Автор учебника по географии для 5 класса ответил псковичке, пожаловавшейся ему на содержание заданий в рабочих тетрадях
Автор учебно-методического пособия по географии для 5-го класса, преподаватель Московского государственного педагогического университета Александр Летягин ответил псковичке Анне Бобровой, которая написала ему по электронной почте жалобу на содержание нескольких заданий в разработанных им учебных тетрадях, которые её дочери пришлось делать во время общегородского школьного карантина. Перед этим свои соображения об отсутствии корреляции заданий в рабочих тетрадях и содержания параграфа по теме в учебнике псковичка опубликовала у себя в Facebook, где впоследствии разместила и ответ г-на Летягина.
Первоначально мать пятиклассницы обратила внимание на задание по заполнению схемы о строении мирового океана: «Вот как нелепы, порой, бывают задания! Мы всей семьей (и не только нашей) голову сломали, как сделать вот это упражнение. Следует заполнить таблицу, из которой понятно, что у Мирового океана 4 составляющих, причем одна из них делится на подвиды, а другая — во множественном числе, поскольку предваряется словом «отдельные». Очевидно, что эти 4 части — не 4 известных науке океана (хотя их 5, ну да ладно). Так что же это за части? Перелопатили параграф вдоль и поперек! Исходя из его частей и подчастей, единственно возможный вариант заполнения этой таблицы такой: Части мирового океана — это 1) отдельные океаны (очень странно, правда?), 2) моря — (делятся на внутренние и окраинные), 3) заливы, 4) проливы».
Затем в комментариях под данным сообщением в соцсети Анна Боброва написала про ещё одно задание, вызвавшее затруднение у её дочери-школьницы: «Вот еще шедевр из той же тетради: требуется отметить на рисунке, какая часть бруска (8смХ1смХ1см) будет соответствовать объёму вод Мирового океана. Известно, что эта часть составляет 1/800 от объема Земли. И вот как на 8 см ребенку отметить 1/800, если даже 1 мм=1/80?????»
Впоследствии эти претензии псковичка адресовала в электронном письме автору учебно-методического комплекса, адрес которого она нашла на сайте МГПУ. Вскоре Александр Летягин прислал ей ответ, который Анна Боброва также опубликовала в Facebook:
«Вы знаете, а автор учебника географии, по которому занимается дочь, оказался мировым дядькой. Он не просто ответил на мой крик души о рабочей тетради, но еще и разъяснил задания, которые мы не понимали, и пообещал выслать методическое пособие нашему учителю, чтобы у деток не возникало проблем в учебе! Во как! Привожу его ответ полностью, кому интересно )))
«Благодарю Вас за письмо с замечаниями по заданиям в рабочей тетради.
Возможно, многие вопросы, которые возникли у Вас, были бы разрешены, если при подготовке к урокам учитель использовал методическое пособие. Так, на страницах 73 и 76 пособия приводятся заполненные схемы «Гидросфера Земли» и «Части Мирового океана». Но даже не это главное. В рекомендациях к уроку 22 (страницы 75-78 пособия) по теме «Мировой океан - главная часть гидросферы» учителю предлагается вместе с учениками поработать с текстом учебника как источником информации и заполнить схему «Части Мирового океана». Если посмотреть на карту мира, то, очевидно, что Мировой океан ЕДИН, но УСЛОВНО в нём выделяют отдельные океаны, а о проведении границ между ними специалисты-океанологи просто договорились. Названия других частей океана в тексте учебника выделены цветом и вынесены на поля (в рамке). Мне думается, что заполнение этой схемы не должно было бы вызвать затруднений у школьников. В этом я убедился, когда давал открытые уроки по теме «Гидросфера» в школах Хабаровского края (январь-февраль 2016 года). Хочу также отметить, что во время семинаров с учителями Хабаровского края (Охотск, Николаевск-на-Амуре, Хабаровск, Бикин) каких-либо вопросов по работе с рабочими тетрадями не было. Очень сожалею, что в Псков не получилось приехать.
Напишите, пожалуйста, почтовый адрес гимназии и фамилию учителя географии, я обязательно отправлю ей методическое пособие по учебникам 5 и 6 классов.
Задание по бруску не нужно было делать с подробными расчётами. Достаточно устных рассуждений: 1) объём бруска равен 8 куб. ед.; 2) раз Мировой океан составляет 1/800 часть от объёма Земли, то на бруске нужно отмерить 1/ 800 часть его объёма, так как высота и ширина равны 1, то — 1/800 часть длины, или 1/100 часть 1 см, сделать это можно тонким кончиком карандаша (0,1 мм).
Хочу ещё раз подчеркнуть, что задания в рабочей тетради предназначены не столько для домашней работы, сколько — для работы на уроке. Кроме того, о домашнем задании учитель не просто информирует учеников, а обсуждает с ними способы его выполнения.
Несмотря на всё, сказанное мной выше, думаю, что ещё раз надо вернуться к содержанию рабочих тетрадей, видимо некоторые задания объективно вызывают затруднения.
Анна Николаевна, очень Вам признателен за замечания. Надеюсь, что Вашей дочери, несмотря на трудности, интересно изучать географию, смотреть фильмы из раздела «ВидеоГеография» и самой исследовать географические объекты в «Школе географа-следопыта». Желаю Вашей семье здоровья и оптимизма!
С уважением,
Александр Анатольевич Летягин»