Пока не все дома
К 2016-му году Псковская область станет территорией, свободной от детских домов. Такую задачу, как вы знаете, поставил перед местными органами соцзащиты губернатор Андрей Турчак. У ведущего телепрограммы "Пока все дома" Тимура Кизякова есть возражения. У заслуженного работника культуры Александра Роора, который руководит оркестром "Геликон" Псковского детского дома, тоже есть возражения...
На днях Тимур Кизяков побывал в Псковском детском доме, где они с Алексадром Роором придумали, что делать с детскими домами вообще и с псковским в частности, хотя директор этого социального учреждения Наталья Орлова и мечтает, чтоб оно поскорее закрылось.
С любимыми – и расставаться
Кстати, благодаря вот этим вот "товарищам" – Тимуру и его команде - контингент Псковского детского дома, по словам Натальи Дмитриевны, уже и так уменьшился считай что на треть - до 52-х человек.
Почти всех воспитанников этого заведения, для которых передача "Пока все дома" изготовила видеопаспорта, уже разобрали по семьям. "Неразобранным" остался всего один мальчик – да и тому вот-вот подыщут новых родителей, потому что потенциальные усыновители уже начали с ним знакомиться.
Но Наталья Орлова на московских телевизионщиков не в обиде: "Я хоть и работаю в детском доме, но тоже хочу, чтобы никаких детских домов не было и все дети жили в семьях. Мы, конечно, изо всех сил стараемся, чтобы детям в нашем детском доме было хорошо, но некоторым из них, действительно, во что бы то ни стало нужна семья. Например, у нас есть ребёнок, который через столько всего прошёл: сначала его мать лишили родительских прав, потом его родственников лишили опеки над ним… А у него ещё и сахарный диабет – он как никто нуждается в материнской заботе. Естественно, все работники нашего детского дома надеются, что и этот ребёнок станет для кого-то родным. Так что если к 2016 году нас закроют за ненадобностью – мы будем рады ничуть не меньше вашего".
Естественный отбор
Когда в 2008-м году детские дома передали из ведения органов образования в органы соцзащиты, в Псковской области насчитывалось более пяти тысяч оставшихся без родительского попечения детей. Теперь их количество уменьшилось почти вдвое: на учёте сегодня всего 2830 таких ребят. И если шесть лет назад на полном гособеспечении у нас в регионе находились более трёх тысяч несовершеннолетних, то сейчас в детских домах постоянно проживают всего 600 человек.
Только в этом году органы опеки Псковской области сняли со своего учёта 160 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – благодаря тому, что все эти дети обрели семьи.
И это при том, что всё время появляются новые брошенные дети или дети, которых приходится отбирать у их биологических родителей, чтобы они не померли с голоду. Поэтому органы соцзащиты Псковской области решили не только активизировать работу по устройству детей-сирот в семьи, но и усилить профилактику социального сиротства.
Управление соцзащиты даже ввело новый показатель эффективности работы органов опеки на местах: начальство теперь оценивает не просто количество пристроенных в новые семьи детей, а как эта цифра соотносится с количеством выявленных социальных сирот. А чтобы попристальнее присматривать за неблагополучными семьями, в регионе была создана и успешно действует служба социальных участковых. Благодаря чему количество выявленных в этом году социальных сирот уменьшилось по сравнению с прошлым годом в два раза!
Неудивительно, что в коридорах многих детских домов Псковской области уже гуляет ветер.
Допустим, в Печорском доме ребёнка раньше на содержании состояло до 90 детей одновременно, а сегодня всего 15. Да и эти пятнадцать остались там не потому, что органы опеки недорабатывают. Дело в том, что более 70% находящихся в настоящее время на содержании в госучреждениях детей имеют братьев и сестёр. Их лучше не отдавать в новые семьи поодиночке. Вот почему у специалистов не получается подобрать сразу и всем без исключения детям-сиротам новую семью.
Впереди планеты всей
Но процент пристроенных в семьи псковских детей всё равно зашкаливает. И даже Тимур Кизяков со своей командой ни в одном другом регионе России не получали от своего проекта "Видеопаспорт" такой отдачи, как у нас в Псковской области.
Оказывается, в среднем по стране новую семью находят всего 20% детей-сирот, для которых программа "Пока все дома" делает видеопаспорта. И только в Псковской области эффективность этого проекта побила все рекорды, достигнув "неслыханных", как выразился сам Тимур Кизяков, 87%.
Всего, начиная с 2008-го года, команда телепередачи "Пока все дома" сделала для воспитанников псковских детских домов 314 видеопаспортов. 258 из "паспортизированных" таким образом детей уже живут в семьях, ещё 15 ждут, когда на них оформят все необходимые документы, чтобы они тоже могли наконец-то переехать к уже обретённым новым родителям.
А всё потому, объяснил Тимур, что с псковскими сиротами очень грамотно работают не только московские телевизионщики, но и местные специалисты органов опеки.
Например, они неусыпно дежурят на телефоне каждый раз, когда в программе "Пока все дома" показывают видеопаспорт очередного псковского ребёнка. Причём, начинают принимать звонки засветло – с того часа, как на орбиту выходит первый выпуск телепередачи – для жителей Дальнего Востока.
Понятно, что на такие трогательные сюжеты откликаются не всегда эмоционально уравновешенные и не всегда осознающие все последствия такого ответственного шага люди. Но псковские специалисты как-то умудряются подобрать среди них ребёнку самых добросовестных новых родителей – таких, что, наигравшись или намаявшись с незнакомым маленьким человечком, не вздумают возвращать его обратно в детский дом.
Чего это социальным работникам стОит, Тимур тоже прекрасно знает. По его словам, закон ведь не мешает одинокому пожилому дядечке взять под опеку трёх девочек-подростков и потом кататься с ними на заработки в Египет. И если бездетная пожилая пара, расчувствовавшись, вздумает завести себе на старости лет новую игрушку в виде усыновлённого крохотного человечка, мало заботясь, что с ним будет, когда у них не останется ни сил, ни средств его растить, то противостоять им может только конкретный сотрудник органов опеки. Которого, конечно же, потому будут обзывать вымогателем и бесчувственным бюрократом.
Фильм? Фильм! Фильм…
Единственное, о чём Тимур Кизяков переживает, - так это о том, что стряпать портфолио для детей-сирот теперь принялись все, кому не лень. Интернет, по его словам, наводнился кустарными видеороликами, от которых воспитанникам детских домов может не поздоровиться.
Иногда волонтёры снимают эти сорокасекундные сюжеты чуть ли не на мобильный телефон, воображая, что таким образом делают доброе дело. В Санкт-Петербурге изготовлением таких видеодосье одно время занималась фирма, которая вообще-то специализируется на ремонтных работах. В Тверской области некие "энтузиасты" полгода морочили воспитанников детских домов, пока нечаянно не выяснилось, что к видеосъёмкам причастен человек, находящийся в международном розыске.
Тимур Кизяков видел и такие ролики, где шестнадцатилетнюю девочку показывают в разных позах на фоне непонятных кустов. При этом сама она молчит, но зато вкрадчивый голос за кадром расписывает, до чего она ласковая и нежная. Ну только что не уговаривает скрасить с помощью этой симпатичной сиротки досуг.
Тимур теперь намеревается требовать у детского омбудсмена Павла Астахова лицензирования подобной деятельности, иначе скоро от неё будет больше вреда, чем пользы.
Сто шагов вперёд, тихо и в тапках
Команду, которая делает ролики для информационно-поисковой системы "Видеопаспорт", отличает такая профессиональная дотошность, объясняет Тимур, что они, например, никогда не позволяют себе явиться в детский дом без сменной обуви.
Их можно узнать не только по тапочкам, но и по тому, что они готовы работать столько, сколько нужно. По словам Тимура Кизякова, бывает, что видеоператору приходится быть ещё большим психологом, чем все остальные члены съёмочной группы, ведь иной ребёнок ни за что не пойдёт в кадр, пока чужой дядя не позволит ему понажимать на своей камере все кнопочки.
А потом этот дядя ещё вдобавок несколько часов подряд ползает за тем же малышом на четвереньках. Всё ради, быть может, единственного кадра, в котором какие-нибудь добрые люди вдруг узнают предназначенного им судьбой маленького человечка.
При этом никогда нельзя угадать, что именно зацепит потенциального усыновителя, говорит Тимур. Поэтому задействованные в проекте "Видеопаспорт" люди ни в коем случае не лакируют действительность ("Розовые очки – это не наш метод!"). И если, например, они снимают ребёнка на уроке, а тот отвечает на троечку, то ничего не переигрывают, уже зная по опыту, что кто-то из взрослых обязательно узнает в этом ребёнке себя и свою собственную тройку по тому же предмету.
А однажды коллеги Тимура Кизякова делали видеопаспорт для темноволосого мальчишки, у которого над одним ухом был небольшой островок совершенно бесцветных волос. Это выглядело так странно, что члены съёмочной группы поначалу даже подумывали посадить малыша боком, чтобы белую прядку было не видно и она не отвлекала внимание. А потом всё-таки решили показать ребёнка каков он есть – со всех сторон.
Интересно, что некоторые из дозвонившихся в органы опеки телезрителей напрочь забыли, как этого мальчика зовут: "Мы хотим усыновить того ребёнка… у которого белое пятнышко на голове!" А самое невероятное, что уже через несколько месяцев после того, как этот малыш нашёл свою семью, у него почернели все волосы и не осталось и следа от той белой прядки.
Всего авторы проекта "Видеопаспорт" за восемь лет его существования отсняли 6,5 тысячи детей. И нашли для всех детских домов, где они побывали, спонсоров. Причём со спонсорами тоже была проведена тщательнейшая работа, чтоб они не отделывались от сирот залежалыми запасами конфет. Так что в среднем каждый детский дом получил от "Видеопаспорта" по 2 миллиона 800 тысяч рублей финансовой помощи.
Все до одного паспорта выкладываются на сайте проекта, где вдобавок можно найти много других полезных материалов. Некоторые видеопаспорта были показаны в программе "Пока все дома". В том числе паспорта 33 детей из Псковской области. Из них 30 детей уже живут в новых семьях, а трое нашли новых родителей и сейчас проходят вместе с ними все необходимые для усыновления процедуры.
А ведь бывают регионы, где у "Видеопаспорта" нулевой выхлоп. Выясняя, как такое может быть, команда Тимура Кизякова даже подсылала в тамошние управления соцзащиты "контрольных" усыновителей. "И таким образом мы этот "тромб", который мешал детям найти родителей, обнаружили. К сожалению, в самих органах опеки", - рассказывает Тимур.
Псковские дети ещё и потому нарасхват, что по видеопаспортам заметно, как о них заботятся, уверяет Тимур. "Если ребёнок льнёт к своему воспитателю - это же невозможно симулировать или сыграть, - говорит он. – И поэтому каждый показанный по телевизору видеопаспорт – это ещё и награда конкретному социальному работнику. Который получает очень небольшую зарплату, выбрал, казалось бы, совсем не престижную работу, но однажды становится знаменитым на всю страну. Потому что есть справедливость, и все всегда получают по заслугам!"
Тимур Кизяков особо подчеркнул, что львиную часть дела, которому он посвящает столько времени и сил, выполняют социальные работники на местах. Грамотно показать ребёнка непросто, но ещё сложнее найти для него подходящую именно ему семью. Каждый раз, когда такое случается, один счастливо усыновлённый ребёнок тянет за собой паровозиком других, утверждают авторы "Видеопаспорта", потому что у новоиспечённых успешных родителей всегда есть друзья и знакомые, которые видят, сколько счастья приносит в дом спасённая детская душа, и начинают сами хотеть такого же чуда.
И наоборот, если ребёнка возвращают обратно в детский дом, то это трагедия не только для него, объясняет Тимур. Ведь неудавшиеся новые родители чувствуют себя виноватыми и всеми силами стараются оправдаться перед окружающими, объясняя, какое им досталось маленькое чудовище. Другие послушают и тоже будут думать, что с детьми-сиротами лучше не связываться. Как будто родные дети не врут, не воруют, не получают двоек, а всегда ведут себя, как ангелочки.
Вырастить порядочного человека – в любом случае огромный труд, напоминает ведущий "Пока все дома". И даже у биологических родителей с их биологическими детьми это получается далеко не всегда.
Труба зовёт
А у талантливых, прекраснодушных людей всё получается даже с чужими детьми, даже когда их 25 на одного. В чём Тимур Кизяков лишний раз убедился, навестив руководителя псковского детдомовского оркестра "Геликон" Александра Роора.
"Геликону" в следующем году исполняется десять лет. У него уже есть собственный диск – изданный немцами после геликоновских гастролей в Германии. Одну из этих пластинок псковские детдомовцы уже успели подарить Тимуру Кизякову. Так вот, когда его супруга была в положении, она специально слушала записанные в их исполнении старинные вальсы – чтобы напитываться доброй энергией.
Да и сам Тимур Борисович часто заводит себе эту пластинку, зная, сколько в неё вложено доброты и энтузиазма.
Александр Роор тоже любит это особенное ощущение, это "сумасшедшее", как он говорит, состояние, когда ему удаётся увлечь музыкой детей, и они начинают творить с ней что-то невообразимое.
Но он всегда подчёркивает, что это не просто забава. Ведь все его маленькие оркестранты уже в детском доме приобретают специальность, которая в любом случае не даст им пропасть. Особенно мальчикам. Ведь в одном только Пскове уже имеется два военных духовых оркестра, скоро будут созданы ещё два. А духовики – всегда на весь золота. Особенно, тубисты. Хороший тубист неплохо зарабатывает, имеет казённое жильё. А это уже кое-что для детей, которым, как говорит Александр Петрович, приходится рассчитывать во взрослой жизни только на самих себя.
Кстати, один такой тубист из Псковского детского дома, его зовут Алексей Васильев, нынче закончил с красным дипломом областной колледж искусств и поступил в Петрозаводскую консерваторию. Ещё четверо самых талантливых выпускников Псковского детского дома пока ещё учатся в колледже, а восемь ребят из оркестра ходят в музыкальную школу.
Показать Тимуру своё мастерство пришёл Никита Орлов – восходящая звезда Псковского детского дома. В минувшую пятницу он в очередной раз победил в престижном международном конкурсе в Санкт-Петербурге - стал лауреатом "Рождественских ассамблей". А однажды даже выступал с оркестром Министерства обороны РФ - в качестве награды за призовое место ещё в одном состязании.
Причём на этот раз у Никиты, как назло, была сломана левая рука ("бандитская пуля" – шутит Александр Роор). Так что он и на конкурсе, и перед Тимуром Кизяковым выступал в гипсе, но всё равно показал класс.
А с ним телеведущему программы "Пока все дома" представили и Любу Моисееву, которая появилась в оркестре у Роора всего два года назад. Александр Петрович сначала подумал, что она пришла слишком поздно и сразу честно предупредил, что у неё навряд ли что-нибудь получится. Но эта девочка "кавказской внешности" из славного города Баку ему понравилась. А поскольку бакинцев у него в оркестре ещё не было, он разрешил ей посидеть на репетициях.
Люба, по его словам, сидела-сидела, а потом присмотрела себе в углу никому не нужный ржавый альт и попросила дать ей в него погудеть. Следом за альтом в ход пошла завалящая валторна… и вот уже Люба из Баку учится в псковской музыкальной школе по классу трубы, ни в чём не уступая более опытным оркестрантам "Геликона", а руководитель оркестра теперь не то, что отмахивается от неё, а наоборот, "толкает" эту девочку на все мероприятия.
Когда она, очень стесняясь, взялась "погудеть" Тимуру Кизякову, Александр Роор подбадривал её таким манером: "Любаня, держись! На тебя сейчас весь Баку смотрит!"
"Геликон" где только ни выступает, как настоящий профессиональный оркестр. Например, 9 мая он всегда даёт концерт для жителей микрорайона на Четырёх углах, где находится Псковский детский дом. А ещё в конце каждого учебного года обязательно ездит с представлениями по всем школам, где, как иронизирует Алексанр Роор, учатся детдомовские "чудо-отличники": "Учителя послушают, как они трубят, и говорят: "Всё, мы им больше двоек ставить не будем". Ещё послушают – и даже троек обещают больше не ставить".
"В общем, если детские дома не закроют, то мы ещё поработаем, - говорит Александр Роор. – А то я очень волнуюсь, что закроют".
Вот и Тимур Кизяков после того, как посмотрел Псковский детский дом, сказал, что совсем закрывать такие учреждения ни в коем случае нельзя. Надо, чтоб их было как можно меньше, но они всё равно нужны. Потому что никто не исключает несчастных случаев, когда гибнут родители маленьких детей и они какое-то время вынуждены жить в казённом учреждении.. А некоторым детям надо где-то дождаться родителей, которые угодили в тюрьму… А у других такой тяжёлый диагноз, что на среднюю зарплату какого угодно региона РФ их ни один отечественный усыновитель не потянет. А ещё бывают такие дети (представьте себе!), которые не хотят в семью, уверенные, что в детском доме лучше.
Как сказал Александр Роор, с хорошими детскими домами бороться не надо, только с плохими. Вот, к примеру, у него лично "под присмотром" 25 человек, которых он "гарантирует" вырастить достойными людьми.
Оставайтесь с нами
…На прощанье Тимур Кизяков поинтересовался, что воспитанники Псковского детского дома делают в 10.30 по воскресеньям. Директор Наталья Орлова затруднилась вот так сразу ответить. Потому что в воскресенье у её детей свободный график: они могут подольше поваляться в постели, завтракают после девяти, а дальше уже занимаются кто чем хочет.
В общем, смотреть передачу "Пока все дома" их никто не неволит, но телевизор есть в каждой комнате. Может, и правильно, что им его необязательно смотреть, даже в 10.30 по воскресеньям?
На "Почте России" тоже люди работают
Как рассказала начальник отдела опеки и попечительства управления соцзащиты населения Псковской области Валентина Чернова, недавно там показывали ещё двух псковских девочек-сирот – почти уже совсем взрослых – 15-летних. Одна из них спортсменка, другая прекрасно рукодельничает.
Валентина Владимировна удивилась, сколько было откликов. По её словам, раньше даже по малышам столько не звонили: "Телефон разрывался. Я была потрясена. Звонили любители спорта, звонили тренеры… Откликнулись даже те, кто пока не собирается никого усыновлять, но очень захотел поучаствовать в судьбе наших воспитанниц. Например, одна весьма обеспеченная молодая семья предложила приобрести для девочки, которая спортсменка, весь необходимый спортинвентарь. А если нужно, то и для всех остальных членов её детдомовской команды. А что касается второй девочки, то нам, например, позвонили работники одного почтового отделения в Брянской области. Они посмотрели передачу и придумали скинуться на большущую посылку с бисером и мулине – лишь бы чем-то порадовать нашу юную умелицу".
Пока не известно, найдут ли эти две замечательные девочки новых родителей. Торопиться в таком деле точно не стОит.
"Устройство детей в семьи не должно быть ажиотажным, - считает Тимур Кизяков. – Ведь ребёнка можно сравнить с нежным ростком, который вырос на не очень благоприятной почве, откуда его вырвала судьба, уже повредив его корневую систему. Дальше его пересадили в дом ребёнка или в детский дом, и этот росточек продолжает пускать корешки, приспосабливаясь к новой для него действительности. Чем позже мы снова начнём пересаживать его в другой горшок – тем для него травматичнее. А ведь надо ещё и новую почву как следует подготовить, чтоб он там благополучно прижился. Поэтому наша сверхзадача – устраивать детей в семьи в младенчестве, когда эти росточки ещё только-только начинают пускать корешки".
Так что если и после 2016-го не все детские дома в Псковской области будут выкорчеваны, ничего страшного, по-видимому, не случится. "Сверхзадача" же не в этом.
Ольга МИРОНОВИЧ