Биговчий факсимиле
"Одно из немногих успешных государственных предприятий области "Псковская областная типография", слава Богу, не пережила трансформации перехода в супермаркет", - писало Псковское агентство информации в декабре 2004 года, предваряя этими словами душеспасительную беседу с тогдашним директором этого ГП Сергеем Биговчим, который в те времена ещё сеял "разумное, доброе, вечное" из дома номер 17 по Рижскому проспекту.
Спустя шесть лет Сергей Александрович, как он сам говорит, первым делом поехал "поплакать" в старое здание типографии, с которым уже давно "не слава Богу" и которое по иронии судьбы всё-таки "трансформировалось":
- Во-о-от… И там я увидел каких-то пигалиц лет по тринадцать. Одна кричала другой через весь торговый зал: "Бери бутылку водки и не парься!"
- Можно подумать, в Москве таких "пигалиц" не водится…
- Не знаю, не встречал. Это стало для меня культурным шоком.
- Не могу не спросить, зачем Вы вернулись в Псков. Все стремятся "в Москву, в Москву", а Вы – второй раз в одну и ту же воду?..
- Я устал жить в мегаполисе. Хотелось бы немножко отдышаться.
В гаражах бывшего облкниготорга на Ротной "дышится", может, и вольготней, чем в Москве, и даже на Рижском проспекте в Пскове. Но как-то не верится, что всё это хозяйство с эстетикой машинно-тракторной станции когда-нибудь станет новым псковским очагом культуры.
По грязному двору шныряют драные кошки, в трехэтажной кирпичной будке помимо типографской конторы ютится ещё и архив ЗАГСа. В коридорах затхлый запах, как в похоронном бюро. На двери, которую мне указали, до сих пор висит табличка "И. Зимин".
- Я сначала подумал, что Вы тоже из прокуратуры. Ко мне всё больше прокурорские ходят. А я тут, как доктор Айболит… ставлю диагноз.
Сергей Биговчий был назначен временно исполняющим обязанности директора ГП "Псковская областная типография" 21 марта 2011 года после того, как администрация региона не продлила контракт с бывшим директором типографии – Иваном Зиминым.
- Когда мне предложили снова возглавить это предприятие, а я согласился, то ни я, ни руководство Псковской области не представляли себе масштаб разрушений. Фактически Псковская областная типография – банкрот. Такое ощущение… что её нет. У предприятия чудовищные долги. Не хотелось бы озвучивать цифры, но приходится – примерно 26 миллионов рублей! Рабочие три месяца не получают зарплату. До февраля 2005 года им платили день в день, потому что своевременные выдача зарплаты и уплата налогов – это для меня как руководителя было святым. А теперь выясняется, что у предприятия не уплачены налоги ещё за прошлый год. Как такое могло случиться?! В результате все счета арестованы. Речь идёт о спасении типографии как производства с историей и двухсотлетними традициями. Ведь типография существует в Пскове с 1803 года. Неужели она должна прекратить своё существование только потому, что несколько последних лет кто-то ею бездарно руководил?
По словам Сергея Биговчего, только на переезд областной типографии из центра города на задворки цивилизации было потрачено около 10 миллионов рублей.
- Пока переезжали, что-то из оборудования сломали при разгрузке, что-то продали за бесценок, что-то "потеряли". А главное, у предприятия отняли будущее. Потому что на первый взгляд, в этом шанхае вроде как и хватает площадей – каких-то псевдоофисных бомжатников – а хорошую печатную машину поставить некуда. Что мне толку от этого моего безумно просторного директорского кабинета, если мне не на чем и негде печатать книги? Сегодня областная типография в состоянии выпускать только один вид многостраничной печатной продукции…
Сергей Биговчий раскладывает передо мной толстые мягкие учебники по бухучёту и работе на компьютере.
- … Это не что иное, как бро-шю-ры. Книга всё-таки предполагает твёрдый переплёт. Повторить подвиг "Единорога" мы сейчас были бы не в состоянии. Во-первых, у нас больше нет таких станков, во-вторых, рабочие потеряли навык. Чтобы восстановить их тактильные способности, понадобится не меньше полугода. Однообразная примитивная работа и сезонный характер производства свели на нет всё, чего мы добились шесть лет назад, когда наши книги конкурировали на специализированных ярмарках с продукцией самых известных российских издательств.
- "Сезонный характер производства" – это как в колхозе, да?
- Просто такие издания, как "Основы компьютерной грамотности" и проч., как правило, нужны издательствам-заказчикам к началу учебного года. Я не понимаю, зачем мой предшественник "затачивал" псковскую типографию под такие заказы. В "тучные" годы типография, конечно, не бедствовала и выпускала подобные брошюры чуть ли не в три смены. Но это не принесло никакой пользы ни областному бюджету, ни самому предприятию, которое, как вы можете сами убедиться, не только не развивалось, а, наоборот, пришло в полный упадок. Особенно после того, как конъюнктура изменилась, и крупным издательствам стало не выгодно связываться с Псковом. Они себе купят ангар где-нибудь поближе к Москве, поставят туда четыре печатных станка – и поминай как звали. А местных заказчиков областная типография почему-то растеряла. Подумать только: ни одна псковская газета здесь больше не печатается!
- Псковские газеты и сейчас не намерены печататься в областной типографии, кто бы ею ни руководил. Говорят: это раньше власти обязывали их печататься у Биговчего, используя административный ресурс. А теперь, мол, фигушки!
- Да никто их не обязывал! Времена были не такие уж сладкие, как в канун кризиса. А псковская типография печатала периодику в кредит. К тому же качество печати у нас на тот период было адекватным… Это сейчас все хотят цветные газеты. Но если мы купим полноцветную печатную машину и предложим редакциям взаимовыгодные условия, то они и без всякого административного ресурса к нам переметнутся. Думаете, им так уж приятно возить тираж из Гатчины? Грубо говоря, если псковские газеты тратят на печать до полумиллиона в месяц, то почему бы нам не побороться за этот кусок? Но для этого нам необходимо новое оборудование. А оно дорогое. А у типографии многомиллионные долги.
- Надеетесь, что будет проведено расследование хозяйственной деятельности прежнего руководства предприятием?
- Рассчитываю на это. Например, обнаружил акт на списание 59 тонн бумаги, которую в прошлом году якобы "утопили" во дворе типографии. Это 200 ролей, если их выкатить во двор да попытаться "утопить", воды не напасёшься.
Ещё пример. Прежнее руководство зачем-то приобрело за три миллиона рублей огромный плоттер. Это такая машина для печати баннеров, необходимая типографии, как козе баян. Судя по бумагам, на нём было выполнено всего четыре заказа на общую сумму в 18 тысяч рублей. После чего этот плоттер сломался.
Кроме того типография зачем-то приобретала в Псковском районе недвижимость, а потом её перепродавала, потеряв только на НДС почти миллион рублей.
Автопарк Псковской областной типографии тоже "утопили": Газ продали за 50 тысяч рублей, "Москвич"-каблук – за 20, а разбитая "Киа" брошена в гараже. И теперь у типографии только за аренду транспорта накопилось долгов на 400 тысяч рублей.
…Но даже если кого-то за эти махинации и посадят, мне от этого легче не будет, хотя всем сразу станет понятно: откуда у предприятия такие проблемы. За моей спиной больше ста человек, некоторые работают в областной типографии целыми семьями, а теперь оказались на грани выживания. Мы, конечно, начали потихонечку реанимировать производство, чтобы выплачивать людям хоть какие-то деньги… К примеру, когда в конце марта один мой старый товарищ пришёл поздравить меня с днём рождения, я ему так и сказал: лучше сделай заказ. В результате у нас уже готовится к изданию небольшая книжечка под названием "Стихи А.С. Пушкина, написанные в Михайловском". Хотя в сложившихся условиях такие заказы для областной типографии – как мёртвому припарки. Чтобы спасти это предприятие, необходимы солидные капиталовложения. Сейчас всё будет зависеть от решения собственника Псковской областной типографии как государственного предприятия.
Когда мы потом пошли с Биговчим в цех, рабочие уже складывали в стопки готовые тетрадки написанных в Михайловском пушкинских стихов. Больше ничего интересного я в этой святая святых не увидела: те же унылые шестисотстраничные "брошюры" про овладение компьютерной грамотностью и бухучёт, плакаты будущего конкурса красоты... Невозможно поверить, что всего шесть лет назад это предприятие замахивалось на "иллюстрированного" Сергеем Любаевым Николая нашего Васильевича Гоголя с "лодочкой" и дарило свои книжки английской королеве.
- Планы с изданием "Иллюстрированного Гоголя"всё ещё в силе?
- Так я его уже издал. Правда, не в Пскове, а в Словении – для "Уралсиба". Это была роскошная книга, которая стала корпоративным подарком для партнёров банка.
- Переиздать не хотите?
- "Уралсиб" обидится. Да и скучно это – переиздавать. К тому же областной типографии сейчас явно не до жиру.
- Но председатель областного комитета по культуре уже заявил, что на следующем книжном форуме "Русский Запад" псковским издателям будет чем потрясти читающую публику. Может, поделитесь планами?
- Прежде всего нам необходимо возродить серию – «Псковская историческая библиотека». Надеюсь опять посотрудничать с известным питерским историком Андреем Михайловым, с художником Александром Стройло, с краеведами Натаном Феликсовичем Левиным и Михаилом Михайловичем Медниковым. В своё время краеведческие издания Псковской областной типографии были признаны самым успешным региональным проектом. В этой серии были выпущены книжки, ставшие настоящими раритетами – например, "Шпионы и диверсанты" Александра Седунова. Там были такие хиты, как "История города Острова", – настоящий книголюб за такую книжку никаких денег не пожалеет.
Такое направление, как полиграфия туризма, меня тоже очень интересует. Ведь изданные нами в начале века "Псков на ладони", "Изборск на ладони", "Печоры на ладони" не только позволили типографии заработать денег и не только создали привлекательный образ псковских достопримечательностей. Они так и остались лучшими псковскими изданиями такого рода.
В общем, как только мы войдём в колею и начнём снова издавать в год как минимум две-три книжки по истории и краеведению, тогда и начнём придумывать, чем удивить Москву.
- А поконкретней? Я уже, можно сказать, деньги на новых псковских "единорогов" начала копить, как узнала, что Вас опять назначили директором Псковской типографии… ну не директором, а врио… а Вы упорно не сознаётесь что задумали…
- …Ну хорошо. Саша Флоренский… Знаете такого художника? Он был одним из основателей движения "Митьки", но давно уже с ними разошёлся. А художник замечательный. Так вот он собирается приехать к нам в город и сделать "Псковскую азбуку". Он только что напечатал "Иерусалимскую азбуку", которую презентовали на "Книжном форуме" в Санкт-Петербурге, сейчас сидит на Кавказе и рисует "Тифлисскую азбуку", а мечтает о "Псковской".
А я мечтаю издать Валентина Яковлевича Курбатова. На днях ехал в поезде, читал его последнюю книжку – она потрясающая! Редкий писатель живёт у нас в Пскове, жалко, что люди этого не понимают, потому что вообще разучились читать.
Да я и сам замечаю, что стал гораздо меньше читать. Я даже выключил три года назад телевизор, но времени на чтение у меня от этого почему-то не прибавилось. Хотя с тех пор, как опять приехал в Псков, прочитал три новых книжки. Псков всё ещё располагает к чтению, хотя в бывшем здании типографии теперь и торгуют водкой.
Когда-то мы с Валентином Яковлевичем шутили, что скоро настанут такие времена, когда книга тиражом 1000 экземпляров будет "для широкого круга читателей". Ну вот они и настали. Я даже придумал слоган для нового рекламного буклета Псковской областной типографии – "С 1803 года на борьбе с безграмотностью!" Это означает, что мы выходим на войну с безграмотностью.
Я думаю, если бы самые уважаемые в нашем государстве люди – люди, которые имеют духовный авторитет и политический вес – вдруг взяли бы и сказали народу: "Давайте перестанем пить и курить, а начнём делать зарядку и читать книги!", - что-нибудь бы обязательно изменилось! Помните, как Владимир Путин в интервью сказал, что слушает у себя в машине аудиокнигу Василия Осиповича Ключевского "История государства Российского"? Эту аудиокнижку тогда смели с прилавков московских магазинов в считанные дни.
- По-вашему, кто-то из великих должен подать пример?
- Именно, подать пример! Я надеюсь, что губернатор Андрей Турчак однажды скажет: "А давайте читать псковские книжки!" – и все начнут их читать. А он может сказать, потому что он показался мне очень правильным человеком…(Только вот это из интервью потом вычеркните, а то все воспримут как провинциальный подхалимаж!)
Напоследок Сергей Биговчий рассказал мне, как пришла всероссийская и даже мировая слава к бывшему псковскому губернатору – Михаилу Варфоломеевичу Кузнецову: "В мастерской у моего товарища, художника Юрия Борисовича Норштейна висят портреты знаменитостей для работы над образами мультфильма "Шинель" и среди них - вставленный в рамку автограф бывшего главы администрации Псковской области. Та самая резолюция со словами "Он чё, сука, совсем нюх потерял?" Представляете, в эту мастерскую приходят такие люди, как Михаил Шемякин или Отар Иоселиани. И все спрашивают, а кто автор сего шедевра?". А всё потому, что Михаил Варфоломеевич мало интересовался книжками. Хоть бы "Серую Шейку" прочитал или "Незнайку" – глядишь, и обошлось бы".
Записала Ольга Миронович, Псковское агентство информации.