С немытым рылом в Ганзейский ряд?

Уличный рекламный баннер у популярного гипермаркета извещает о скором открытии ресторана "Ганза", а на ближнем Завеличье, в районе Четырёх углов, как раз напротив сквера с детскими аттракционами, установленными в канун III Русских Ганзейских Дней, на жестяном заборе второй месяц кряду красуется вызывающе-крупная надпись (орфография оригинала сохранена): "Где сартир, блеать?!?!" И никому, - ни владельцам забора, ни  городским властям, ни жителям города, - до сакраментального вопроса неизвестного горожанина нет никакого дела: "мы так привыкши", и остаётся только гадать, что думают по поводу культурного уровня псковичей многочисленные гости.

 

 

Ладно, безразличие чиновников, отдыхающих в парижах и прагах, к внешнему облику Пскова давно вошло в привычку, но почему столь равнодушны к родному городу простые псковичи, любящие публично покичиться своим "скобарским происхождением"? Всё-таки не задворки какие-то, а почти центр города, один из центральных проспектов, рядом "очаги культуры": Центральная библиотека, областной Театр кукол, офис Института регионального развития и т. п. А ревнители здешней идентичности заявят риторически: полноте, до заборов ли, когда в самый разгар празднования на площади Победы символически проваливается асфальт? И действительно, если уж асфальт рядом с монументом Города Воинской Славы проваливается в метафорическое "инферно", если летний ливень мгновенно превращает улицы и дворы в бесконечный мутный лягушатник, стоит ли обращать внимание на такую мелочь, как заборные граффити?

 

Тут придётся напомнить всуе ещё раз: всего через шесть лет Псков на несколько дней станет столицей так называемой "Новой Ганзы", то есть примет Международные Ганзейские дни, мобильный европейский фестиваль, созданный в начале 80-х годов для продвижения туристической индустрии и культурного обмена городов западной Европы, а в последние годы существенно продвинувшийся на Восток. "Новая Ганза" превратилась в своего рода "манию" и PR-фишку для местного руководства; то, о чём так вдохновенно вещал со всякого броневика глава города Пскова Иван Цецерский, свершилось: Псков — столица Международной Ганзы-2019. В связи с чем в кабинетах мэрии наблюдается нешуточная эйфория, настоящее головокружение от успехов, и в воображении уже воздвигаются псковские "Нью-Васюки". Псковская Ганза, судя по всему, должна стать если и не панацеей от всех бед, так решить многие застарелые проблемы Пскова, не решавшиеся десятилетиями.

 

"Ганза-2019 – это уникальная возможность радикально изменить облик Пскова", – заявил исполняющий полномочия главы администрации Пскова Геннадий Барышников на пресс-конференции, посвящённой грядущим Ганзейским Дням, подчеркнув, что перед городом стоят "просто фантастические задачи", но "глаза боятся, а руки делают", мол, многие вопросы можно будет решить "только большой сплоченной командой". "2019 год — колоссальная мотивация, которая придаст дополнительные силы для решения многих проблем".

 

Гип-гип ура и всяческий респект! А вот лично мне нынешняя эйфория вкупе с радужными надеждами кажутся несколько преждевременными, и вызывают скорее опасения, чем безудержный восторг. Ребята! А не получится ли так, что мы, - уж извините, - поспешили со свиным рылом в Ганзейский ряд, и не окажемся ли мы с этими международными Ганзейскими днями в одной огромной и позорной луже?

 

И оснований для опасений более чем достаточно.

 

Во-первых, вызывает великие сомнения наличие этой самой "большой и сплочённой команды", надо полагать, "эффективных менеджеров". Вообще-то в Пскове в последние годы как раз наоборот: наблюдается кадровая чехарда, кто в лес, кто по дрова, а кто и в бюджетный карман, тогда как воз, в смысле клубок наболевших проблем, и ныне там.

 

Во-вторых, все мы прекрасно видим, как у нас осуществляются работы по преобразованию привычного глазу захолустья в нечто, хотя бы отдалённо напоминающее европейский уровень. Взять хотя бы эпопею с реконструкцией Детского парка. Вменяемым людям остаётся только цитировать Чебурашку: "Мы строили-строили и наконец построили". Тяп-ляп за бюджетные деньги. Да ещё и не закончили к сроку, хотя не постеснялись с помпой открыть долгострой и недострой в  одном флаконе. Но люди-то не слепые.

 

 

Не будем сейчас вдаваться, кто именно виноват в случившемся, нерадивые чиновники или вороватые подрядчики, но что-то явно пора начинать делать. Если всё будет продолжаться в прежнем стиле и прежними темпами, то и вожделенной набережной Великой мы к 2019-му не увидим, равно как не увидим города в целом, за который будет не стыдно.

 

И риторические вопросы множатся. Какова судьба позорных долгостроев на левом берегу Великой, этих несчастных гостиниц, бесславных памятников псковской бесхозяйственности и разрухи? Достроят их когда-нибудь наконец? Или, может быть, хотя бы разберут? В противном случае горе-отели так и будут торчать немым укором, как до сих пор "украшает" берег скелет недостроенного Дворца пионеров, который обещали снести вроде ещё в прошлом десятилетии, да так и не снесли.

 

Я молчу о руинах в центре, Доме купца Батова и прочих бомжатниках, о разбитом асфальте вместо дорог и тротуаров, о нижайшей культуре быта с собачьими экскрементами и битым стеклом прямо у туристов на виду. Светлана Прокопьева как-то очень точно сравнила Псков с квартирой без пола: "Вот стоит новая мебель, переклеены обои на кухне, купили цифровой телевизор. Вай-фай повсюду. А пола нет. И чтобы переместиться из кухни к телевизору, вам приходится брести по щиколотку в строительном мусоре. Мы, псковичи, живем ровно в таком доме. /.../ Неряшливость городского пространства выдает хроническую нищету Пскова. /.../ Когда нищета длится вечность – начинается деградация. Хронически бедные люди уходят в запой, перестают учиться и искать работу получше. Хронически бедные города перестают развиваться". 

 

Как думаете, за шесть оставшихся лет Псков сможет переродиться и стать развивающимся городом, достойным Ганзы? Меня вот почему-то терзают смутные сомнения. А вас? В том, что наши чиновники "освоят" любой ганзейский бюджет, сомнений почему-то нет.

 

 

И ещё. В третьих. "Отцам города" всё-таки не стоит забывать о такой важной штуке, как идеология.

 

Возможно, прозвучит резко, но если верить в загробный мир, то наши предки нынче крутятся в своих могилах, будто в адских центрифугах, и нет им ни вечного сна, ни последнего покоя. Да и для слуха многих современных псковичей, особенно пожилых, немецкое слово "Ганза" звучит диковато. Попробовали бы вы ещё лет двадцать назад втереть какому-нибудь ветерану Великой Отечественной, да и просто местному патриоту, мол, "давай отметим Ганзу". Что бы тот гипотетический ветеран тире житель ответил? Скорей всего, послал бы на три буквы, и был бы абсолютно прав.

 

Псков во время войны хлебнул лиха. Псков - не тыловая Тверь, не в обиду тверичам будет сказано. Порубежный город Псков пережил трёхлетнюю вражескую оккупацию. Здесь, в Пскове, в нацистских лагерях погибли тысячи советских военнопленных. Три долгих года жители боролись за существование под пятой жестокого врага, не знавшего ни жалости, ни снисхождения. Здесь, в Пскове,  проходила одна из самых укреплённых линий немецкой обороны — Восточный вал, или Линия "Пантера", которую полгода штурмовали советские войска с огромными потерями. Большая часть жителей Пскова была вывезена в Германию в качестве рабов, а сам симпатичный губернский городок был серьёзно разрушен, и лишь 23 июля 1944 года ценой беспримерного героизма и утрат освобождён советскими войсками.

 

Собственно, именно поэтому шесть с лишним десятилетий подряд псковичи праздновали вовсе не фантастическую Ганзу, а День Освобождения от немецко-фашистских оккупантов, в связи с чем и устраивались зрелищные мероприятия — знаменитое форсирование реки Великой и массовые гулянья на набережной. Всё это я к тому, что у города воинской славы по имени Псков, как ни крути, особая история, собственная гордость, забывать о которых — грех, а на фоне всеобщего исторического беспамятства — грех смертельный.

 

А тут вдруг незнамо откуда нарисовалась какая-то непонятная Ганза, какие-то баснословные Ганзейские дни, которые городские власти принялись активно проталкивать, безбожно пиарить, оголтело насаждать, как картошку при Петре I, толком не объяснив народу, а что это собственно всё значит? Какова идеология этого события?

 

Потому как, повторюсь, слово Ганза — немецкое, и вообще-то исторически оно обозначает торговый союз германских городов, и причастность средневекового Пскова к Ганзе, скажем откровенно, шита грубыми белыми нитками. В Великом Новгороде - да, хотя бы существовала Ганзейская контора, а вот в Пскове, уж простите, - нет, не было никаких Ганзейских контор.

 

Псковичи, разумеется, торговали с Ганзой, однако они ещё и воевали с ней, причём регулярно, на протяжении веков, и много славных жизней отдали за свободу и независимость Пскова и своей маленькой, но гордой вечевой республики, и забывать об этих фактах в нынешнем ослеплении Новой Ганзой, в угоду Ганзе не совсем правильно, хотя бы ради памяти о наших героических предках. И поэтому, если уж на то пошло, по гамбургскому счёту, День города и Ганзейские дни необходимо в Пскове развести. Как минимум, во времени.

 

А то, уж извините, получается какое-то сплошное кощунство и форменный цинизм.

 

Саша ДОНЕЦКИЙ

Александр Донецкий
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...