Садовник, дворецкий, служанка?

9 ноября в прокат вышла очередная экранизация бессмертного детектива Агаты Кристи - «Убийство в Восточном экспрессе». Муслим Камалов посмотрел версию британского актера и режиссера Кеннета Браны и попытался отыскать за пышными усами сыщика достойную картину.

1934 год. Ловко разрулив «дело на одну трубку» в Иерусалиме, великий бельгийский сыщик Эркюль Пуаро (Кеннет Брана) прибывает в Стамбул на заслуженный отдых. Но запланированный курортный отпуск тут же обрывается: Пуаро должен срочно отправиться в Лондон, где ему, как обычно, поручено расследовать одно «очень важное дело». Сыщику помогает его хороший друг (Том Бейтман), который выскакивает буквально из неоткуда и сразу же выбивает Пуаро нижнюю боковушку в заполненном «Восточном экспрессе».

Поезд напичкан весьма важными особами: русская княгиня (Джуди Денч), доктор (Лесли Одом-мл.), набожная дама (Пенелопа Крус), австрийский профессор (Уиллем Дефо), гувернантка (Дейзи Ридли), богатая американка (Мишель Пфайффер) и другие. Среди всех присутствует и нечистый на руку продавец антиквариата с фамилией Ретчет (Джонни Депп), который предлагает Эркюлю Пуаро дело: беспокоясь, что его могут убить, он просит сыщика защитить его до прибытия в Англию. На утро случается страшное: в поезде обнаруживают труп Ретчета с 12-ю ножевыми. Всем стоять, все под подозрением!

Трудно уже и сосчитать, сколько было снято экранизаций на самый знаменитый детектив великой Агаты Кристи. Но Кеннет Брана – британский режиссер и актер, а также главный фанат Шекспира во всем мире (на его счету уйма постановок) - посчитал. И подумал, что их довольно мало, а последняя - вообще японского производства и почти что трехлетней давности. Получив одобрение Ридли Скотта, вставшего тут у продюсерского руля, Брана уверенно ставит на рельсы классическую жанровую детективную историю. Если первая треть ленты с прологом хоть чем-то напоминает настоящее кино, то дальше Брана ударяется в большую театральную постановку в тесных декорациях вагона, со странными операторскими решениями, которые авторы, скорее всего, планировали выдать за незаурядные.

Первая и самая важная проблема, которая привлечет искушенного зрителя и будет преследовать его на протяжении всей ленты - вовсе не пышные усища Пуаро, а именно тот, кто осмелился исполнить его роль. Привыкшие к бессменному и, пожалуй, лучшему образу бельгийского сыщика в исполнении блистательного Дэвида Суше, будут разочарованы Кеннетом Браной, который примерил на себе амплуа детектива с трехуровневыми усами. И именно слово «примерил» здесь оказывается ключевым. Брана четко понимает одну простую истину: трендам необходимо соответствовать. И поэтому он пытается сконструировать собственного Пуаро из всевозможных образов: щепотка британского модного «Шерлока», классическая основа, добавка в виде дерзкого Роберта Дауни-младшего. Но, собственно, от книжного Пуаро в эту солянку практически ничего не вошло. Решение Браны самому сыграть сыщика стало чуть ли не главной проблемой всей картины и обернулось против него самого. 

Вообще, стоит признать, что британец, исполнивший когда-то роль самого себя - напыщенного и тщеславного дурехи-профессора Локонса во второй части приключений Гарри Поттера, именно тогда показал свое истинное лицо. И в «Восточном экспрессе» он это уверенно подтверждает. Буквально каждый кадр ленты – это крупный план с монологами и умными спичами Браны, усы которого вот-вот вывалятся через экран. Кажется, что его амбиции не знают границ. Тщеславие британца берет над ним верх и не оставляет от актерской игры ровным счетом ничего: синтезированный попсовый Пуаро ко всему еще и дико выпендрежен. Бельгиец вдруг позволяет себе всячески позерствовать дедуктивным методом, которым он, если исходить из книг Агаты Кристи, никогда не злоупотреблял. 

Что касается Браны-режиссера, то здесь у него дела обстоят немного лучше. Лишнего не снимет, тексту оригинала почти следует, надевает на всех лучшие костюмы из пыльной гримерки Голливуда, палку не перегибает и даже играет в Леонардо да Винчи, изображая «Тайную вечерю». Получился своеобразный детективный капустник из звезд, которым отведено минимальное количество экранного времени. За этот отрезок Джонни Депп как бы вспоминает, как играть гангстера Джона Диллинджера, а Мишель Пфайффер - легкомысленную алкогольную манерную даму из «мамы!». Ну а Уильям Дефо, кажется, вообще забрел из соседнего павильона фильмов Уэса Андерсона.

И тут задаешься вопросом: кто же совершил если не «убийство», но «покушение» на бессмертный детектив Агаты Кристи, который уже к середине сходит с рельс? Под подозрением каждый – от оператора до монтажера и сценариста. Но в таких случаях «убийцей» всегда оказывается режиссер. Наведя голливудский лоск, наполнив декорации примами киноиндустрии и завернув всю ленту в гротескную форму, Кеннет Брана пытается догнать и перегнать классический локомотив образца 1974 года, но угля у него, к сожалению, не хватает. 

Зацепок в душе зрителя фильм не оставляет, впечатления от него, словно дым от паровоза, молниеносно развеиваются в воздухе: ни операторских новаторских идей, ни музыки, ни стиля, в отличие от сериала с Дэвидом Суше. У Кеннета Браны есть лишь китчевый дистиллированный детектив, где гордыня, тщеславие и амбициозность измеряются размером усов. Увы, но серых клеточек оказалось недостаточно. 

Муслим Камалов
Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...