Юрий Новохижин: Сейчас в театре противостояния нет

Член труппы Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина, Народный артист России и секретарь псковского отделения Союза театральных деятелей (СТД) Юрий Новохижин в начале 2014 года был одним из основных критиков нового руководства учреждения. 31 марта правление местного отделения СТД даже направляло открытое письмо на имя губернатора Андрея Турчака, где выражались опасения за судьбу театра в связи с переменами в руководстве, в результате чего главе региона пришлось проводить встречу с труппой. Спустя 9 месяцев с той встречи Юрий Новохижин дал интервью, в котором рассказал о том, что изменилось в работе театра, как теперь работается труппе и чем живет сегодня региональное отделение СТД.

Юрий Новохижин в спектакле «Ветер шумит в тополях»

«Жесткий и хороший опыт»

Юрий Михайлович, с момента открытия обновлённого театра прошёл практически год. Как вы оцениваете это период? Есть театр в Пскове или его все-таки «уничтожили»?

Конечно, он есть, и это новый театр. Просто он другой, необычный. Лично для меня происходит много нового, интересного, незнакомого и непривычного. Например, я узнал, что можно поставить полноценный спектакль за один месяц. Для меня это стало открытием. Ведь мы, старая школа, как привыкли? Надо сначала «забеременеть» ролью, надо вынести ее, как дитя, прочувствовать, а этот процесс мог длиться до полугода. Я всегда считал, что роль для актера не заучивается: ты пропускаешь ее через себя, она вживается под кожу. А теперь одновременно и заучиваешь, и пропускаешь - и это безумно сложно.

Поэтому меня обескураживал новый темп: несколько недель и бац – премьера. Это требует огромных физических затрат. Однако я вижу, что и труппа стала подвижнее, это тоже правильно, главное, чтобы не выдохлись раньше времени [смеется].

Еще одно мое наблюдение - молодежь стала интересоваться театром. Я вижу, сколько молодых приходят к нам на спектакли, это очень хорошо, без этой «новой крови», без нового зрителя театра быть не может.

Как вы считаете, новый темп работы сказывается на качестве спектакля? Вы ведь заняты сейчас как раз в тех постановках, которые делались очень быстро…

Я думаю, что просто наше поколение не было готово к такому подходу. Но я вот репетировал с Ришаром [Брюннелем, автором эскиза «Роберто Зукко»], и за 12 дней появился практически полноценный спектакль. Вполне вероятно, что за таким подходом будущее театра.

«Ветер шумит в тополях» - это тоже хороший опыт, жёсткий. Искандер [Сакаев, режиссер-постановщик спектакля] - очень интересный режиссер, импульсивный и требовательный, и когда мы собрались первый раз, то были опасения, что мы не выучим текст, просто не успеем. А уже через две недели сделали первый прогон. Это была такая проверка на профпригодность: если мозги включены, и профессией владеешь, то справишься.

Было трудно работать с Брюннелем, который не говорит по-русски?

Языковой барьер вообще не ощущался. Переводчица была просто потрясающая, все было понятно, каждое слово, даже интонации, которые от нас хотел получить режиссер, она могла объяснить. Сам Ришар был стремителен, он не давал нам времени на погружение, наоборот, все надо было делать быстро. Но мне было очень комфортно, хотя изначально я не готов был к такому натиску.

У вас большая творческая биография, сотни ролей. Остались непокоренными какие-то творческие вершины? Проще говоря, есть еще роли, которые вы не успели, но хотели бы сыграть?

Я играл Ленина ещё при советской власти [смеется]. «Синие кони на красной траве», так назывался спектакль, потом эту же роль играл Янковский, я помню… Так вот, сначала приходили ребята из управления культуры, смотрели небольшой фрагмент из спектакля, ставили печать «одобрено» на мою фотографию. Потом точно также приходили из обкома, затем из комитета по безопасности, и уж после третьей печати отправляли в Москву на согласование. Я сыграл, наверно, три четверти пьес Шекспира, так что меня сложно удивить какой-либо ролью. Но вот знаете, «Ветер шумит в тополях» удивил меня, да. А так… Мне кажется, я сыграл все, что можно.

«Я не обижаюсь»

Как сегодня складываются отношения внутри труппы? Помнится, на встрече губернатора с коллективом театра ощущалось некое противостояние, даже репликами нелицеприятными обменивались: молодые артисты - с мэтрами сцены и наоборот…

Ну, я не обижаюсь на тех молодых девочек, которые мне тогда в пылу что-то наговорили. Я все понимаю, ведь мы, артисты - народ зависимый, а они только начали работать тогда в труппе, хотели себя как-то зарекомендовать, показать себя режиссеру, это понятно. А так - нормальные отношения со всеми, сейчас в театре нет противостояния.

Ни внутри труппы, ни между артистами и руководством?

Отношения нормальные со всеми. А как может быть иначе, если я получаю роли, если мне худрук доверяет играть в театре, то о каких разногласиях речь? У меня и с директором, Сергеем Дамбергом, отлично сложилось. Когда я слышу, что кто-то там говорит, что надо убрать директора, я спрашиваю: вы найдете кого-то лучше? Человек уже год с нами работает, понимает весь процесс.

Ваш коллега по цеху, Виктор Яковлев, с которым вы выступали всегда плечом к плечу, по-прежнему считает, что руководить театром доверили некомпетентным людям. Процитирую его комментарий в социальной сети: «Да не режиссер он! Режиссуры-то как раз мы и не видим. Ни репертуара, ни тем более репертуарной политики нет. Мы видим торговца спектаклями чужих театров. В этих условиях существование свой труппы - как кость в горле, с которой (пока! - думает он) вынужден считаться». Это позиция отдельного человека или актер Яковлев выражает общее мнение труппы?

Думаю, это личная обида Вити. Все дело в переносе спектакля «Солдатики»: он считает, что это такая направленная против него акция. Я говорил ему: Витя, не гони лошадей, что сейчас времена такие, трудно с финансами, и не только в театре или в Пскове, сейчас всей стране тяжело. Но он уперся, и почему-то уверен, что его обманут.

Тут ведь нужно быть деликатным: Виктор Яковлев очень талантливый, но, как и многие артисты, достаточно капризный. И, конечно, нужно дать ему поставить спектакль: «Солдатики» должны появиться.

Как актер или любой сотрудник театра, считаете ли вы необходимым рассказывать о внутренних проблемах коллектива в средствах массовой информации?

Я не читаю, что о нас пишут, мне дочь вообще запрещает пользоваться интернетом [смеется]. Но выносить сор из избы - это неправильно. Если ты не согласен, если тебе все ненавистно и противно, тогда уходи. Уходи. Для меня в этом плане был очень показательным актер Аранович, когда он пришел на репетицию «Ветер шумит в тополях», и сказал, что если он не понимает роли, не знает, зачем нужен спектакль, тогда ему лучше из театра уйти. И это правильно.

Что касается регионального отделения СТД, каковы планы организации на будущее? И примете ли вы обратно в организацию худрука театра Василия Сенина?

Ну конечно примем. Я просто думаю, что Сенин тогда не понимал, что такое псковский филиал СТД и решил, что это такая «бросовая» организация. Не только он, кстати: многие актеры, когда стали больше зарабатывать, решили не платить взносы и уйти. А теперь все дернулись назад: возраст, здоровье стало шалить, а у нас в Москве есть шикарная поликлиника для членов СТД. Там за один день тебе полную диагностику могут сделать и все подлатать.

К нам активно идут и молодые актеры, великолукские активно подтягиваются, у нас ведь творческое направление просто сумасшедшее: мы можем посылать в командировки и на семинары, любые, какие только будут интересны.

Юрий Михайлович, в канун Нового года принято не только подводить итоги, но и давать прогноз на будущее. Какое будущее у псковского театра?

Прогноз на будущее просто обязан быть хорошим.  Если мы не откажемся совсем от репертуарного театра, то наше будущее станет даже радужным. За границей, кстати, в восторге от того, что русский актер может сегодня Гамлет сыграть, а завтра уже перевоплотиться в чеховского героя. Под это дело можно и хороших актеров пригласить. 

Беседовал Михаил МЕНАЦЕХИН

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...