Вера Емельянова о смысле перенастройки бюджетной системы

Мы все – кто-то больше, а кто-то меньше – консервативны по своей природе. Ведь вроде бы это и проще - жить по отработанному сценарию. Ходить и ездить уже проторенными и хорошо наезженными дорогами. И часто такое привычное кажется самым простым и лучшим. Но все же в какой-то момент мы спохватываемся – дорога-то наезженная, но правда ли, что нет других вариантов, более удобных и сберегающих силы и средства? А чтобы вот так спохватиться, нужна бывает встряска – какая-то кочка, или яма, или колдобина. Мы останавливаемся, смотрим по сторонам и видим – а ведь можно было успешно объехать это место, если бы еще раньше сократили путь, прошли бы полем, наездили бы другую дорогу, не хуже прежней - короче, то есть эффективнее. И всем, кто поедет уже после нас, эта новая дорога принесет гораздо меньше трудностей.

Вера Емельянова

Так бывает часто – проходит время, и мы убеждаемся, что созданное кем-то до нас нужно обязательно изменить. Потому что требуемый результат можно получить гораздо меньшими усилиями и затратами. Более того, мы нередко приходим к тому, что как раз-таки теми силами и средствами, которые нам оставлены кем-то в наследство,  требуемый в новых условиях результат и вовсе не получить. Нужно конструировать, создавать новые инструменты и механизмы и учиться ими эффективно пользоваться.

Эта жизненная наука заставила нас сегодня по-новому взглянуть на то, как выстроена наша бюджетная система: органы управления, сеть социальных учреждений. «Кочкой», заставившей остановиться и оглядеться, стали новые экономические реалии. Имеет ли смысл сохранять бюджетную матрицу в том виде, в каком она досталась нам еще с незапамятных времен, когда вся экономика функционировала по совершенно другим законам? Ведь внутри нее уже образовались такие организационные и кадровые «тромбы», которые без хирургического вмешательства всерьез препятствуют улучшению общего состояния, и никакие финансовые «пилюли» не помогают, только деньги на воздух летят. Везде все упирается в человеческий фактор. В двух одинаковых по смыслу учреждениях – школах, например, - может быть совершенно по-разному выстроено штатное расписание, что можно объяснить какими-то субъективными решениями конкретного руководителя, но вряд ли это логически напрямую связано с конечной целью – предоставлением наиболее качественных услуг населению.

Как раз с точки зрения этой самой конечной цели мы четко видим, что сегодняшний управленческий «суверенитет» львиной доли учреждений не имеет функционального смысла, он только дает непродуктивное проедание значительных бюджетных средств. В свое время, когда в России было принято новое гражданское законодательство, и надо было все имевшиеся организации поспешно ввести в его рамки, вот так решили и сделали – каждому учреждению свой управленческий аппарат! Только надо ли было именно так делать - с точки зрения наиболее эффективной организации процесса социального обслуживания населения – тогда анализировать, видимо, не было возможности и времени. Сейчас мы четко понимаем – конечно же, давно пора все субъекты ПЕРЕОФОРМИТЬ, чтобы по сути дела избавить их от излишней бумажной и финансовой работы. Сделать это – есть и возможность, и потребность, и необходимость. У нас есть системное видение, как это сделать, и достаточно сил, чтобы преодолеть все юридические нюансы реорганизации.

Разумеется, если в учреждениях становится меньше работы, значит, им требуется и меньше работников. Какая-то часть кадровых ресурсов высвободится. В экономике – это живой процесс, в таких же условиях работают сегодня и все предприятия частного сектора. И здесь мы полностью рассчитываем на потенциал нашей службы занятости, которая – судя по низким показателям безработицы в нашем регионе - сейчас работает очень эффективно. И мы рассчитываем, конечно же, на деловые качества высвобождаемых работников – ценные кадры нужны везде.

Возвращаясь к теме консерватизма, хочется напомнить пример нашего Псковского университета. Четыре года назад общественность бурлила – так все были встревожены объединением сразу пяти образовательных учреждений в одно! А сегодня мы видим мощный вуз – который по многим показателям и, прежде всего, по динамике своего развития находится в числе лидирующих по России. Это объективно – ни у кого не возникает сегодня достойных аргументов против такого объединения. Все объединенные заведения усилились! Пример ПсковГУ – это для нас и «пробный шар» и «первая ласточка».

То же самое произойдет во всех случаях реорганизаций, которые мы намечаем в ближайшее время в бюджетной сфере. Естественно, многое зависит от человеческого фактора – от того, как будут справляться со взятыми на себя задачами руководители объединенных учреждений, и мы за этим будет требовательно следить.

В сфере образования будут созданы педагогические комплексы – в каждом муниципалитете свой. В сфере здравоохранения – медицинские округа. В сфере социальной защиты – центры социального обслуживания. Это позволит объединить ресурсы, подтянуть отстающие учреждения к уровню лидирующих, упростить управление системой, повысить ответственность руководителей за качество услуг.

Сейчас некоторые безответственно пытаются передергивать факты – навязывают тревоги о каком-то якобы сокращении заведений. Это – политические инсинуации, ложь! Никто на местах не намерен отбирать у населения услуги образования и здравоохранения без согласия самого населения – только через народные сходы и убедительную аргументацию! Ряд социальных выплат станет адресным – будет проведен кропотливый анализ нуждаемости, то есть социальные выплаты станут более справедливыми. Такова потребность, диктуемая временем и экономическими условиями.

Что касается собственно услуг, то в бюджете по-прежнему предусматривается рост расходов на их финансирование. Мы намерены приложить все усилия, чтобы сохранить уровень зарплаты бюджетников и продолжать подтягивать его к среднему в региональной экономике.

На полмиллиарда рублей больше предполагается направить в сферу здравоохранения, свой процент роста будет заложен и на дальнейшее повышение качества образования, соцобслуживания. Изменения в системе управления позволят более высокие требования предъявлять к руководителям учреждений.

Мы вышли на новый уровень понимания ситуации, мы уверены в том, что совершаем правильные шаги и, как и в случае с ПсковГУ, в этом через несколько лет убедятся и наши оппоненты.

 

Вера ЕМЕЛЬЯНОВА, первый заместитель губернатора Псковской области

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...