Виктор Остренко: Надо пытаться, надо идти вперёд с мыслью – будущее зависит и от тебя!

До 5 декабря в областном Собрании продолжается приём документов кандидатов в члены Молодёжного парламента. Этот состав формируется иначе, чем прежние. Молодым и активным, политически подкованным и амбициозным недостаточно лишь собственного желания и протекции одной из пяти партий, имеющих фракции в Собрании. Новые правила предполагают открытый конкурс. Сложнее ли стало попасть в Молодёжный парламент, зачем нужны подписи, презентации, рекомендательные письма и можно ли без них обойтись – эти вопросы мы задали заместителю председателя областного Собрания депутатов, курирующему работу Молодёжного парламента, Виктору Остренко.

Месяц на сбор документов, подписей и на подготовку проекта – на ваш взгляд, это много или мало для такого задания?

Самое главное, не бояться: конкурс – это не сложно. Для чего нам нужны эти документы? Мы хотели бы для начала получить общее представление о том, что за личность идёт в парламент, и какие идеи человек готов привносить своим участием в его работу. Тому, кто имеет желание, мотивацию, подготовить документы на конкурс, на мой взгляд, не представит никакой трудности.

На кого прежде всего ориентирован конкурс? Активных ребят много, и круг интересов у них очень разный. Кого ждёте: КВНщиков, блогеров, состоявшихся общественников или лишь тех, кто изначально нацелен на политическое будущее?

Я не стал бы настолько политизировать молодёжный орган при областном Собрании. Здесь немного другая задача. Ранее стопроцентно состав Молодёжного парламента формировали политические партии, представленные в областном Собрании. Таким образом, он зеркально отражал чисто партийный сегмент молодёжи нашего региона. Это были так называемые партийные делегаты. Сейчас же мы горизонт расширили максимально, чтобы возможность проявить свои способности была и у непартийных молодых людей. Мы рассчитываем на участие в конкурсе той части молодёжи, которая сегодня активно сотрудничает с общественными организациями, молодёжными центрами, представляет спортивные федерации и органы самоуправления учебных заведений. В общем, ждем всех молодых людей, желающих проявить себя в общественно-политической сфере.

Чем мы можем заинтересовать активную молодёжь? Кто-то ведь и самостоятельно протопчет себе путь. Должен быть какой-то эксклюзив после перезагрузки. Будут ли тренинги, семинары?

Конечно! Будут базовые курсы, которые помогут сформировать навыки публичной общественно-политической деятельности. Мы будем стараться подобрать специалистов, которые смогут эффективно с этой задачей справиться. Уже сейчас мы продумываем практические занятия в профильных комитетах областного Собрания по разбору поступивших законодательных инициатив. У членов Молодёжного парламента будет возможность высказывать и вносить свои предложения, проходить стажировки, причём, не только в областном Собрании, но и в органах исполнительной власти. Задумок много…

Но при этом отмечу: не хотелось бы, чтобы этот процесс превратился в подобие учебного плана отдельно взятого учебного заведения. Мы должны рамочно понимать, чего мы хотим достичь, какие формы работы предпочтительны, а содержательную начинку создавать совместно с ребятами. Иначе мы получим очередное вторжение на территорию самоуправления. Она и так достаточно зыбкая, и чем больше на неё заходишь, тем быстрее самоуправление превращается в управление со стороны старших товарищей. А в результате – модель стопроцентного патроната, от которой мы целенаправленно стремимся уйти.

Молодые люди сами должны задавать актуальную для современной молодёжи повестку. А потом уже эти идеи, предложения, а может быть, даже конкретные проекты будут вырастать в законодательные инициативы, находить развитие в работе органов исполнительной власти, молодёжных центров, учреждений. В этом вижу суть Молодёжного парламента.

Есть такое мнение, что лучшая школа для будущего политика – это работа помощником депутата. Какие преимущества у Молодёжного парламента?

Школа помощника депутата очень полезна, без сомнений. Однако, помощник и парламентарий – это всё-таки две разные роли. В качестве помощника ты осуществляешь определённый набор действий, которые тебе поручает депутат. В парламенте ты являешься абсолютным субъектом и в своём формате формулируешь цели и стратегию, несёшь персональную ответственность за результаты. Не только идёшь по определённым протоптанным дорожкам, но и самостоятельно шишки набиваешь.

Какова всё-таки цель: сформировать единой коллектив, нацеленный на общественную и законотворческую работу, или в основе будут политические предпочтения и работа во фракциях?

Изначально при формировании Молодёжного парламента 50% составляют представители политических партий по норме представительства фракции в действующем созыве Собрания. Таким образом, у нас получается 13 представителей от «Единой России», четыре от КПРФ, два от «Справедливой России», два от ЛДПР и один от «Яблока».

Вторая половина Молодёжного парламента – это молодые люди, которые пройдут конкурсный отбор через открытую процедуру представления своих проектов и эссе. Конкурс предполагает, что в итоге мы сформируем рейтинг всех участников. Лучшие будут представлены на утверждение депутатов областного Собрания.

Продумывая новый принцип формирования Молодёжного парламента, мы хотели в большей степени уйти от фракционности, чтобы не создавать разделение по партийно-политической принадлежности на старте его работы. Надо давать больше возможностей для моделирования, в том числе и внутренней своей структуры. А насколько политизированным станет парламент, будет зависеть от настроя самого состава. Я абсолютно уверен, что ребята сами смогут определиться, надо ли объединяться во фракции или группы. Думается, в чистом виде фракционное представительство в нынешнем составе будет не столь существенно.

Что же в таком случае будет объединять членов парламента, если не политические предпочтения?

Мы хотим создать максимально комфортные условия, чтобы группы формировались вокруг идей и проектов, а затем и законодательных инициатив.

Не получится ли так, что самые талантливые попробуют свои силы в конкурсе, а через партийные списки в парламент пройдут угрюмые персонажи «для количества»?

Я так не считаю. Во всяком случае, хочу верить, что так не будет. В предыдущем составе мы видели тех, кто был активно заинтересован, кто до последнего принимал участие в работе Молодёжного парламента – авторов инновационных попыток реформирования. А были и такие, которые не приходили на заседания. Наверное, тем, кто их делегировал, стоит сделать выводы. Уверен, что все постараются подойти к этой процедуре ответственно.

Одно из требований к кандидатам – возраст от 18 до 35 лет. Это довольно большая разница, почти два разных поколения и, вероятно, разные интересы. Может быть, поэтому кто-то из прежних парламентариев в какой-то момент предпочёл коллективу семью, работу или учёбу?

Когда мы говорим о конкурсной ситуации, то подразумеваем две основные составляющие. Первая – это внутренняя мотивация человека. Если он назначен, делегирован и при этом не демонстрирует своей заинтересованности, то и в дальнейшем от него будет достаточно сложно ожидать существенных результатов.

Вторая составляющая – подготовленность кандидата. В положении предусмотрено несколько требований: например, мы запрашиваем справку-объективку. В простоте своей это не более чем резюме. Человек должен в двух словах рассказать о себе, обозначить, где он учится или учился, какая у него профессиональная подготовка, какие у него дополнительные навыки, может рассказать о себе что-то интересное.

Следующий момент – проект, который отражает проблемы современной молодёжи и содержит конкретные предложения их разрешения. Это нужно для того, чтобы оценить аналитические способности, наличие креативного подхода, умение выявлять действительно актуальную проблематику и предлагать решения. Мы не задаем строгих требований и предоставляем полную свободу самовыражения: это может быть проект на листах А4 или презентация в Power Point, может быть фильм, видеобращение, фотомесседж или что-то ещё – вариантов много.

Ещё один момент – рекомендательные письма и подписи граждан в поддержку выдвижения. Нет жёстких требований к их количеству. Но кандидат может обозначить, что за ним стоит сто человек или двести – тех, кто готов поддержать его идеи. Мы увидим, насколько активно человек коммуницирует, насколько способен объединять людей. Рекомендательные письма дадут возможность продемонстрировать, что человек уже находится в общественно-политическом поле и уже пытается взаимодействовать с общественными организациями и политическими партиями.

Но в большей степени конкурсная комиссия будет обращать внимание на проект, где будут изложены инициативы. Почему это так? Потому что это не просто входной билет в Молодёжный парламент, а идеи, которые человек на протяжении двух лет работы в парламенте будет стараться реализовать.

Стоит ли всерьёз думать о конкурсе ребятам из районов? Как будет решаться вопрос участия в заседаниях? Затраты на проезд из отдалённых населённых пунктов могут погубить любую инициативу.

Эту задачу будет решать областное Собрание. Ещё раз акцентирую внимание: Молодёжный парламент создан для жителей не только Пскова, но и Псковской области. В идеале хотелось бы видеть норму представительства от каждого района. Мы должны обеспечить присутствие членов парламента на пленарных заседаниях, предоставить возможность прохождения практики, работы в комитетах. Ничего невозможного я в этом не вижу. У нас в областном Собрании работают депутаты, которые в городе Пскове не проживают, но приезжают на заседания. А кроме того, не будем забывать о современных средствах связи. В любом случае, это организационный вопрос.

Насколько всерьез можно воспринимать работу в третьем составе Молодёжного парламента как старт перед выборами 2016 года? Наверное, это очень смелое решение, но почему бы и нет?

Шанс конечно есть.

Быть замеченным?

Для каждого молодого человека, имеющего мотивацию, развивающего навыки, желающего связать свою профессиональную деятельность с общественно-политическим сектором, это, безусловно, важно. В том числе вовремя быть замеченным.

Каждой политической силе в свою очередь важно сформировать адекватные списки кандидатов, выдвигаемых на выборы. А Молодёжный парламент – это хорошая возможность продемонстрировать уровень подготовленности к участию в публичной политической кампании.  Это, действительно, реальный шанс.

В двух предшествующих составах Молодёжного парламента мы видим примеры. Иван Штылин сначала вошёл в депутатский корпус Собрания, а теперь возглавляет Государственный комитет по физической культуре и спорту, Дмитрий Михайлов на профессиональной основе работает в Собрании, Владимир Мусиенко работает в Государственном комитете по жилищным вопросам, Татьяна Бекеревич – в Управлении внутренней политики. Кто-то состоялся в других сферах.

Но в любом случае, возможности, которые появятся у каждого члена Молодёжного парламента, будут превосходить те, что имеет каждый из них на сегодняшний день. Надо пытаться, надо идти вперёд с мыслью – будущее зависит и от тебя!

Беседовала Татьяна Никитина (Псковское областное Собрание депутатов)

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...