10 лет спустя

Кампания по выборам губернатора Псковской области образца 2014 года многих разочаровала. Она явно не претендовала на то, чтобы в плане зрелищности и остроты составить конкуренцию предыдущей губернаторской кампании, состоявшейся в далеком 2004 году и уже ставшей за давностью лет легендарной.

Десять лет назад Псковская область, казалось, стала площадкой для съемок альтернативной версии авантюрной комедии «День выборов», в сценарии которой было все: и «спикергейт», и портрет действующего губернатора, якобы нарисованный экскрементами художника по заказу конкурента, и сексуальный скандал, и судебные тяжбы, и многое другое. 

Но одно дело – смотреть фильм, а совсем другое – «жить в нем». И жители Псковской области определенно сделали свой выбор. А если и сетовали на «скуку» - то скорее по привычке, обусловленной региональным менталитетом.

 

Смена формата

Напомним, в сентябре 2004 года президент РФ Владимир Путин выступил с инициативой отмены прямых губернаторских выборов, а уже в декабре это решение было оформлено на законодательном уровне. Так что состоявшиеся в ноябре-декабре (они шли в два тура) 2004 года выборы главы Псковской области оказались предпоследними на том отрезке политической истории России.

Отказ от прямых выборов и переход к системе назначения губернаторов наложил серьезный отпечаток на политическую жизнь регионов. Политологи предупреждали: велика опасность того, что в новой системе власти главы субъектов потеряют ориентиры, и начнут ориентироваться в своей деятельности не на жителей, на главу президента и его администрацию, что неминуемо приведет к «перекосам и перегибам».

Псковская область в полной мере подтвердила этот прогноз. Итогом следующих пяти лет стал рост протестных настроений в регионе: еще до начала эры социальных сетей накал страстей в области оказался столь сильным, что информационные волны докатились до Кремля. Тогдашним властям не помог даже тотальный контроль над информационным полем: частный медиахолдинг губернатора был «информационным флагманом», задававшим тон государственным и муниципальными СМИ.

В итоге губернатор Михаил Кузнецов, игнорировавший мнение граждан и во главу угла ставивший экономические теории, в соответствии с которыми было необходимо «оптимизировать» хлопотное социальное хозяйство области, не досидел до конца срока и в феврале 2009 года был отправлен в отставку с формулировкой «по собственному желанию». А назначенный президентом РФ на пост главы региона Андрей Турчак подошел к работе губернатора с кардинально иных позиций.

Став псковским губернатором, он к изумлению местной элиты принялся вести себя не как президентский назначенец, получивший карт-бланш и возможность не оглядываться на «мелочи» вроде общественного мнения, а как политик, готовящийся к прямым выборам, на которых нужно будет ответить перед избирателями за все свои решения и поступки.

Турчак начал с того, что возобновил прием граждан по личным вопросам, отмененный его предшественником как «бессмысленная трата времени». А затем последовательно принялся внедрять в Псковской области общественно-политические инновации, подразумевающие широкую обратную связь с жителями региона и дискуссию как метод выработки решений.

Инструментами для этого стали различные формы общественного диалога: это и персональный сайт губернатора Турчак.ру, который был призван стать площадкой для взаимодействия между гражданами и чиновниками, и Общественная палата Псковской области, и созданные при губернаторе советы по охране культурному наследию и по взаимодействию с малыми партиями, и «Народная программа» как механизм работы кандидатов от власти в ходе избирательных кампаний различного уровня.

Причем зачастую складывалось впечатление, что региональные власти действуют сами себе во вред: тот же «культурный совет» не раз и не два становился для них источником головной боли. Однако в перспективе выяснилось, что именно этот путь был правильным. А уж после того, как в апреле 2012 года в России вновь вернулись прямые губернаторские выборы – и вовсе единственно верным.

 

«Это наша с тобой биография»

Сама кампания по выборам главы региона в 2014 году кардинально отличалась от той, «исторической», кампании 2004 года, вобравшей в себя все негативные черты, собственно и ставшие причиной отмены прямых губернаторских выборов в России на семь с лишним лет.

В 2004 году на Псковщине действительно кипели страсти: к давнему политическому конфликту, на протяжении последних пяти лет определявшему лицо местной политики, добавился еще один фактор: те «предпоследние», как тогда казалось, в новейшей истории России прямые выборы губернатора многими были расценены как уникальная возможность вскочить в «вагон» большой политики.

Итогом стечения условий и обстоятельств стали 8 претендентов на пост главы Псковской области (девятый, явный фаворит гонки Михаил Хоронен, был снят с выборов, кардинально изменив наметившийся было расклад) из которых четверо были «гастролерами» (в том числе такие экзотические фигуры, как экс-депутат парламента Узбекистана и сенатор от Калмыкии), приезд маститых политтехнологов, многочисленные скандалы (в том числе сексуальный) и, как результат, второй тур голосования, итоги которого до последнего момента никто не мог предсказать.

Понятно, что на этом фоне губернаторская кампания образца 2014 года выглядела «скучной», на что успели посетовать уже многие. Тем более, что в «горячую» фазу она вступила чрезвычайно поздно: Андрей Турчак до последнего путал карты оппонентов, опасавшихся совершить фальстарт, и не давал втянуть себя в предвыборные баталии. Понимая, что время в данном случае в буквальном смысле работает на него, он сосредоточился на рутинной деятельности губернатора, справедливо полагая, что это – лучшая альтернатива агитации и пропаганде.

Лишь после того, как в конце февраля 2014 года Владимир Путин назначил его временно исполняющим полномочия главы региона, определились контуры кампании. И, судя по всему, у ее участников уже не было особых иллюзий относительно итогов выборов.

 

(Не)взятие барьера

Пожалуй, наиболее ярким этапом кампании оказалось преодоление так называемого «муниципального барьера». Напомним, кандидатам необходимо было собрать до 30 июля и сдать в избирком до 4 августа подписи не менее 150 и не более 157 депутатов представительных органов местного самоуправления и/или глав местного самоуправления Псковской области, в том числе не менее 44 подписей депутатов районных собраний и городских дум в не менее чем 20 муниципалитетах из 26.

Изначально было понятно, что стопроцентные шансы на это имеет лишь выдвинутый «Единой Россией» Андрей Турчак: позиции на муниципальном уровне остальных партий, представленных в Псковской области, в том числе парламентских, более чем скромны. Впрочем, еще в конце 2013 года Турчак во всеуслышание заявил, что «Единая Россия» поможет всем, кто обратится к ней за помощью в прохождении муниципального барьера, чтобы сделать выборы максимально конкурентными.

В итоге, обойтись без голосов «ЕР» смогли лишь Александр Рогов (КПРФ) и Олег Брячак («Справедливая Россия»): представители партий-антагонистов совершили взаимовыгодный обмен голосами. Сергей Макарченко (ЛДПР) и Василий Бобалев («Правое дело») не погнушались помощью «партии власти».

Критическим «муниципальный барьер» оказался для четырех кандидатов, ранее заявлявших о намерении участвовать в выборах: с дистанции сошли Виктор Антипов («Рожденные в СССР»), Игорь Балабуст («Трудовая партия России»), Лев Шлосберг («Яблоко») и Алексей Бурнацев («Гражданская инициатива»).

Последний, как выяснилось позднее, к тому же еще и представил в облизбирком недостоверные сведения, скрыв информацию о судимости за ДТП. Виктор Антипов и Игорь Балабуст позднее высказались в поддержку Андрея Турчака, тем самым косвенно подтвердив версию о том, что им изначально отводилась на этих выборах роль кандидатов-спойлеров.

Лидер псковского «Яблока» сообщил, что для того, чтобы «взять планку», ему не хватило 8 голосов, а обращаться за помощью к единороссам он категорически отказался и, в результате, был вынужден отказаться от участия в гонке. «Недобор» голосов он первоначально объяснял давлением на муниципальных депутатов, готовых оказать ему поддержку. А депутат Александр Конашенков, представляющий «Яблоко» в Гдовском районном Собрании, даже пообещал представить доказательства этого давления.

Впрочем, «вещдоки» так и не были предъявлены ни на суд общественности, ни правоохранительным органам. А Лев Шлосберг в интервью стал сообщать, что собрать нужное для прохождения «муниципального фильтра» количество голосов он не смог, поскольку региональные власти сформировали несколько «запасных комплектов» для Андрея Турчака. И, так как один муниципал может поддержать только одного кандидата, полностью «перекрыли кислород» оппозиции.

Подтвердить эту информацию лидер псковского «Яблока» не смог. Однако она получила широкое распространение в значительном числе федеральных СМИ. «Яблочник» Лев Шлосберг наряду с кандидатом от «Справедливой России» Оксаной Дмитриевой, не сумевшей пройти фильтр на выборах губернатора Санкт-Петербурга, стал для них символом несправедливой и неравной кампании.

Впрочем, есть серьезные основания сомневаться в том, что в случае участия кандидата от «Яблока» в выборах псковского губернатора он смог бы набрать сколько-нибудь серьезный процент голосов.

 

Оригинальный жанр

Оппозиционные кандидаты, все-таки сумевшие принять участие в гонке, в подавляющем большинстве удивили и рядовых избирателей и профессиональных политологов отсутствием фантазии и рутинностью использованных приемов.

Даже от слоганов веяло скукой и вторичностью. Складывалось впечатление, что в большинстве своем они ориентированы на некий «золотой век» Псковской области, который пришелся то ли на «лихие 90-е», то ли на советские годы, то ли и вовсе на времена вечевой республики.

В итоге, либерал-демократ Сергей Макарченко призывал «Вернуть Псковщине былое величие!», справедливоросс Олег Брячак настаивал на том, чтобы взять «Курс на возрождение!», «праводел» Василий Бобалев ратовал за «Стабильную самодостаточную Псковскую область!», а коммунист Александр Рогов - «За Псковщину – землю русскую!»

Фантазией не отличались и технологические приемы кандидатов: все те же встречи с депутатами, предвыборные бюллетени и пикеты.

Хоть чем-то удивил лишь «жириновец» Сергей Макарченко. Трезво оценивая свои возможности, Макарченко, который на выборах главы Псковского района год назад стал лишь шестым с 4,25% голосов, попытался использовать выделенный ему выборный бюджет максимально эффективно. А именно – разместил наружную рекламу, на которой фотографии девушек из псковского модельного агентства сопровождались двусмысленными надписями вроде «Сергей Макарченко? Стоит попробовать!»

Нетривиальная реклама попала в поле зрения псковичей, вызвала споры в соцсетях, и даже удостоилась внимания вандалов (впрочем, по одной из версий «модернизировал» билборды сам кандидат).

В результате, либерал-демократ, в свое время пытавшийся занять нишу «псковского навального», размещая в блоге информацию о коррупционных скандалах, безусловно, привлек определенную, в основном молодую, аудиторию, высказавшую ему «респект» за «креативность» на грани фола. Однако трудно сказать, насколько этот электорат улучшил показатели Макарченко и станет ли он голосовать за ЛДПР на следующих выборах.

 

Все в штаб

Андрей Турчак в рамках своей предвыборной кампании продолжил работу с таким зарекомендовавшим себя на выборах в Псковской области инструментом единороссов, как «Народная программа»: формируемым «снизу» сводом наказов избирателей. А кроме того, создал Общественный штаб, призванный стать еще одним инструментом взаимодействия между властью и обществом в регионе.  

Было заявлено, что Общественный штаб – это не просто очередная площадка для сбора «жалоб и предложений», а прообраз «фабрики мысли», работники которой – псковские политики, общественники и бизнесмены – должны выработать программу развития Псковской области на следующую пятилетку. При этом штаб должен продолжить работу и после выборов, превратившись в эффективный инструмент контроля за выполнением положений «Народной программы».

Его работа была разбита на шесть секций, названных в честь ценностей, которые Андрей Турчак «поднял на щит» в рамках своей кампании под слоганом «То, что нас объединяет»: «Вера», «Родина», «Память», «Семья», «Любовь» и «Труд».

Представителям псковской элиты потребовалось время, чтобы понять новый формат работы: соблазн свести деятельность штаба к сбору «хотелок» был очень велик. Тем не менее, в итоге «фабрика мысли» начала выдавать первую продукцию в виде четко сформулированных проблем и предложений по их решению.

Особо отличились секции, участники и руководители которых имеют опыт системной научной и организационной работы (например «Вера» под началом ректора ПсковГУ Юрия Демьяненко), были укомплектованы энтузиастами (в работе секций «Вера» и «Семья» принимали активное участие представители общественной организации «Дети – наше будущее»), либо занимались решением сугубо прикладных, практических вопросов (введение запрета на импорт в Россию продуктов питания из ЕС дало членам секции «Труд» повод вплотную заняться темой поддержки псковских аграриев).

Слоганы, под которыми Андрей Турчак шел на выборы – «То, что нас объединяет» и «Вместе!» - также вызвали неоднозначную реакцию у наблюдателей. Кому-то ровная, спокойная, «равноудаленная» кампания, направленная на объединение жителей региона вокруг общих, бесспорных ценностей, показалась чересчур бесцветной.

Впрочем, стоит взглянуть на лозунги и образы, которые использовали в своей агитации представители «партии власти» в других регионах, где 14 сентября также состоялись губернаторские выборы. Врио главы Курганской области Алексей Кокорин шел на выборы под лозунгом «Человек, порядок, инвестиции», волгоградский губернатор Андрей Бочаров сделал своим слоганом фразу «Легко не будет!», а глава Республики Алтай отметился баннерами с надписями «Без Бердникова будет хуже» и «Газ для вас». Как говорится, «комментарии излишни».

 

Назло рекордам

Накануне выборов широко обсуждался вопрос о явке. Хорошая погода и небывалый урожай белых грибов в лесах Псковщины ставили ее под угрозу. Впрочем, самые негативные прогнозы не оправдались: на избирательные участки пришли 37,91% зарегистрированных избирателей, что стало вполне закономерным итогом стабильной и спокойной избирательной кампании. Повода для тотальной «мобилизации» и срочного изменения политического, социального и экономического курса региона жители Псковской области явно не ощущали.

При этом Андрей Турчак побил своеобразный рекорд в новейшей истории Псковской области, набрав 78,36% (166613 голосов) – без малого в семь раз больше, чем его ближайший конкурент. Достаточно вспомнить, что на предыдущих губернаторских выборах, состоявшихся в 2004 году, победитель, Михаил Кузнецов, получил 48,83%, лишь на 7,43% опередив своего оппонента, действующего губернатора Евгения Михайлова.

Значительным достижением результат Турчака выглядит и в сравнении с процентами «Единой России»,  полученных «партией власти» на последних крупных выборах в Псковской области. Так, на выборах в Псковское областное Собрание депутатов в декабре 2011 года «ЕР» получила 37,41% голосов, а на состоявшихся тогда же выборах в Госдуму РФ – 36,65%. Результат Владимира Путина на выборах президента РФ в марте 2012 года в Псковской области составил 59,69%.

Самый большой процент голосов – 87,26% – Андрей Турчак получил в Стругокрасненском районе. Самый маленький – 67,68% – в Пустошкинском (в этом же районе, кстати, максимальный результат набрал кандидат от КПРФ - 19,13%). Вполне лояльны к врио главы региона оказались и крупнейшие города области, Псков и Великие Луки, в которых традиционно были сильны оппозиционные настроения. Так, в региональной столице Турчак набрал 76,39% голосов, а в городе на Ловати - 74,96%.

Стоит добавить, что выборы губернаторов 14 сентября состоялись в 30 регионах РФ, и результат, полученный коллегами Андрея Турчака, варьировался от 91,35% (Николай Меркушкин в Самарской области) до 50,63% (Александр Бердников в Республике Алтай).

Уцененное в семь раз «серебро» на губернаторских выборах в Псковской области получил коммунист Александр Рогов (11,22% или  23859 голосов). Третье место досталось справедливороссу Олегу Брячаку - 5,28% (11230 голосов). И совсем уж в рамках статистической погрешности выступили либерал-демократ Сергей Макарченко (2,65% или 5637 голосов) и «праводел» Василий Бобалев (1,13% или 2394 голосов).

Псковские оппозиционеры, если сравнивать их результаты с итогами предыдущих крупных кампаний, в которых участвовали представляемые ими партии, заметно сдали позиции. Так, на выборах в региональный парламент в 2011 году КПРФ получила 24,77%, «Справедливая Россия» - 15,02%, ЛДПР – 14,17%. На выборах в Госдуму результат КПРФ составил 25,13%, «СР» - 16,41%, ЛДПР – 13,93%.

Похвастаться успехами перед однопартийцами может разве что Василий Бобалев: «Правое дело», от которого он баллотировался в губернаторы, на выборах в нижнюю палату российского парламента собрало 0,45% (1391 голосов).

Очевидно, что такой результат нанес удар по позициям всех оппонентов Турчака, ни один из которых не смог продемонстрировать сколько-нибудь серьезную общественную поддержку. Наверстывать упущенное им предстоит ближайшую пару лет – до выборов в региональный парламент и гордумы Пскова и Великих Лук.

 

* * *

Губернаторские выборы – 2014 с самого начала многие называли «лишенными интриги»: серьезной конкуренции действующему главе на местном политическом поле не наблюдалось. Особенно «скучность» предстоящей кампании бросалась в глаза на контрасте с событиями 2004 года, когда для большинства кандидатов – либо не связанных с Псковщиной, либо пошедших ва-банк – губернаторская кампания проходила под лозунгом «после нас – хоть потоп!»

Между тем, нынешние выборы губернатора Псковской области подвели закономерный итог не только «первой пятилетки Турчака», но и эволюции политической сферы Псковщины, произошедшей с 2004 по 2014 годы.

Десять лет назад политическая война на выживание, без особого выбора средств, казалась местным политикам чем-то само собой разумеющимся. Сегодня, к счастью, это уже не так. Это и в самом деле можно назвать «скукой». А можно – стабильностью.

 

 Сергей МАРТОВ

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...