Ревизия: Сочи-2014. Часть 1

Какая она – Олимпиада по-русски? Чем отличается картинка по телевизору от того, что в реальности происходит на олимпийских объектах и за их пределами? В первой части «Ревизии» – рассказ о дорогах до и после Сочи, безопасности, покупке билетов, условиях проживания и различных сервисах в Адлере.

 

Дорога

Добраться из Черноморского побережья из Пскова проще всего через Москву. А оттуда в Адлер, как теперь стало известно, летают весьма дешевые самолеты – по 1500 рублей. Но авиакомпании по таинственной причине сбросили цены только после открытия Олимпиады, когда большинство граждан уже купили свои билеты. Большинство предсказуемо предпочло поезд.

На самый удобный №101 плацкарт стоит около 2000 рублей, купе – около 3000. После бестолковых вагонов фирмы ТКС, обслуживающей поезд «Псков-Москва», адлерские купе приятно удивляют эргономикой и простором. Здесь нет бесполезных шторок, сейфов и телевизора (трансляцию фильмов для которого проводник ТКС все равно забудет вовремя включить), зато есть множество гениально продуманных трансформирующихся пространств. Единственный минус – все розетки для подзарядки мобильных устройств расположены в коридоре.

Есть еще поезд с двухэтажными вагонами, раскрашенными в сочинские лоскуты, но время отправления и прибытие у него не такое удобное.

Поезд идет до Адлера всего 25 часов, и прибывает ближе к полудню. А поскольку последние 5 часов составы движутся вдоль моря, то после подъема есть время поразвлекать себя перебежками от одного окна к другому, фотографируя то дельфинов, то шапки Кавказских гор.

 

Безопасность

Признаки Олимпиады зачинаются еще до подъезда к Сочи – в основном в виде баннеров с знакомыми уже лоскутами из ромбиков или слоганом «Жаркие. Зимние. Твои».

В половине случаев эти растяжки загораживают вид на какое-нибудь ветхое жилье или кучи строительного мусора. А строек в окрестностях Сочи много – и много будет еще долго: к февралю 2014 года сдать объекты успели единицы подрядчиков.

Другой характерный признак того, что Игры уже где-то близко – бесчисленное количество людей в пестрых куртках с аккредитациями на шее – в основном это строители и волонтеры. Без такой аккредитации можно только принимать душ и спать, во всех остальных случаях ее положено одевать на себя. А поскольку проживают эти люди далеко – в Дагомысе, Лазаревском, Лоо и далее, вплоть до Туапсе – то попадаться они начинают километров за 50 до Сочи, постепенно усиливая свою концентрацию.

В утренние часы, когда мы проезжали мимо этих предвестников Адлера, их ареал обитания находился на прибрежной полосе. Люди с лентами на шее сидели, подобрав ноги, у кромки воды, и сурово взирали на море.

Еще один безоговорочный признак того, что ты почти на месте – попадающаяся на путях «Ласточка». Это чудо инженерной мысли немецкой компании Siemens, на которое Оргкомитет «Сочи-2014» заставил раскошелиться господина Якунина (главу РЖД), не может вызывать ничего, коме восторга. «Ласточки» базируются в Адлере и курсируют до Сочи, Красной поляны и Олимпийского парка. В вагонах есть все, включая миллиард розеток и гигантские санузлы. Ответ на вопрос, почему проезд в «Ласточках» на время Олимпийских Игр абсолютно бесплатный, следует искать, вероятно, там же, откуда растут ноги фантастического снижения цен на авиабилеты.

Каждая «Ласточка» – это уже Олимпийский объект. То есть особо охраняемая зона, попасть в которую можно только после строгого досмотра. Все напитки и маникюрные наборы отправляются в мусорный бак – как в аэропорту. Зато выйдя из поезда на станциях «Олимпийский парк» или «Красная поляна», никаких досмотров больше проходить не надо – можно сразу свободно перемещаться по «чистой зоне».

То же самое происходит с некоторыми автобусами, отвозящих болельщиков к станциям после соревнований. Если у «Ласточки» есть автоматически запирающиеся двери, то у автобуса все входы и выходы опечатываются стикерами, а по прибытии на станцию пассажиров не выпускают до тех пор, пока спецслужбы не просканируют транспортное средство снаружи какими-то хитроумными детекторами. Все это, безусловно, немного настораживает и заставляет помнить, что террористы не дремлют.

 

Адлер

Sochi-2014 – это всего лишь бренд. Центр Большого Сочи так же далек от Олимпиады, как Псков, и продолжает спокойно жить своей краснодарской жизнью. Армяне рассекают на заниженных белых «Приорах», в парке «Ривьера» отдыхающих зазывают на дешевые аттракционы, повсюду пафосные и яркие вывески. Ведь Олимпиада не здесь, а чуть юго- и северо-восточнее – в Адлере и Красной Поляне.

Формально Адлер – это район Сочи. В реальности же – это совершенно отдельная территория, и сейчас здесь – другой мир, без признаков бесчинствующих «кубанько». Первое, что бросается в глаза – шикарное здание железнодорожного вокзала – не хуже, чем в каком-нибудь Берлине. Второе – вывески: они абсолютно одинаковые и без идиотских названий вроде «От Самиры», «Чурчхелочка» или «Пахлава-хаус». Просто: «Парикмахерская», «Автозапчасти», «Кондитерская». Все на бордовом фоне, белыми буквами, одинаковой гарнитурой, без засечек.

В Адлере нет ничего лишнего. Даже автомобилей немного – въезд разрешен только обитателям окрестных домов. Никакой Кубань-стайл рекламы – только партнеры Олимпиады. На шикарных автобанах – специальные олимпийские полосы, по которым избранные автобусы смогут доставить болельщиков до стадионов, даже если каким-то чудом в Адлере все же образуются заторы. С дорогами сочинцам, чего уж там, повезло – всех этих тоннелей, развязок и автострад хватит на полвека. Даже когда «Шиномонтаж» переименуется обратно в «У Сурена».

В Адлере тщательно пытаются скрывать продолжающуюся стройку. Не готово многое – торговые комплексы, гостиницы, даже вокзал не до конца застеклен. Под ногами трескается наспех уложенная плитка. Вазоны для цветов используются как гигантские пепельницы.

Первое, что делают болельщики, прибывая в Адлер – идут получать паспорт болельщика. Без него на Олимпиаде делать нечего, и главное – бессмысленно покупать билеты с рук. Это, к слову, официально запрещено, но на практике билетами здесь фарцуют только так. Главное – иметь этот самый зрительский паспорт.

Чтобы обзавестись им, надо выкупить хотя бы один билет. Следующий пункт – стоим гигантскую очередь в центре регистрации зрителей. Выглядит это здание снаружи еще ничего, внутри же поражает своей убогостью. Обшарпанные стены, давка, приклеенные на скотч указатели. На улице беснуется толпа, волонтеры впускают только по 2-3 человека. Учитывая, что этот центр – первое, что видят гости Олимпиады – впечатление от таких «ворот» они получают не самое лучшее. Однако это – практически единственный недочет. Все остальное организовано великолепно.

 

Жилье и интернет

О том, как трудно найти во время Олимпиады размещение по приемлемым ценам, я уже рассказывал. Но нам повезло – нас заселили в отель Bridge Resort, располагающимся в десяти минутах от Олимпийского парка. С балкона даже был виден Олимпийский огонь, а на завтраке мы пару раз видели Владислава Третьяка с какими-то иностранцами.

Отель позиционировал себя как четырехзвездный, но, как и многие другие объекты в Адлере, ему следовало бы открыться году так в 2015. Я много раз останавливался в четырехзвездных отелях, но в них всегда телевизор работал, занавеска в душе присутствовала, телефон был подключен к телефонной розетке, а схема эвакуации не отваливалась. Персонал в Bridge Resort, правда, был на уровне: сотрудники заметно волновались и старались, ведь мы были первыми гостями, заселившимися сюда.

Отдельно стоит упомянуть об интернете. Он в отеле, конечно же, был, но под паролем. А поскольку телефон в номере не работал, то о связи с ресепшн, как и о любом рум-сервисе пришлось забыть до утра. В Адлере со свободным WiFi тоже было туго – интернет не раздавали даже в Центре регистрации болельщиков. Его вообще нигде не раздавали бесплатно, кроме, разве что, павильона Microsoft в Олимпийском парке.

Более того, на всех олимпийских объектах глушилась сотовая связь всех операторов, кроме МегаФона – партнера Олимпиады. Повсюду были развешаны плакаты, объясняющие, как настроить автоматический выбор сети или вручную выбрать МегаФон. Блокирование всех конкурентов - верный способ стать телекоммуникационным лидером, правда?

Продолжение следует.

Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...