Лилия Никифорова о том, для чего и для кого реформируется региональное здравоохранение
Когда речь заходит о реформе системы здравоохранения, давайте не будем забывать, для чего и для кого (!) все это делается. Один из самых болезненный и спорных вопросов предстоящей реформы – количество больничных коек. Популисты обычно на этом спекулируют, но я знаю случаи, когда от уменьшения числа мест отрасль только выиграет.
Не так давно я побывала в одном из поселков области, где в районной больнице сохранилось детское отделение на шесть коек. Посмотрела по их наполняемости, с удивлением для себя обнаружила: большую часть дней в году они пустуют. Вот тот самый случай, когда можно без ущерба сократить это отделение.
Во время другой поездки главный врач районной больницы взмолился: заберите у меня хирургию! Смотрим: оказывается оно рассчитано на 20 коек. С переломами, другими небольшими травмами справляется обычно один хирург, а самые сложные случаи везут прямиком в соседний районный центр, где отлично работает полноценное отделение. Опять есть возможность для оптимизации.
Вместе с тем я решительно не согласна с возможным закрытием консультативно-диагностического отделения городской больнице, которое было отрыто, когда главой администрации Пскова был Петр Слепченко. Практика показала, что оно – реально! – пользуется популярностью среди горожан. Поэтому в данном конкретном случае на фоне сложностей с записями к профильным специалистам, я полагаю, что такая «оптимизация» принесет только вред.
На мой взгляд, сейчас, в ходе начавшейся реформы, мы имеем уникальную возможность проанализировать наши возможности с тем, чтобы принести максимальную пользу пациентам. Обращаю на это внимание еще и потому, что следующий, 2015 год, будет объявлен годом сердечнососудистых заболеваний. Да, у нас открыты профильные центры в Пскове, Острове, Великих Луках, но достаточно ли этого? Этот вопрос для меня, как для врача-кардиолога, пока остается открытым. Тем более, что последние цифры не радуют: Псковская область входит в пятерку регионов-лидеров по смертности от сердечнососудистых заболеваний. Это «печальное лидерство» был вынужден на днях признать председатель госкомитета Псковской области по здравоохранению и фармации Игорь Потапов. Поэтому реорганизация здравоохранения региона должна быть направлена на решение первостепенных задач, стоящих перед нашей медициной. И тут у нас есть резервы…
В качестве примере сошлюсь на недавнюю поездку в один из приграничных районов, где я с удивлением обнаружила, что больница тратит на лечение своих пациентов всего 2 млн рублей из тех 40, которые зарабатываются по линии Фонда медицинского страхования. Другими словами, оставшиеся 38 млн идут на зарплату, коммуналку и другие непрофильные расходы.
Говоря по-русски, весь пар уходит в свисток. Подобные нелепые пропорции надо менять. Но если и оптимизировать, то нам следует провести тщательную ревизию: сколько в районах детей, подростков, трудоспособного населения, людей пожилого возраста. Исходя из этой численности, мы уже сможем решать: сколько врачей и какой специальности нам требуется, какие технические средства необходимы. Определив эти параметры, мы сможем вплотную подойти к нашим насущным вопросам. Главное, не навредить!
Лилия НИКИФОРОВА, депутат Псковского областного Собрания