Анастасия Муталенко о перспективах ОЭЗ: Во всем нужен грамотный, взвешенный и индивидуальный подход

10 июня стало известно, что по поручению президента РФ Владимира Путина создание новых особых экономических зон в России прекращается, работа десяти зон будет остановлена, а все действующие ОЭЗ переданы регионам. Новость вызвала бурное обсуждение в СМИ и в экспертном сообществе. Не так давно особые экономические зоны и их работа оказались в сфере внимания участников проекта ОНФ «ЗА честные закупки». Псковское агентство информации связалось с руководителем проекта Анастасией Муталенко и попросило прокомментировать данную тему.  

Анастасия Муталенко

- Насколько, на ваш взгляд, такой инструмент как «особая экономическая зона» сегодня эффективен в принципе?

- Вообще, ОЭЗ – достаточно эффективный инструмент для помощи регионам, особенно дотационным. Он позволяет субъектам привлечь федеральное финансирование и построить часть инфраструктуры. Но в некоторых регионах проект ОЭЗ столкнулся с субъективными факторами, которые предугадать было невозможно, и только практика выявила несовершенство системы. Где-то есть стопроцентная эффективность, работы по строительству инфраструктуры и привлечению инвесторов идут с опережением графика. А в некоторых регионах отставание настолько сильное, что ОЭЗ там нужно закрывать.

Дело в неотлаженной системе взаимодействия. Есть довольно длинная цепочка: Министерство экономического развития, Акционерное общество «Особые экономические зоны», региональная ОЭЗ, региональное правительство… И, наверное, не удалось создать систему для того, чтобы скоординировать между собой все четыре структуры.

Кроме того, в тех субъектах РФ, в которых не получилось построить ОЭЗ, в этом процессе были недостаточно задействованы региональные власти. В них губернаторы отстранились от решения конкретных вопросов: с кадастром, межеванием, вырубкой территории ОЭЗ.

- Есть ведь и позитивные примеры особых экономических зон. В чем секрет их успеха по вашему мнению?

- Безусловно, это управленческий менеджмент в лице управляющей компании и всесторонняя помощь правительства региона. Именно это помогает Татарстану, Калужской, Псковской областям идти с опережением графика. Когда мы выезжали в эти регионы, мы видели всестороннюю помощь со стороны региона.

- Если говорить конкретно о Псковской области и ОЭЗ «Моглино» – что там увидели в ходе инспекционной поездки представители ОНФ?

- Мы увидели, что выросли инженерные сети, размежевана территория. Мало того, что государство осуществляет функции строительства инфраструктуры - уже есть заявка от производителей, которые просят управляющую компанию ОЭЗ осуществить для них функции стройнадзора при возведении завода. Это говорит о высоком уровне доверия к такому инструменту, как региональная управляющая компания. А ведь грамотную команду профессионалов туда подбирал регион.

Кроме того, я знаю, что региональное правительство всячески помогает рекламировать ОЭЗ «Моглино» с целью привлечения большего количества инвесторов.

- К каким последствиям, на ваш взгляд, приведет запланированная передача управляющих компаний ОЭЗ на уровень регионов? Какие минусы у этого решения?

- Большой минус – возможность распродажи в регионах имущества ОЭЗ за копейки. К примеру, в Бурятии инфраструктура особой экономической зоны обошлась федеральному бюджету в 4 миллиарда рублей. Сегодня ОЭЗ признана неэффективной, но отдавать ее региону нельзя – он дотационный. Поэтому будет продажа, и есть риски, что вырученная сумма будет несоразмерна ранее сделанным вложениям.

Везде нужен индивидуальный подход. Единый принцип уже был – все работали через Минэкономразвития – и он не помог. В итоге 80% ОЭЗ, которые мы посетили, неэффективны. Поэтому сейчас просто спихивать с федерального уровня на регион инфраструктуру, в том числе недостроенную, нельзя. Во всем нужен грамотный, взвешенный и индивидуальный подход.

Беседовал Максим АНДРЕЕВ

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...