Не секрет, что будущее наших детей создаем мы сами — своими делами, своими планами на ближайшие годы и шагами по их воплощению в жизнь. От того, какие условия создаются сегодня для жизни юных псковичей, во многом зависит, какими они вырастут,
какие профессии захотят получить, пожелают ли они остаться в этом городе.
Псковское агентство информации предлагает проанализировать состояние системы образования в областной столице и представить, каким будет завтрашний день Пскова.
Сегодня в Пскове насчитывается:
90
учреждений образования
25 518
учеников
Для сравнения, по данным Государственного архива Псковской области, в 1872 году в Пскове образование получали 1839 учащихся — 1409 мальчиков и 430 девочек.
Тогда, в 1839 году, в городе действовали Псковская мужская гимназия, духовная семинария, военная прогимназия, Мариинская женская гимназия, духовное училище, уездное училище и при нем ремесленное училище, приходское училище. Помимо
этого работали Псковское смешанное училище, Запсковское и Завелицкое смешанное училища, Евангелическо-лютеранское училище, Детский приют святой Ольги и четыре частных образовательных заведения — господ Самсон, Дюльно, Кирилловой
и Мягковой.
Более 100 лет назад для учащихся средних учебных заведений Пскова действовали особые правила. К примеру, воспрещалось «воспитанникам и воспитанницам, как на улице, так и в театрах, концертах и вообще во
всех публичных местах ношение неформенного платья или смешение установленной формы с платьем другого типа».
В этом же документе говорится: «Посещение воспитанниками гостиниц, трактиров, бильярдных, буфетов, кофеен и клубов, за исключением, когда в последних бывают детские вечера и елки, меблированных комнат и всех вообще питейных заведений,
а также домов терпимости, строго воспрещается. Содержатели же означенных заведений, допустившие в оные воспитанников или воспитанниц, привлекаются к законной ответственности. По обнаружении сего более трех раз заведение властью
губернатора закрывается».
Тогда же было установлено «предельное время прогулки воспитанников и воспитанниц по городу с 1 сентября по 1 апреля до 9 часов вечера, а с 1 апреля по 1 сентября до 10 часов вечера».
Правилами
предписывалось: «Воспретить воспитанникам курение табаку как на улицах, так равно и во всех публичных местах», «всякие крики, шум, бросание чего-либо на улице, неуместные вслух вслед прохожим замечания, есть нарушение общественной
тишины, которое будет преследоваться по закону».
Перед вами табель об успеваемости учеников начальных классов школ Пскова. Датирован документ 1944 годом. Летом того же года Псков освободили от немецко-фашистских захватчиков. А уже осенью в практически полностью разрушенном городе
заработали школы.
В табели об успеваемости обобщены данные за первое полугодие. Обратите внимание, из 501 ученика первых классов только на «отлично» и «хорошо» учились 139 человек.
Среди предметов, которые особенно
хорошо давались псковским школьникам, были литература, русский язык, арифметика, иностранный язык, география и военная подготовка.
По данным на 15 октября 1944 года, за парты сели 1942 ученика. В первых классах был 501 школьник.
Во вторых — 353. В третьих — 259 учеников. Наименьшее количество — в выпускном десятом классе — 17 человек.
Надо принимать во внимание тот факт, что в годы войны многие мальчишки и девчонки не могли учиться. А потому за парты в 1944 году сели не только дети, но и уже возмужавшие парни и девушки, не успевшие получить образование.
Нередко
в одном классе у одной доски отвечали ребятишки и успевшие побывать на фронте или в партизанских отрядах парни с медалями на груди.
В 2019 году в Пскове работают:
16
средних общеобразовательных
школ
9
лицеев
1
гимназия
1
учреждение с углубленным
изучением английского языка
1
школа-интернат
Самые крупные учреждения:
Учреждение | Количество учеников |
---|---|
Центр образования «Псковский педагогический комплекс» | 2 800 |
Лицей № 4 «Многопрофильный» | 1 751 |
Лицей экономики и основ предпринимательства № 10 | 1 513 |
Погранично-таможенно-правовой лицей | 1 424 |
Псковская инженерно-лингвистическая гимназия | 1 394 |
Многопрофильный правовой лицей № 8 | 1 315 |
Лицей «Развитие» | 1 290 |
Работают в общеобразовательных учреждениях города
school 1504
педагога
— С 1 сентября 2017 года по 1 сентября 2019-го количество обучающихся увеличилось на 1 427 человек. Во вторую смену обучается 5 803 человека, это довольно много — 22,7 % от общего количества обучающихся.
В районе «Завеличье» города Пскова в 8 из 9 школ обучение организовано в 2 смены. Ежегодно численность обучающихся в данных школах увеличивается, что во многом объясняется увеличением строительства многоквартирных жилых домов в жилом квартале «Европа», расположенном на границе города Пскова и Псковского района.
В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» для создания новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения в 2020 году планируется строительство новой школы на 1350 мест в деревне Борисовичи.
Строительство новой школы имеет высокую социальную значимость. В первую очередь, она позволит разгрузить учреждения Завеличья, снимет остроту вопроса вторых смен. Кроме того, строительство новой школы позволит существенно повысить доступность качественного школьного образования во второй половине дня, так как появится возможность в полном объеме организовать внеурочную деятельность в рамках федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, организовать обучение о дополнительным образовательным программам. Нельзя оставить без внимания и тот факт, что сейчас проходит процедуру привязки проект новой школы на 825 мест и на улице Юбилейной, 43-а в Пскове.
СПРАВКА:
Адрес новой школы:
улица Юбилейная, 43а
Количество мест:
825
Стоимость объекта в ценах
2017 года
614 млн 132,3 тысячи ₽
Из них на строительство здания:
360 млн 557,9 тысяч ₽
На оборудование:
198 млн 36 тысяч ₽
— В 2019 году город Псков получил финансовые средства по государственной программе «Демография», в рамках которой в течение 3 лет (с 2019 по 2021 год) в Пскове будут открыты пять детских садов на улицах Балтийской, Звездной, Алехина, Коммунальной и в деревне Борисовичи и две пристройки к детсадах на улице Народной и Рижском проспекте. В общей сложности эти дошкольные учреждения дадут городу дополнительно 1230 мест в ясельных и дошкольных группах.
Отмечу, что в этом году свою «лепту» в финансирование сферы образования Пскова внесли и депутаты Псковской городской Думы: многие из них свои «депутатские» средства в объеме 3 млн 640 тысяч ₽ на каждый избирательный округ направили на образовательные учреждения. С помощью этих денег в детских садах и школах в этом году активно шла замена оконных блоков, установка противопожарных и эвакуационных дверей, ремонт актовых залов и санузлов, систем отопления и освещения, устройство ограждения, ремонт кровель и т. п.
Кроме того, около 6,5 млн ₽ Псковская городская дума сэкономила на собственных расходах. Все высвободившиеся деньги единогласным решением парламентариев были направлены на первоочередные социальные нужды: ремонт Детской музыкальной школы № 5, установку теневых навесов в детских садах, ремонт пищеблоков и учебных классов в средних общеобразовательных школах.
Бюджет Пскова на 2020 год сохраняет свою социальную направленность. Более 60 % всех расходов будут направлены на социальную сферу. В 2020 году депутаты также продолжат активную работу на избирательных округах и осуществлять пристальный контроль за расходованием федеральных средств.
В областном центре действуют и учреждения дополнительного образования.
Количество уреждений дополнительного образования
6
Количество педагогических работников
154
Количество объединений в этих учреждения
668
Количество
занимающихся детей
9 854
Дошкольное образование Псков в цифрах — это:
55
детсадов
1 120
педагогов
11 803
посещающих детсады ребенка
Самые крупные учреждения:
Учреждение | Количество воспитанников |
---|---|
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников № 43 «Улыбка» | 360 |
Детский сад комбинированного вида № 28 «Искорка» | 347 |
Детский сад комбинированного вида № 54 «Колобок» | 340 |
Центр развития ребёнка № 55 «Загадка» | 339 |
Детский сад комбинированного вида № 1 «Аистёнок» | 337 |
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей № 37 «Кораблик» | 336 |
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей № 45 «Родничок» | 334 |
Кроме того, при школе-интернате, Псковской инженерно-лингвистической гимназии, школах № 5, № 47, № 12, лицее № 4 открыты дошкольные отделения.
— С целью обеспечения права детей на дошкольное образования и обеспечения местами всех желающих администрацией города Пскова неоднократно направлялись обращения в администрацию Псковской области на выделение средств на строительство детских садов. В 2019 году достигнуто соглашение о выделении финансовых средств в рамках государственной программы «Демография». В 2019-2021 в Пскове будут открыты дошкольные образовательные учреждения:
в 2019 году — детский сад по адресу: Псковский район, д. Борисовичи, ул. Балтийская, на 270 мест, детский сад по адресу: Псков, ул. Звёздная, д. 17-б на 270 мест, пристройка к МБДОУ «Детский сад № 44» на 80 мест;
в 2020 году — детский сад по адресу: Псков, ул. Алёхина на 270 мест, пристройка к МБДОУ «Детский сад № 25» на 80 мест;
в 2021 году — детский сад по адресу: Псковский район, д. Борисовичи на 140 мест, детский сад по адресу: Псков, ул. Коммунальная на 120 мест.
ДЛЯ СПРАВКИ:
В 2020-2021 годах за счёт средств муниципального бюджета планируется:
— ремонт здания дошкольного отделения МБОУ «Псковская лингвистическая гимназия» с открытием дополнительных 180 мест;
— ремонт группы в МБДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад №7 «Росток» с открытием 25 мест;
— ремонт помещения в МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №30 «Жемчужинка» с открытием 25 мест.
Строительство этих садиков, конечно, не решит полностью проблему очереди в детские сады, но значительно увеличит количество мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.
— Что касается содержания образования, на мой взгляд, как человека, который много лет работает в начальной школе, оно не отличается кардинально. Содержание основных предметов — русского языка, математики, окружающего мира — в принципе, не поменялось. А вот условия обучения меняются. Появляются новые технологии, появляется новое оборудование. Меняются и теоретические подходы к преподаванию. И уровень развития детей, конечно, должен расти.
Мы с белой завистью смотрим на такие учреждения как Псковская инженерно-лингвистическая гимназия, потому что там действительно созданы самые современные условия. На мой взгляд, в остальных школах должны улучшаться условия, и нужно стремиться к такому современному оснащению.
— Если сравнивать современную школу с той, в которую ходила я, то внешне она не поменялась. Разве что тогда не было компьютеров и проекторов. Черты старой советской системы образования присутствуют и сейчас, взять хотя бы расстановку парт, рассадку учеников. Но меняется методика преподавания, система взаимоотношений школы и детей.
Пскову и области в целом сейчас остро необходимы новые школы. На Завеличье практически все образовательные учреждения переполнены. Строительство новой школы в Борисовичах показало, что этого недостаточно, нужна комплексная работа на стадии проектирования микрорайонов, будущей жилой застройки.
— Система образования в период, когда я ходила в школу, и сейчас, конечно, отличается. Во-первых, было меньше школ в городе. Во-вторых, появились лицеи и гимназии, то есть профильное обучение. У детей есть возможность выбора — по какому профилю обучаться. Это большие плюсы. Если говорить об условиях, то у нас сейчас много компьютерной техники, мультимедиа, и мы имеем возможность использовать информационно-коммуникативные технологии. Это экономит время на уроке, и это тоже плюс. Кроме того, сейчас есть интернет, очень быстро можно добыть любую информацию. В этом есть, конечно, как плюсы, так и минусы, но в целом возможностей у детей благодаря интернету стало больше, да и у учителя тоже.
Сейчас, конечно, в регионе делается много для того, чтобы приходили новые педагоги. Есть новая программа «Земский учитель» для привлечения педагогов в сельскую местность. Но такая программа, по моему мнению, необходима и для городских педагогов. У нас, например, не хватает учителей начальных классов. Опочецкое педучилище готовит специалистов, они могли бы к нам приехать, но нет жилья. То есть, в первую очередь, это жилищные вопросы. Есть еще и заработная плата — сказывается близость с Санкт-Петербургом, наши педагоги уезжают в крупные города. У нас молодой учитель без категории получает 9 тысяч 763 рубля за 18 часов нагрузки, но как он может на эту сумму снять жильё? И, конечно, нужно думать о повышении социального статуса профессии. К сожалению, сейчас информация об учителях всё чаще подаётся со знаком минус, а давайте сравним это с образом педагога в картине «Доживём до понедельника»! Нужно популяризировать профессию учителя в массы.