Летучий псковский голландец

С Кариной Саркисовой

 

Прима-балерина Венской оперы Карина Саркисова к нему благоволит. Она пообещала договориться, чтобы в следующем году псковского Махмуда Эсамбаева взяли на учёбу в её прославленную балетную труппу. Французский хореограф с псковскими корнями Елена Гончарова как только его увидела — так сразу же заявила, что по нему "Мулен Руж" плачет.

 

 

Архангелогородцы очень рассчитывают, что на летних каникулах он, как обычно, приедет к ним в город со своими сольными концертами. А его классная руководительница тем временем ругается, что таких лодырей, как он, свет не видывал.

 

"Попомните моё слово, - разносится по гулким коридорам Псковского колледжа искусств её фирменный, с хрипотцой, и очень выразительный, как будто танцующий, голос. - В следующем учебном году я с такими лентяями, как вы, ни за что работать не буду! Ищите себе другого преподавателя! Я 28 лет вас терпела — с меня хватит!"

 

Оробевший "махмуд эсамбаев", он же учащийся третьего курса Айвар Митровскис, покаянно кивает: было дело, прогуливал занятия. И преданно смотрит в глаза своему любимому педагогу — Заслуженному работнику культуры, балетмейстеру Псковского русского народного хора, автору уникальных хореографических пособий и учебных курсов, а также "душе земли Псковской" Ирине Анатольевне Фёдоровой. Надеясь, что она, как всегда, сменит гнев на милость.

 

"Погоди, вот возьму классный журнал с вашими оценками по общеобразовательным предметам и покажу его заместителю председателя Псковского отделения Российского детского фонда Татьяне Анатольевне Бодровой, тем более, что мы с ней сами когда-то были однокашницами по колледжу, — пускай на своего стипендиата полюбуется! - продолжает "кипятиться" (уже больше для виду) Ирина Анатольевна.

 

"Не-е-ет, только не это!" - в притворной панике машет руками Айвар.

 

Ирина Анатольевна и Айвар.

 

На самом деле Айвар Митровскис — один из самых талантливых участников голландской стипендиальной программы Псковского отделения Российского детского фонда. И голландским благотворителям из Rusland Direct с ним очень повезло, и Айвару — с голландскими благотворителями. Вкладывать деньги в такого одарённого юношу — что может быть лучше.

 

 

Да и Айвара это дисциплинирует лучше всяких распеканий. Ведь с плохими оценками про голландскую стипендию можно будет забыть, а российской, которая составляет всего 475 рублей, ему бы даже на кашу не хватило.

 

 

А каши Айвар съедает очень много — не глядите, что он такой прозрачный и навострился улетучиваться с занятий, как Чеширский кот, оставляя на память по себе только свою лучезарную улыбку.

 

 

"Бывают дни, когда мои ученики без продыху танцуют по восемь часов подряд. С утра пораньше у них два часа современного танца, потом два часа классического, потом два часа народного, а в довершении всего - ещё и ансамбль, - рассказывает Ирина Анатольевна. - Такое даже многоопытному профессиональному танцору непросто. А сколько для этого надо энергии — представляете?"

 

 

Вот Ирина Анатольевна и научила Айвара есть каши (гречневую и овсяную), чтоб он мог набираться сил самым дешёвым и эффективным способом.

 

Ведь Айвар из многодетной семьи, его мама осталась одна с шестью детьми, когда ему было всего семь лет. Поэтому рассчитывать на мамины бутерброды с колбасой ему не приходится. И голландские 85 евро прибавки к его ежемесячному скудному пайку очень помогают Айвару... нет, не заправлять свою кашу маслом, а приобретать необходимую для дела всей его жизни амуницию. А также брать столь важные для его тщательно спланированной головокружительной карьеры частные уроки английского.

 

"По правде сказать, мне хватает моей голландской стипендии не больше, чем на час, - говорит он. – Я сразу же отправляюсь в специализированный магазин — и покупаю на эти деньги балетки, джазовки, специальные разогревающие кремы..."

 

 

Вот такие "джазовки" (мягкие кожаные туфли для занятий танцами) стОят в среднем 600 рублей. Тем, что вы видите на этой фотографии, всего две недели "от роду", а они, как говорит Ирина Анатольевна, уже "вдрызг", что, скорее всего, свидетельствует об особом усердии их хозяина.

 

 

Айваровы балетки, как вы можете убедиться сами, просят каши не меньше самого Айвара. А если ему для выхода на сцену нужны новые танцевальные сапоги, то за них надо выложить не меньше трёх тысяч рублей.

 

Так ведь Айвар ещё и книжки по истории и теории хореографии покупает.

 

 

В одной из таких книг, а именно, в автобиографии Мариса Лиепы, Айвар однажды вычитал себе в оправдание, что даже у больших артистов случаются моменты, когда вместо того, чтобы стоять у станка, они позволяет себе немного поваляться на диване.

 

Айвар со своими учениками.

 

В действительности Айвару валяться некогда. Если он и улетучивается с занятий — то по какой-нибудь уважительной причине. В основном, чтобы подзаработать (Айвар не только выступает с концертами или с отдельными танцевальными номерами, но и сам преподаёт танцы - контемпорари и джаз-фанк). Или потому, что он человек верующий и по некоторым значительным православным праздникам старается всеми правдами и неправдами пофилонить, чтобы лишний раз не грешить.

 

 

Как можно догадаться по фамилии, Айвар - наполовину латыш. Родился он в Риге в артистической семье. Его мама когда-то тоже выучилась на хореографа. Поэтому уже в шестилетнем возрасте мальчика отдали в балетную школу. А потом его семья распалась, а вслед за этим распалась и страна, которая по линии балета была впереди планеты всей. И уехавшая к себе на родину мама Айвара оказалась с шестью детьми по одну сторону государственной границы, а их отец – по другую.

 

В Опочке, где после всех мытарств по родственникам очутился маленький Айвар, никаких балетных школ, конечно же не было. Но он продолжал заниматься танцами самостоятельно, потому что уже в Риге успел наслушаться в свой адрес восторженных отзывов. И очень скоро его заметила профессиональный хореограф Елена Васильевна Ануфриева (выпускница Псковского колледжа искусств) — и взяла в свой танцевальный коллектив - опочецкий ансамбль "Шанс". Хотя даже в пару с другими танцорами ни разу не поставила, сразу же назначив Айвару танцевать только сольные партии.

 

 

Так Айвар начал участвовать в областных конкурсах, и однажды, конечно же, попал в поле зрения главного псковского балетмейстера Ирины Анатольевны Фёдоровой, которая чуть позже принялась за него со всей своей напористостью.

 

"Он поступил к нам на первый курс таким цыплёнком, что даже смешно вспоминать, - рассказывает она. - Да ещё и требовал для себя особых условий, уверяя, что не привык работать в ансамбле". (Имеется в виду возглавляемый Ириной Анатольевной хореографический ансамбль "Юность", который носит звание "народного коллектива" — прим. Авт.).

 

 

Но опытные педагоги быстро сбили с новоявленного "махмуда эсамбаева" спесь и постепенно начали лепить из гадкого цыплёнка прекрасного лебедя, который теперь вполне обоснованно мечтает стать вторым Рудольфом Нуриевым.

 

 

Ирина Анатольевна действительно не исключает такой возможности, напоминая, что Нуриев по балетным меркам тоже был переростком, когда поступил в хореографическое училище и шестнадцатилетним юношей вынужден был ходить в один класс с мальчиками и девочками, которые занимались классическим балетом чуть ли не с пелёнок.

 

 

Так что и 22-летнему Айвару Мировскису путь в большой балет не заказан. Но при этом строгий учитель не устаёт напоминать своему импульсивному ученику, что одного страстного желания стать новым нуриевым или махмудом эсамбаевым мало. Для этого нужно трудиться, как они, а с "усидчивостью" у Айвара, если только это слово применительно к танцорам, пока не очень. Появляясь на занятиях после своих улетучиваний наш псковский голландец, по словам своего педагога, выглядит у станка не лучшим образом: "Тут - помню, тут - не помню..."

 

 

Спору нет, Митровскис уже и сегодня блещет на многочисленных конкурсах – в том числе зарубежных. И некоторые прославленные коллективы (например, Северный русский хор) уже делают ему всякие лестные предложения. А после регионального конкурса, который проходил в Архангельске, где ему, по его же собственному заверению, не было равных, его уже второй год подряд зазывают туда с сольными концертами. Притом на лучшие городские площадки.

 

- Как вы считаете, почему в Архангельске Айвар так популярен, а в Пскове его почти никто не знает? – спрашиваю я Ирину Анатольевну. – Почему, допустим, в Дни города его не увидишь на главных сценических площадках с его сольными номерами?

 

- Это на какой такой сценической площадке он должен танцевать в Дни города? В Зелёном театре что ли? Вы хотите, чтобы он покалечился?

 

С псковским шоубизнесом, который базируется на сценических площадках с качественным напольным покрытием, у Айвара отношения тоже как-то не сложились.

 

Во-первых, потому, что он критически смотрит на всю эту "самодеятельность" ("Даже самодеятельность должна быть качественной, а просто задирать ноги в роскошных костюмых из перьев — это ни себя не уважать, ни публику").

 

Во-вторых, потому что в том же Архангельске Айвару за одно выступление платят в десять раз больше…

 

 

А впрочем, у Айвара имеются фанаты... и особенно фанатки не только в Архангельске.  Когда состоишь в переписке с самой Кариной Саркисовой, поневоле возомнишь.

 

 

Но Айвар изо всех сил держит себя в руках и всё так же благоговейно внимает своей любимой преподавательнице, хотя и вынужден сознаваться, что время от времени испытывает её терпение.

 

 

Сольных айваровых концертов Ирина Анатольевна не видела и не знает, что у него там вытанцовывается без её присмотра. Но зато она ручается ("на 90%") за его импровизацию "Нарцисс" из балета Михаила Барышникова, которую Айвар под её руководством сам же и поставил.

 

 

И ещё уверена, что Айвар по-любому не даст на сцене маху, потому что как никто умеет импровизировать. А это, по её словам, даже ещё более ценное качество танцора, чем безукоризненное владение своим телом.

 

 

И всё равно она не совсем довольна своим любимым учеником.

 

"Он мог бы иметь и по народному танцу, и по классическому одни "шестёрки", уверяю вас, но в журнале у него по этим предметам стоят всего лишь "четвёрки"... Поэтому иногда я его не только ругательски ругаю, но и бью, - шутит она. – Ведь его мама далеко, и Айвару иной раз ТАК не хватает хорошего материнского шлепка!"

 

Но Айвар и без "материнских шлепков" знает, как это бывает, когда балетки сношены не до "каши", а до крови, и сколько раз надо повторить одну и ту же арабеску, чтобы на "сто пятьдесят первый раз" достичь совершенства в одном-единственном па.

 

...Скоро в Псков в очередной раз приедут член правления голландского благотворительного фонда Rusland Direct Ганс Вроник и австрийский партнёр Псковского отделения Российского детского фонда, лидер благотворительной организации "Маленькие сердца" Паскаль Вайер, благодаря которым Айвар и познакомился с прима-балериной Венского оперного театра Кариной Саркисовой.

 

Карина Саркисова аплодирует Айвару.

 

Когда Ганс приезжал в прошлом году, то строго-настрого наказывал своему российскому стипендиату: "Расти большой!"

 

 

"Видишь, как все вокруг за тебя болеют, чтобы ты не расслаблялся и стремился вверх! - уговаривает Митровскиса его классная руководительница. – Не подводи нас: расти над собой!"

 

Ольга Миронович, Псковское агентство информации.

Фото автора и из личного архива Айвара Митровскиса.
 

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...