужны, вот охотники и потеряли интерес к добыче бобра. А в природе, кроме человека, врагов у него не много. Прекрасно чувствуют себя самые крупные грызуны (вторые по величине в мире после капибары) и в водах реки Желчи. Два года назад, неподалеку от впадения в Желчу реки Курицы, появилась в три метра высотой и около десяти метров в диаметре хатка бобрового семейства. Таких огромных бобровых жилищ мне ещё нигде не встречалось.
Отправились мы дальше вниз по течению. Впереди еще много перспективных ям и раскатов, и где-нибудь со щукой да повстречаемся. На следующем месте пусто оказалось, и на следующем. А на пятом или шестом щучьем месте ловить стало очень неудобно – полреки во льду, а на второй половине сначала появились отдельные льдинки и льдины, а потом стала встречаться и каша изо льда. До этого река вся чистая была, а тут кое-где настоящая шуга из мелких осколков льда. Ну как здесь половишь – и не забросить, и не провести воблер. Пошли дальше с надеждой, что на самом рыбном и широком месте вновь выберемся на открытую воду. Но не тут-то было.
Дальше места, где впадает река Курица, Желча стояла закованная в ледяной панцирь от берега до берега и вниз по течению, на сколько глаз хватало. Что называется, приплыли! Делать нечего, пришлось разворачиваться в обратный путь. Не так мы представляли сегодняшнюю рыбалку на Желче, к самым «сладким» местам река нас не подпустила. На обратном пути мы опять проверяли все щучьи места, но лишь один раз у товарища клюнул недомерок.
А точка № 2, та утренняя, результативная, вновь ожила и порадовала. Наконец-то и на мою улицу пришёл праздник – и у меня клюнула щука. Да не одна, а почти подряд пять штук. Правда, две из них сразу же были отпущены, а три около килограммового размера (плюс-минус) отправились в общий садок. И что удивительно, если с утра в этом месте клевало только у моих товарищей, а мой спиннинг отдыхал, то ближе к вечеру хищница предпочитала исключительно мою снасть. Сколько уже раз возникает подобная ситуация, и какого-то внятного объяснения такой избирательности хищницы мы так и не находим.
Поклёвки в этот день были совсем не зимние. Щуки вели себя на удивление активно и не по сезону яростно сопротивлялись от первого и до последнего метра, заглатывая наши воблеры «по самые гланды». Экипаж моей лодки оказался полностью не готов к такому поведению острозубой хищницы и был заслуженно наказан за это. На берегу, по неопытности моего напарника, оставили зевник, а без него проникнуть в пасть щуки и отцепить воблер большая проблема. Да еще в лодке ни экстрактора не оказалось, ни пассатижей никаких. И пришлось заниматься кровопусканием, но не щукам, а… самим себе.
И я, и Виктор изрезали кисти рук об острейшие, как лезвие бритвы, щучьи зубы в кровь. Говорят, что у щуки несколько раз за год зубы выпадают, но, как оказалось, не в декабре. Каждый раз после поимки очередной разбойницы приходилось одному из нас раскрывать и удерживать голыми руками щучий «клюв», а второму засовывать свои руки глубоко в пасть и отцеплять приманку, то и дело цепляясь за острейшие зубы хищницы. Ох и непростое это дело оказалось – ни одного раза не обошлось без кровопролития. Да еще и холодная погода усугубляла ситуацию – кровь очень долго не сворачивалась и даже мелкие царапины кровоточили по часу и более. Но обижаться не на кого, забывчивость и расслабленность тому причиной.
Вечерний клёв тоже оказался недолгим. Минут за тридцать я выловил своих щук, да у моего напарника поймалась незачетная щучка. Дмитрий вечерних поклёвок так и не увидел. День подходил к концу, и на этом мы рыбалку закончили. Не самая плохая выдалась предновогодняя рыбалка.
На этой рыбалке хотел проведать своих знакомых в деревне Кола - Игоря Владимировича и Владимира Павловича Гладких, знаменитых жителей этой деревни и устроителей памятника чудским морякам. Но из-за ледовой обстановки мы не дошли туда километров пять. А Игорь Владимирович приглашал, заманивал, прислав фотографии обнаруженных в окрестностях удивительных артефактов.
Модное увлечение захлестнуло сейчас чудской берег: иногда граждан с металлоискателями в руках можно встретить чаще, чем со спиннингами. Очень много металла до сих пор остаётся в теле земли причудской, особенно не дают ей покоя раны Великой Отечественной войны. Но встречаются и более старые вещицы и даже древние. Вот и хотел с некоторыми из них познакомить меня мой знакомый из деревни Кола. А обнаружила их и извлекла из земли его дочка – с лопатой и новомодным прибором она иногда не расстается часами.
Когда Гладких четыре года назад здесь только поселились и приводили в порядок территорию (не только дачного участка, но и территорию всей деревни – пляж, дороги, часовню). то и без металлоискателя они много чего интересного обнаружили – и патроны, и снаряды, и винтовку, и пулемет – всё в плохо сохранившемся виде и едва угадываемое. Но повстречались и вещи удивительные. Но обо всём этом я постараюсь рассказать нашим читателям после следующей рыбалки на Желче, после очной встречи с Игорем Владимировичем и непременно с его разрешения. Но произойдёт, скорее всего, такая встреча уже по весне.
Николай Бесклёвный