Как провожали пароходы

История псковского судоходства: от «Юлианы-Клементины» до «Ракеты»

24-25 июня в Пскове состоится 6-я международная научно-практическая конференция «Эра пароходов. История парового судоходства и судостроения», приуроченная к 100-летию со дня рождения советского конструктора Ростислава Алексеева и 70-летию водного маршрута «Псков – Тарту». Один из организаторов, псковский исследователь Дмитрий Фёдоров, предоставил Псковскому агентству информации текст своей публикации, посвященной истории псковского судоходства.

 

* * *

«История этого маршрута началась в далеком  1843 году и связана с выда­чей дерптскому купцу Федору Васильевичу Вегенеру семи­летней привилегии на паро­ходство по озерам Чудскому, Псковскому, Вирцярве и рекам Нарове,  Эмайыги, и другим, впадающим в эти озера, с 26 декабря 1840 года (по старому стилю). Первый пароход «Юлиана Клементина», названный так Вегенером в честь жены, прибыл вместе с ним из Дерпта в Псков 15 мая 1843 года. Пристань для него была устроена на завеличенском берегу. В свой первый визит пароход доставил семь десятков го­стей, среди них и сам Ве­генер. Вечером сотня псковичей совершила первую пароходную прогулку почти до Талабских островов. В понедельник 17 мая «Юлиана-Клементина» отплыла обратно в Дерпт», - пишет псковский краевед Натан Левин в статье «Псковские пароходы».

А спустя 75 лет для обеспечения местных грузопассажирских перевозок по реке Великой и её притокам было организовано Псковское агентство государственного речного пароходства. «В период оккупации города Пскова в 1919 году войсками Белой армии агентство прекратило работу. «После окончания гражданской войны в бывшем лесопильном заводе Зиновьева был оборудован целый «за­вод с различными цехами, где началась работа по воссозданию псковского водного транспорта. Открытие навигации после гражданской войны состоялось 3 мая 1920 года спуском на воду катера «Первое мая». Кроме того, к 1920 году в состав Псковского «флота» входило 13 грузовых барж грузоподъемностью 20 тыс. пудов каждая. Пароходы ходили в Черёху и на Талабские острова Псковского озера.

В последующие годы было установлено товарно-пассажирское сообщение между Псковом и деревней Островец, а также до Теребище, Листовки, Гребеново. В 1933 году, по данным профессора ПсковГУ Анатолия Филимонова, Псковское агентство было преобразовано в Псковскую пристань первого разряда.

К 1941 году пристань в своем составе имела пароходы: «Кудома», «Совхоз», «Ударница», «Луга», буксирный пароход «Колхозник», «Организатор», два мотокатера, баржи и пристани. Количество рабочих и служащих пристани до войны насчитывало до 200 человек. Пристань своим флотом обслуживала грузопассажирские перевозки, основным грузом были строевой лес, дрова и рыба из различных районов Псковской области.

В годы немецко-фашистской оккупации с июля 1941 по июль 1944 года пристань I-го разряда прекратила свое существование. На территории пристани располагалась немецкая организация «Вассер Штрассе». После освобождения Пскова, в сентябре 1944 года здесь размещался военно-восстанови­тельный отряд (ВВО). На отряд возлагалось восстановление судоремонтных мастерских, жилых зданий  речного флота, хозяйства  пристани. В феврале 1945 года ВВО были переданы два буксирных парохода, пароход «Ударница» (разрушен на 75%, при подъеме сохранился только корпус), пять катеров.

11 июня 1945 года военно-восстановительный отряд ликвидирован, образована пристань «Псков». Исполняющим обязанности  начальника пристани был назначен Иван Андреевич Балабкин. В навигацию 1945 года просторы реки Великой бороздили пароходы: «Ударница», «Охотник», «Ильмарине», «Клаус», «Хюве», «Пудож», 2 катера и баржа. За этот навигационный год перевезли 18210 тонн грузов и 64947 тысяч пассажиров. Пассажиров доставляли до Черехи, Самолвы.

В 1946 году с 28 апреля по маршруту «Псков-Тарту» осуществлялись грузовые перевозки (в основном – плоты) пароходами «Охотник», «Ильмарине», а рейдовые работы – пароходом «Клаус». В навигацию 1947 года (и последующие) стало регулярным сообщение по маршруту «Псков - Листовка», «Псков - Гоголи». В эту же навигацию, силами судоремонтных мастерских, был переоборудован пароход № 556 под пассажирский, и для жителей Пскова и его окрестностей открылось долгожданное пассажирское сообщение по маршрутам Псков – Гдов, Псков – Тарту. Капитаном парохода № 556 был назначен Иван Балабкин.

Однако в навигацию 1948 года пассажирские линии «Псков - Гдов» (до 1949 года), «Псков – Тарту» (до 1957 года) были закрыты, из-за отсутствия пароходов озерного типа у пристани «Псков».

Но, с этой навигации трижды в неделю, в 20 часов 15 минут подходил к Псковскому речному вокзалу эстонский теплоход «Иоала». Каждый раз теплоход «Иоала» доставлял до 160 пассажиров и 5 тонн грузов. Сообщение Псковскими теплоходами по этому маршруту началось только с 1957 года, когда на Псковской судоверфи был построен теплоход «Александр Невский».

Причин для закладки нового теплохода было несколько. Во-первых, в 1952 году сорвалась передача Псковской пристани эстонского теплохода «Ванемуйне». Во-вторых, отсутствовало комфортабельное пассажирское судно озерного плавания  для обслуживания линии «Псков – Гдов». Наконец, на берегах Невы псковские речники увидели теплоход нового типа и загорелись идеей иметь такой же и на Великой.

Но осуществить эту идею было не так-то просто. В Пскове имелись лишь небольшие судоремонтные мастерские, не имевшие почти никакого опыта судостроения, к тому же, теплоход должен был быть приспособлен не только для плавания по реке, но и по Псковскому и Чудскому озерам. Следовательно, нужны были другие расчеты и чертежи, также требовалось большое количество различного оборудования и металла. Но, несмотря на множество возникавших вопросов, инициатива была поддержана. Москва, Ленинград, Таллинн и другие города дали все необходимое, а ряд заказов был исполнен на псковских предприятиях – на заводе «Выдвиженец» и на деревообрабатывающем заводе, самими судоремонтниками.

Наконец наступил долгожданный день: капитан нового судна Иван Андреевич Балабкин получил вахтенный журнал теплохода № 18 «Александр Невский» и сделал в нем первую запись: «19 июля 1957 года. Состоялся спуск на воду». Свой первый рейс, на котором кроме команды были судоремонтники, теплоход совершил в Тарту, преодолев 216 километров за 9 часов», - писала И. Наймушина «в «Псковской правде» 8 июня 1957 года.

А в 1959 году был построен 2 озерный теплоход «Адмирал Ушаков», который вместе с «Александром Невским » ходил по этому маршруту до 1964 года.

Настоящей сенсацией навигации 1964 года стало открытие скоростной линии «Псков - Тарту» в июле этого года. В Псков из Эстонской ССР пришло скоростное судно легендарного советского конструктора Р. Е. Алексеева «Ракета – 1М», которое работало на этой линии до 1991 года.

 «Судно подобного типа пристань «Псков» получило только в 1967 году. Тогда в Псков из Ленинграда прибыла первая «Ракета – 143М». Первым капитаном «Ракеты – 143» стал  Виктор Михайлович Антонов. В 1969 году вторыми капитанами этой "Ракеты" стали  Олег Иванович Петров и  Виктор Николаевич Прокофьев. Олег Петров работал на этом теплоходе до момента снятия его с эксплуатации. Вторая псковская «Ракета – 144М» (из Ярославля) и эстонская «Ракета – 2М» вместе с «Зарей – 108» (из Москвы) пришли в 1972 году. Получали «Зарю - 108» Сидоров Ю. Я. и Напольских М. П.

Экипаж «Ракеты» состоял из 6 человек: Капитан - I помощник механика, механик-капитан-дублер, моторист – рулевой, матрос-кассир (2чел).  Этот теплоход обслуживал экскурсионную линию Псков – Тарту (1967 -1991), а также связывал Псков с Теребищем, Мтешом, Курокшой, Шартово. Водный маршрут Псков – Тарту составлял 160 километров и проходил через Псковское, Теплое и Чудское озера. Водный путь теплоход «Ракета» покрывал за 3,5 часа. Активное сотрудничество с турфирмой «Спутник» способствовало притоку туристов из Бельгии, Франции, США, Нидерландов. Посещали турбазу на острове Белова и также Тарту, с обзорной  экскурсией по трем озерам на теплоходе «Ракета», вспоминали псковские капитаны капитанов М. П. Напольских и В. В. Овсянников.

8 апреля 1975 года на основании приказа Министерства речного флота пристань «Псков», в связи с увеличением объема перевозки пассажиров, грузов, тоннажа судов, была переименована в Псковский порт Управления Северо-Западного речного пароходства (Государственный архив Псковской области, Фонд ОАО «Псковский речной порт» – Р – 113, оп. 1, д. 400, л. 8). Численность работников ПРП в эти года составляла 800 - 1000  человек. На противоположном берегу была пристань «Речной вокзал» для «Ракет». Рядом располагалась домик, где продавали билеты, и пассажиры могли ознакомиться с расписанием судов. 

Экипаж глиссирующего теплохода «Заря» состоял из 6 человек и работал по маршруту Псков  – Талабские острова, Псков – Адворицы – Крупп – Рожыцы – Копанка - Сельцы –Будовиж - Лисьё – Крупп – Белов – Залит – Псков.

В 1976 году на смену теплохода «Заря - 108» пришла «Заря – 223Р» из Ленинграда, а в 1983 году Псковский речной порт получил еще одно скоростное судно «Ракета – 165М». Последними судами Псковского речного порта были: Заря-255Р (на смену Зари -223Р) - пришла в Псков в 1988 году, «Ракета 178М» (на смену Ракеты-165М) - в 1989 году, «Полесье 36» - в 1995 году (Государственный архив Псковской области), Фонд ОАО «Псковский речной порт» – Р – 113, оп. 1, д. 321, 612, 632, л. 8, 10, 7).

«Однако, «Ракета-178» отходила только три года по маршруту «Псков - Тарту», в связи с закрытием эстонской границы. В последующие годы «Ракеты» ходили только до острова Колпино, а «Заря» до Лисье и Сельцы.

С 1972 года по 2004 год в ПРП работало 15 капитанов скоростного флота. На данный момент времени в живых осталось только 6: Напольских Михаил Перфильевич, Савинов Павел Николаевич, Овсянников Вячеслав Владимирович, Якубов Алексей Иванович, Петров Олег Иванович, Иванов Владимир Андреевич.

В день теплоходы «Ракета» перевозили по 150, а «Заря» по 500 пассажиров. Навигация начиналась 16 – 20 апреля и заканчивалась 25 октября. Навигационный период длился 220 дней», - вспоминали псковские капитаны капитанов М. П. Напольских и В. В. Овсянников.

Огромную роль для подготовки судов к навигации играли судоремонтные мастерские (СРМ). С 1946-1995 год силами СРМ стоились баржи, понтоны, причалы. СРМ – были целым заводом, состоящим из механического, слесарного, литейного, кузнечного, моторного, лесопильного, столярно-модельного, котельно-электросварочного, инструментального цехов. Производили: тормоза, тачечные колеса, колориферы, колосники, рычаги и др.

Помимо пассажирских перевозок порт выполнял большую часть хозяйственных работ. Речной флот связы­вал город с важнейшими лесозаготовительными, рыболовецкими и сель­скохозяйственными пунктами области (Полновский Леспромхоз, Гдовский Рыбзавод, Раскопельский Рыбзавод, Псковский арт. «Пищепром», Псковский обл. «Торгплодоовощтрест», Псковский совхоз «Диктатура», Псковский Рыбзавод). Перевозили  хлеб, соль, муку, рыбу, плодоовощи, металлические изделия, минерально-строительные грузы (песок, щебень), строевой лес, плоты».

В на­чале 1990-х был разработан эскиз­ный проект нового здания псковского речно­го порта, подготовлен комплекс проектных предложений по строительству и реконструкции причалов на р. Великой и в Псковском озере. В связи с приостановкой финансирования программы дальнейшие работы в данном направлении были остановлены.

В 2000 году, спустя 10 лет, был сделан первый и последний рейс до Тарту на теплоходе «Полесье - 36». Однако, из-за отсутствия финансирования и различных политических обстоятельств, договоренностей достигнуто не было. Завершали последние навигации «Ракета 178М» (2002 год), «Заря – 255Р», «Полесье – 36» (2004 год).

В 2005 году Псковский порт, который не мог су­ществовать самостоятельно, без дотаций, за счет собственных доходов от перевозок, пре­кратил свое существование. Капитаны, механики с горечью вспоминают времена, когда они летали на «Ракетах».

 

Дмитрий ФЁДОРОВ

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...