Много "но"

Евгений Вагин, кузнец, художник-реставратор, организатор и вдохновитель историко-этнографического центра "Псковский кузнечный двор" рассказал Псковскому агентству информации о том, почему работы местных кузнецов есть где угодно, но только не на улицах Пскова. Частные заказы – не в счёт.

 

"Но" вандальное

Рождённая в Псковской области птица счастья украшает французский город Арль, в немецкой Гере поселился золотой петушок - совместная работа с архитектором Сергеем Михайловым, в Нойсе тоже имеются работы псковских кузнецов. В общем, кованый эксклюзив made in Pskov разъехался по всей Европе и России.

 

Впрочем, попытка украсить городскую улицу произведением Псковского кузнечного двора всё же была. Владелец небольшого магазина одежды на пересечении Некрасова и Советской заказал кузнецам женские туфельки. Сделали. Заказчик, правда, очень переживал, что их украдут, поэтому Евгений Вагин придумал съёмно-разъёмный механизм - на ночь обувку можно было уносить.

 

"Каждый день у них собиралась очередь из желающих примерить и сфотографироваться. В конце концов, новому владельцу туфель, видимо, стало их жалко - работа дорогая, поэтому скульптурку он убрал и больше не выставляет. Туфли отстояли не больше недели", - с сожалением констатирует автор работы.

 

Затем кузнецам поступил ещё один частный заказ  - от Сбербанка. Так в центральном офисе на Октябрьском проспекте появился красивейший фонтан с морской волной а-ля "девятый вал", увенчанный золотой рыбкой.

 

"Вот им, кстати, спасибо, потому что можно было бы, конечно, ограничиться пальмами или китайские стулья в центр понаставить", - отмечает Вагин и тут же признаётся, что ему вместе с художником Андреем Селютиным пришлось попотеть над визуализацией идеи. Впрочем, проект был нарисован за ночь, а от задумки до воплощения прошло всего 40 дней.

 

Благодаря стараниям кузнецов в Острове появился кованый профиль актёра Меркурьева, уроженца этого небольшого городка. Родственники остались довольны работой. Профиль появился, но в апреле 2012 года пропал – кому-то, видимо, не хватало на очередную бутылку. Евгению пришлось заново браться за непростую работу и восстанавливать утраченное. В Порхове, по заказу местной администрации, в память о двух разрушенных церквях - Троицкой и Благовещенской возведена изящная звонница с колоколом, который никогда не зазвучит. Печорам кузнецы подарили фонарь влюблённых с двумя воробьями, которых местные "умельцы" через некоторое время спилили под основание.

 

В Великих Луках кузнецы отметились двумя коваными стульями в стиле ампир. Необычная мебель, взявшись "за руки", украшает теперь набережную Ловати. "Я буквально 5 минут провёл у мэра, он тут же подписал разрешение, мне показали место, а через неделю  там стоял фундамент, через некоторое время появились собственно стулья и огромная очередь из желающих на них усесться. Я думал, что в Пскове всё будет так же просто...", - рассказывает Евгений Вагин.

 

"Но " градостроительное

Первое осознание того, что в Пскове "просто так" ничего сделать не получится появилось у Евгения Вагина после смерти Саввы Ямщикова в 2009 году. Ещё до своей кончины знаменитый художник-реставратор попросил знакомого кузнеца, чтобы тот "в случае чего" выковал крест над его могилой.

 

"После того как Саввы Васильевича не стало, я связался с его дочерью. Мы с Марфой переписывались в течение полугода, шла кропотливая работа, в итоге она остановились на седьмом варианте креста. Так появился тот самый "прозрачный" крест, вмонтированный в огромный камень", - таким образом, отмечает кузнец, надгробие одновременно символизирует не только "глыбу" таланта Ямщикова, но и его лёгкость, непосредственность.

 

Потом, по секрету, супруга реставратора Валентина Ганнибалова призналась, что два дня боялась появиться на могиле мужа и посмотреть, что получилось. Она была уверена, что всё сделано плохо. В итоге родственники остались довольны деликатной работой псковских кузнецов.

 

Через некоторое время речь зашла о стеле в Покровском углу. Андрей Селютин нарисовал проект: "двуликий" постамент с кованым пологом и иконой.  "С улицы Калинина был бы виден один фасад — официальный - с надписью и портретом Саввы Ямщикова, с другой стороны на первом плане - икона с ангелом. Мы были готовы приступать. Два известных в городе архитектора специально выезжали со мной на место, определяли высотность, чтобы стела не перекрыла перспективу на Покровку", - объясняет Евгений.

 

"Кузнечный" проект вынесли на Градостроительный совет. Вагин представил детище, и началось: "Плохо!", "Не та высотность!", "Непрофессионально!"

 

"Я, конечно, был расстроен, тем более мне не дали объяснить, что родственникам всё понравилось, что участвовали архитекторы и это не просто задумка Жени Вагина. Причём специалисты по всей стране по достоинству оценивают наши работы, в родном городе этого почему-то не происходит. Прошёл месяц, перед годовщиной со дня рождения Ямщикова меня в панике вызывают городские власти, рассказывают о предстоящем визите министра культуры. И тут я вижу все эскизы, которые представлял на Градсовете, и удивляюсь, что там за меня никто не заступался. В итоге за 8 дней нам удалось найти 300-килограммовый камень, фирму, которая сумела прикрепить его к стене Псковского музея. Успели, сделали. Приехали родственники, замечаний к мемориальной доске у них почти не было. Так нам удалось обойти Градсовет", - описывает Евгений Вагин превратности судьбы.

 

"Но" финансовое и эротическое

К открытию очередного туристического сезона на фестивале "Гардарика" кузнецы предлагали установить на Золотой набережной кованый глобус с пупом земли кузнечной -  ведь Псков когда-то считался столицей кузнечного дела.

 

"С рисунками я ходил к архитектору Юрию Ширяеву, который занимался разработкой проекта набережной. Он был рад тому, что там хоть что-то появится. В итоге нам сказали, что это дорого, нашли в этом деле эротику. Потом я придумал изобразить пуп земли кузнечной в виде гвоздя. Стоило это недорого, Наталье Труновой (до декабря 2012 года председатель комитета по туризму, инвестициям и пространственному развитию - ПАИ) всё понравилось. Она тут же отправила помощников искать деньги, а меня работать. Через два дня звонок: "Сворачивайте работу!" На вопрос о причинах мне заявили: "Без комментариев!" Но гвоздь мы всё равно сделали, он стоит на Кузнечном дворе, правда, немного в упрощённом виде. К моему удивлению и радости он даже фигурирует в каталоге необычных памятников России. Так закончилась эта история", - рассказывает Евгений Вагин.

 

"Но" фатальное

Два года назад на кузнечный двор с планом реконструкции пришли проектировщики "горемычной" набережной Великой. Тут же появилась идея установить в уголке у спуска с улицы Детской ажурную беседку в виде яблока - специально для неравнодушных к замкам влюблённых, там же должна была возникнуть скульптура аиста и изящный мостик.

 

У Ольгинского моста Вагин предлагал установить скамейку и "посадить" поющее дерево с бирюльками, которые звучат на ветру. Что-то подобное есть в Калининграде, только там  дерево с дуплом в виде уха, на которое горожане нашёптывают свои мечты.

 

В парке породнённых городов должен был появиться кованый аншлаг с указателями городов-побратимов, венчал  бы конструкцию псковский прапор-флюгер.

 

"Всё было утверждено, но так как эта фирма Псков в итоге покинула, им не дали работать, проекты остались в подвешенном состоянии", - сожалеет Евгений Вагин.

 

К первому Дню скобаря Псков мог бы украсить памятник в честь виновника торжества в виде большущей скобы и маленького мужичка-мастерового. "Скобу мы намеревались украсить нашими экзерсисами, которые можно было бы рассматривать бесконечно долго. Трунова тут же спросила: "Где будем устанавливать?" "А давайте "нигде", а то Градсовет опять всё зарубит", - ответил  я и предложил сделать для памятника переносную площадку. Уже после праздника мы намеревались обратиться к псковичам и спросить, нужна ли городу эта скульптура. В том что нужна у меня нет никаких сомнений, но денег всё равно не нашлось. После этого я побывал в подмосковном парке "Этномир". Там на площади 93 га строятся этнодворы всех стран мира. Директор парка увидел рисунок памятника скобарю, он ему очень понравился. Затем родился проект целой кузницы по подобию псковской усадьбы из известняка, перед которой и будет стоять скобарь. Сейчас Андрей Селютин работает в столице. Строительный проект уже оплачен, в следующем году он должен быть воплощён. У нас тут не пробиться, а вот в Москве — запросто", - констатирует Евгений Вагин.

 

В год празднования 1150-летия Российской государственности в Пскове на спуске к Золотой набережной должна была появиться звонница со стенами из 1150 кованых скоб, как символов объединения. Уже был готов 3D-проект, насчёт колокола удалось договориться с литейными заводами, состоялся разговор и с организаторами изборского праздника. В изготовлении звонницы пообещал принять участие даже боксёр-тяжеловес Николай Валуев.

 

"В общем, все были за: от губернатора до городских властей. Начался юбилейный год, звоню организаторам, чтобы начать работу и успеть к сентябрю, но меня просят подождать. Пришёл июнь, стартовых денег я так и не дождался, поэтому вынужден был отказаться от этой идеи. Не знаю кого винить, но так получилось", - отмечает Евгений Вагин.

 

В прожектах осталось и ганзейское дерево, и торговые весы с гирьками-символами городов Ганзейского союза.

 

В обновлённом Детском парке кузнец предлагал установить кованый трон и несколько стилизованных скамеек: это функционально, вандалобезопасно и интересно, а перемещать уже существующую коллекцию кузнечного двора в парк, уверен Евгения Вагина, нет смысла. По его мнению, она является действующим продолжением Дня скобаря и без смены дислокации приводит детей в неописуемый восторг.

 

"Почему всё происходит так, как происходит? Сказывается отсутствие финансирования и здравомыслящих людей, которые понимают, что городу необходимы изюминки. Кроме того, Пскову нужен опытный главный архитектор плюс "могучая кучка" при нём, которая бы принимала решения относительно установки малых форм. Причём в частных беседах знакомые архитекторы и художники поддерживают мои проекты, но на градсоветы их не приглашают – вот в чём дело", - объяснил Евгений Вагин.

 

В конце разговора кузнец добавил, что, несмотря на всё, Кузнечный двор в Пскове не страдает из-за отсутствия внимания: молотом в местной кузнице стучат и простые школьники, и сенаторы из Америки. Недавно вот заезжала подруга Хилари Клинтон.

 

Ольга Машкарина

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...