Обретение или забвение?

На фото: закат на Талабах

Интернет-версия православного журнала "ФОМА" отметила 40-летие экологической организации "Greenpeace" статьёй, посвящённой псковскому святому. На первый взгляд, такой выбор может показаться спорным, однако, если принять во внимание, что речь идёт о преподобном Досифее Верхнеостровском, просветителе населения Талабского Архипелага, то многое становится на свои места.

На фото: вид с колокольни на остров Талабск (Залита)

"Мы назвали публикацию "Эколог 15 века"  и это не было натяжкой, - считает первый заместитель редактора журнала "ФОМА" В. Гурболиков, – тот вклад, который внёс преподобный Досифей в сохранение уникальной Талабской природы, давно должен быть вписан в историю экологического движения, причём вписан золотыми буквами. К сожалению, наши современники, уважая и почитая старца Николая Гурьянова с о. Талабск (Залита), имя преподобного Досифея практически не помнят или недооценивают. Хотя сам протоиерей Николай считал себя продолжателем его дела".

На фото: Досифеева горка

Преподобный Досифей Верхнеостровский прибыл на Талабские острова в XV веке из Спасо-Елеазаровского монастыря. Преподобный взял на себя рискованную, но благородную миссию: убедить жителей островов, племя талавов из Латгалии, отказаться от разбоя на Псковском (Талавском) озере и способствовать их просвещению в духе христианской любви. Эта миссия, как показало время, была исполнена не просто успешно, она на века определила весь жизненный уклад и нравственное поведение жителей островов, ставших верными защитниками, молитвенниками и тружениками на благо Российского Отечества.

На фото: вид с острова на закат в Эстонии

При этом, благодаря Досифею, в течение столетий Талавы не растворились среди миллионов Россиян, сохраняя уникальную, самобытную культуру. Этому способствовала приписываемая Преподобному, своеобразная Конституция островов, известная  как "УКЛАД ДОСИФЕЯ".  Но удивительным образом этот документ и сама Досифеевская традиция положительно повлияли на жизнь людей и на сохранение экологического баланса островов.

На фото: Псковское озеро цветёт в июле

"…Талабские острова находятся на мелководье, и с Северной стороны остров постоянно заболачивается, – рассказывает журналу "Фома" краевед и уроженец Талабска Федор Кочевин, – по Укладу все жители были обязаны держать корову или лошадь, животные поедали тростник, всевозможные водоросли, другую растительность с берегов, и таким образом поддерживали их в идеальной чистоте, спасая от заболачивания...  Помогали берегам и специально прирученные еще с XV века к постоянным становищам лебеди. Теперь они не долетают до Верхнего, остаются на Талабске. Тростник разросся, а там, где начинается чистая вода, лебеди до дна не достают, нырять они не умеют".

На фото: берег елового бора на острове Верхний (западная часть острова)

По мнению Кочевина, большую роль в спасении Архипелага сыграли содержащиеся в уставе запреты разводить огороды и рубить местный лес:

- Талавы сохранят природы вольность по естеству, а тропами очертят проходные места. Ни санных мест, ни огородных - не станется на острову, а токо с теплика положью, избы ловецкие поставят, для справу промысла и всякого запаса.

- Талавы сохранят природы вольность, не с имут с берегов ни валунов, ни травяных укосов, а деревами обсодят загорье, а островного леса ни по чем не отдадут, хотя и для стыров, иль весел, иль другой порядни.

На фото: пещерный храм XV века

Примечательно, что все хозяйственные и социальные правила, зафиксированные Досифеевским посланием, сохранялись даже в Советское время вплоть до 80-х годов XX века. Впрочем, сейчас есть повод не только восхищаться прозорливостью предков, но и с тревогой задуматься о будущем.  С этим согласен и В. Гурболиков – автор фотографий к публикации в интернет-версии журнала "ФОМА".

На фото: вид с колокольни на юго-западную часть острова Верхний

"Путешествуя этим летом по Талабам, фотографируя эти удивительные места, я испытывал смешанные чувства. С одной стороны – потрясение от красоты Псковского моря, удивительное чувство перехода из мира в мир в момент похода в таёжно – заповедную часть острова Верхний. Ещё большее потрясение – возможность молиться в построенном Досифеем подземельном храме, о котором вспомнили и восстановили совсем недавно. В нём нет иконостаса: святой старец молился с бывшими жестокими воителями вместе, стоя вокруг престола. Но видел я и другое: ядовито-зелёные волны озера и запах цветущей воды, брошенные купеческие дома, в которых когда-то не только жили, но и торговали. Появление тростниковых зарослей там, где их не должно быть. Как только отвернулись от Веры и перестали помнить заветы святых, так жизнь начала уходить. Страдают и бегут люди, страдает и гибнет удивительная природа. Потому что все это глубоко связано между собой".

 

По словам Гурболикова, во время подготовки публикации оказалось трудным найти специалистов, готовых ответственно и профессионально прокомментировать экологическую ситуацию на Талабах, и это несмотря на то, что часть Архипелага имеет статус "Государственный Комплексный Памятник Природы" регионального значения. Эта ситуация настораживает. Журналисты "ФОМЫ" надеются, что публикация, посвященная Великому псковскому святому, будет способствовать скорейшему возращению к решению экологических и социальных проблем одной из жемчужин Псковской земли.

На фото: царица острова серая цапля

P. S. Пока вопрос экологии решается в политическом русле: выиграв грант, некое псковское молодёжно-политическое движение устроило публичную пиар-кампанию якобы по уборке островов…Жаль, что никто не догадался съездить на острова сейчас, спустя ровно год. До сих пор мешки мусора, собранные на островах, валяются и гниют перед храмом и на пирсах, демонстрируя "заботу" об экологии островов.

 

Андрей Таскаев, богослов, член Союза краеведов России.

Андрей Таскаев
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...