На суде по «делу Вилкова» заслушали показания свидетелей: следивших за погибшей цыганкой членов «Города без наркотиков» и расcледовавшего её исчезновение сотрудника ФСБ

14 и 21 апреля на суде по «делу Вилкова» [делу о гибели 19 декабря 2014 года  цыганки-наркоторговки, которая умерла после задержания её  тремя оперуполномоченными полиции (Алексеем Федотовым, Романом Коншиным и Ириной Царёвой), которым оказывал помощь известный общественник, лидер организации «Псков — город без наркотиков» Константин ВилковПАИ] были заслушаны показания ряда свидетелей. 

Как сообщает псковский сайт судебных репортажей «День суда», на заседании 14 апреля была допрошена потерпевшая, которая пояснила, что погибшая — её сестра Оксана Казимировская —освободилась из мест лишения свободы за 6 месяцев до гибели. 

Также она рассказала, что родственники бывшей заключённой знали, что та начала употреблять наркотики. После освобождения погибшая на работу не устраивалась, а когда сестра предложила устроить её на швейную фабрику, Казимировская отказалась, сказав, что ей надоело работать в колонии.

Также на судебном заседании было установлено, что Казимировская была осуждена Псковским городским судом за сбыт наркотиков в 2008 году, а ей муж в настоящее время отбывает наказание в ИК.

Кроме того, 14 апреля был допрошен свидетель — сотрудник полиции Е. Федьков, который пояснил, что Вилкова перед злополучным рейдом попросили оказать помощь сотрудникам полиции в идентификации личности женщины, которую подозревали в незаконном обороте наркотиков. При этом общественника никто не знакомил с должностным регламентом, инструкциями, ведомственными приказами, так как он гражданское лицо.

21 апреля в судебном заседании было допрошено два свидетеля, которые имели отношение к деятельности псковской организации «Город без наркотиков». В день, когда задержанная этой группой Оксана Казимировская умерла, они следили за ней.

Свидетель Иван Блохин - член организации движения «Псков — город без наркотиков» - сообщил суду, что с Вилковым его познакомил другой участник движения Денис Коротченко, с которым, в свою очередь, он дружит с детства. Вилкову Блохин помогал тем, что сдавал информацию о людях, которые занимались сбытом наркотиков. Позже он уточнил, что делал это за деньги.

По словам свидетеля, 19 декабря 2014 года ему позвонил Денис Коротченко и сказал, что Константин Вилков попросил понаблюдать за женщиной. За какой именно женщиной необходимо было установить наблюдение, Блохину показал Коротченко. Сам Коротченко с женой пошли за Казимировской, а Блохин пошел в другую сторону, чтобы потом ее якобы случайно встретить. Позже он ее встретил, наблюдал, как она шла, а потом увидел, что ее задержали.

О задержании Иван Блохин рассказал так: из машины выскочили двое мужчин, крикнули «Стоять, полиция!», схватили женщину за руки, уронили на землю так, что был слышен звук удара тела о землю, а женщина вскрикнула. Затем из машины вышла другая женщина, присела на корточки возле задержанной и предъявила ей свои документы. При этом мужчины сидели рядом с задержанной тоже на корточках и продолжали держать ее за руки. Потом какое-то время эта женщина из машины разговаривала с Вилковым. Также она показала документы молодой паре, которая подошла к ней, после чего пара ушла. Далее оперуполномоченные посадили задержанную в машину на заднее сиденье, после чего все участники операции сели в эту машину и уехали. В подсудимых свидетель опознал тех самых оперуполномоченных.

При этом ни Коротченко, ни его жена задержания не видели, так как подошли позже.

Что касается организации «Город без наркотиков», Блохин пояснил, что официально в ней не состоял, а сама организация борется с наркотиками, собирает с помощью социальной группы информацию о лицах, сбывающих наркотики.

Отвечая на вопросы одного из адвокатов, Блохин сообщил, что в тот день у него на ноге был специальный браслет, поскольку он был осужден к ограничению свободы по ст. 228.1 (незаконный оборот наркотиков).

Он также подтвердил, что подсудимый Роман Коншин, будучи сотрудником полиции, забирал его из офиса и отвозил в наркодиспансер, где сдавал вместо него анализы на предмет употребления наркотических средств («ссал вместо меня в банку»), так как в тот момент сам Блохин употреблял наркотики, но должен был сдавать соответствующий анализ в связи с ограничением свободы. Благодаря совершённой сотрудником полиции подмене, анализы были отрицательным.

Далее суд попытался уточнить у свидетеля Блохина статус Дениса Коротченко в организации «Город без наркотиков»: был ли он замстителем Вилкова. «Нет», — ответил свидетель.

Далее суд уточнил, употреблял ли член антинаркотической организации наркотики. «Употреблял», — ответил Блохин. То же самое он ответил на аналогичный вопрос в свой адрес. 

«Как это соотносилось с тем, что вы были помощником?», — уточнила судья. 

«Я не был помощником, я поставлял информацию за деньги», — ответил Иван Блохин.

Отвечая на вопрос суда, интересовался ли впоследствии Блохин судьбой задержанной цыганки, свидетель ответил, что интересовался. 

Он пояснил, что через несколько дней после задержания, когда они сидели с Вилковым и Коротченко в машине, последний спросил у лидера организации «Псков — город без наркотиков» о судьбе цыганки. По его словам, Вилков ответил, что ей «свернули шею и скинули в лесу». «Мы посмеялись, потому что приняли это за шутку», — сообщил свидетель. Однако позже из публикаций в интернете он узнал, что сказанное о гибели задержанной оказалось правдой. Между тем, уточнил свидетель, в момент их разговора в машине Вилков сказал о гибели Казимировской «именно как в шутку».

Также Иван Блохин заверил суд, что в настоящее время он отбыл свое наказание и наркотики не употребляет. Отвечая на вопрос подсудимого Коншина, свидетель уточнил, что не употреблял их и в тот период, когда произошёл инцидент с цыганкой. 

Суд также интересовался у свидетеля, все ли он говорит так, как говорил раньше на следствии, никто ли ему не советовал чего либо? На это Блохин ответил, что говорит то, что знает, а также подтвердил, что давления на него никто не оказывает.

Также на судебном заседании был допрошен свидетель обвинения, который является сотрудником УФСБ. Он сообщил, что в декабре 2014 года им были получены данные о том, что сотрудники ОБНОН УМВД с участием руководителя псковской организации «Город без наркотиков» Константина Вилкова проводили оперативно-розыскное мероприятие (ОРМ), в результате которого задержанная женщина умерла.

Свидетель принял решение допросить одного из участников этого оперативно-розыскного мероприятия Федотова, приехал к нему домой и предложил проехать на допрос. При этом, по словам сотрудника УФСБ, уже в машине по дороге в управление Федотов самостоятельно рассказал о произошедшем. По приезду в управление тот написал явку с повинной и согласился показать место, где был спрятан труп наркоманки. После этого сотрудник спецслужбы передал материалы дела в следственное управление Следственного комитета РФ по Псковской области. До допроса Федотова УФСБ не было известно место нахождения трупа, уточнил он.

Отвечая на вопросы участников процесса, свидетель рассказал, что именно он узнал со слов Федотова. Так, 19 декабря Федотову позвонил Вилков и сказал, что надо поработать. Федотов согласился. Он заехал за Коншиным и в 20 часов около торгового комплекса «Гулливер» они встретились с Вилковым и Царевой, после чего сели к нему в машину. Вилков пояснил, что работать они будут в отношении некой Нели. В отношении кого конкретно будет проводиться задержание, сотрудники не знали до конца, пока Вилков не показал на конкретную женщину. Задерживали женщину Федотов и Коншин. При этом, по словам свидетеля, оперуполномоченный на допросе рассказал ему, что Вилков указал Коншину держать горло задержанной, чтобы она не проглотила наркотики. При этом Федотов светил фонариком ей в рот. Затем женщину посадили в машину и повезли в отдел полиции. По дороге она начала задыхаться, но не говорила от чего. Допрашиваемый рассказывал сотруднику госбезопасности, что после этого кто-то открыл в машине окно, а кто-то потрогал пульс и сообщил, что пульса нет. После этого автомобиль с участниками рейда подъехал к центральной аптеке на Октябрьском проспекте, где Казимировской дали понюхать нашатырь, но женщина в себя не пришла. При этом Федотов утверждал в ходе допроса у свидетеля, что в тот момент никто не знал, что у нее внутри были наркотики.

Федотов также сообщил сотруднику ФСБ, что Вилков предложил увезти женщину, мотивировав это тем, что иначе могут возникнуть проблемы  у руководства оперуполномоченных. После этого коллеги высадили оперуполномоченную Цареву и отдали ей свои мобильные телефоны, а Федотов предложил поехать в Палкинский район, так как хорошо его знал. Когда участники рейда приехали на место, Федотов и Коншин выволокли тело женщины и бросили в канаву в лесном массиве. Вилков в это время оставался в машине и освещал место фарами.

По поводу того, как, со слов Федотова, участники происшествия относились к происходящему, допрашивавший подсудимого сотрудник ФСБ пояснил, что участники оперативно-розыскного мероприятия работали в отношении женщины по имени Нели, и только потом уже узнали, что задержанную звали Оксаной. Федотов также рассказывал свидетелю, что они долго не понимали, умерла она или нет. О причинах смерти они также ничего не знали до того, как была проведена экспертиза трупа. По поводу того, кто принимал конкретные решения и руководил действиями группы, свидетель сказал, что из рассказа Федотова он понял, что решения принимались общие: Вилков предложил вывезти тело, а Федотов предложил место.

Что касается участия гражданского лица Вилкова в оперативно-розыскном мероприятии полиции, свидетель сообщил: со слов Федотова, ему известно, что подобное взаимодействие было нормальной практикой, так как ранее те же лица в том же составе уже задерживали лиц, причастных к сбыту наркотиков. 

Ещё один свидетль Михаил Петухов сообщил суду, что познакомился с Константином Вилковом в марте 2014 года: у него украли iPad, а Вилков его выкупил, помог найти вора и вернуть гаджет. Впоследствии, когда Петухов искал работу, он обращался ко всем своим знакомым, а также к Вилкову, и тот предложил работать в «Городе без наркотиков». Однако на вопрос, чем занималась организация и конкретно он сам, а также за что ему платил деньги Вилков, Петухов пояснял очень расплывчато. «Мы сидели в офисе», «куда-то ездили», «в принципе ничего не делали», «работали по жалобам». В ходе его опроса выяснилось, что жалобы были связаны не с наркотиками, а с отсутствием горячей воды или опасной детской площадкой. По словам свидетеля Петухова, случай от 19 декабря, когда они следили за цыганкой, был за время его работы в организации едва ли  не единственным. На многие вопросы свидетель отвечал: «Я не помню».

Что касается 19 декабря 2014 года, то, по словам Петухова, в тот день член организации Денис Коротченко получил от Вилкова задание — следить за цыганкой с целью проверки информации о  распространении ею наркотиков.

Петухов доставил в район «Оазиса» на своей машине Дениса Коротченко, Кристину Алексееву и Ивана Блохина. Он отметил, что когда цыганка вышла из подъезда, Денис и Кристина пошли за ней следом, Блохин также вышел из машины. Петухов в этом время сидел в машине, а потом получил по телефону указание, где тех, кого он привёз. При этом, по словам свидетеля, ему сказали, что цыганку жёстко задержали — сам он задержания не видел. После этого он отвез всех к городском отделу УМВД в Комиссаровском переулке, а потом они разъехались по домам.

О смерти задержанной Петухов узнал позже, когда ему позвонили из УФСБ.

Отвечая на вопросы суда и адвокатов, Петухов также сообщил, что ему известно о том, что у Блохина и Коротченко были проблемы с судом, потому что они раньше употребляли наркотики.

Подсудимый Коншин просил ответить, известно ли свидетелю, что он — Роман Коншин — возил Ивана Блохина на освидетельствование на употребление наркотиков. Петухов подтвердил, что спрашивающий забирал Блохина из офиса организации на освидетельствование.

По его словам, после инцидента с цыганкой Вилков перестал звонить Петухову и звать его в «Город без наркотиков».

Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...