С головой да в омут
На третий день XXV Пушкинского театрального фестиваля в Псковском драмтеатре был аншлаг. Казалось, вся культурная общественность города собралась в Большом зале, чтобы своими глазами увидеть спектакль по пьесе Александра Островского «ГрозаГроза», который привёз московский Государственный Театр Наций. Трагедия в интерпретации Евгения Марчелли пришлась по вкусу не всем заядлым театралам, но любители современного искусства и поклонники творчества группы «Ленинград» постановку явно оценили.
Одну из самых известных пьес Островского в Театре Наций, который возглавляет народный артист России Евгений Миронов, поставил режиссер-лауреат театральной премии «Золотая маска», художественный руководитель Театра имени Федора Волкова в Ярославле Евгений Марчелли. Роль Катерины Кабановой исполнила уроженка Пскова Юлия Пересильд, двух соперников, мужа и любовника, Тихона Кабанова и Бориса играл один актер - Павел Чинарев. Роль Кабанихи исполнила Анастасия Светлова, Дикого — заслуженный артист России Виталий Кищенко, а Кудряша - Александр Якин, которого многие знают по роли Ромы Букина в популярном ситкоме «Счастливы вместе».
«ГрозаГроза» - довольно смелая современная интерпретация классического произведения. Музыкальной темой стала балалаечная версия «Рыбы моей мечты» Сергея Шнурова, а лейтмотивом – слова Катерины «Отчего люди не летают?» Как говорится, не взлетим, так поплаваем. Поплавать актерам и правда удалось, в установленном прямо на сцене бассейне. Сперва там плескались русалки, за которыми можно было понаблюдать с помощью повешенного над бассейном зеркала, а потом в воду нырнула и измождённая своей страстью Катерина.
Героиня пьесы Островского в исполнении Юлии Пересильд из робкой, молчаливой Кати в нелепом платке и пальтишке (но в отменных туфлях на высоком каблуке) по ходу пьесы преображается в окровавленную, полуголую женщину, пугающую своей энергией. Она бегает по сцене, пытаясь взлететь, заходит в ложу, призывая зрителей не бояться своего вида. Она всегда готова к самому страшному, тут не до условностей.
Вечно побитым, в пропитавшихся красной жидкостью одеждах предстаёт и Борис. Он мямлит о тяготах своей жизни, необходимости угождать дяде ради маленькой сестры. Готов удовлетворить и потребности служанки Глаши, которая так и рвётся ощупывать и целовать его мышцы, демонстрируя их залу. А потом отправляется на встречу с Катериной, чтобы «только бы видеть ее где-нибудь». Но в «овраге», где уже встретились на матрасе брутальный Кудряш и девушка-оторва Варвара, всё складывается совсем по-другому. Полуобнажённая Катерина и Борис скрываются на время за кулисами, издавая характерные звуки.
Страсть опутывает и сильную, красивую Кабаниху, жаждущей абсолютной власти над сыном и его любви. Её раздирает ревность к невестке, само присутствие которой приводит в ярость. В своих блестящих одеждах Анастасия Светлова скорее олицетворяет современную деспотичную свекровь, чем купчиху старых порядков.
Сын её Тихон, якобы, близнец Бориса, смертельно устал от виснущей на нём матери. Он деловой человек, всегда резок и агрессивен, но матери перечить не готов. А вот с женой не церемонится – может и замахнуться, и на пол швырнуть.
Напряжение в спектакле снимает сказительница Феклуша. Словно работающий где-то на фоне телевизор она рассказывает, какие страхи и ужасы творятся за пределами «темного царства». Она убаюкивает персонажей, отвлекая их от дурных мыслей и своими речами, и ярким нарядом с кокошником. Могут герои и самостоятельно снять напряжение, закурив прямо на сцене.
Но обстановка то и дело снова накаляется - выходят утопленницы-русалки, читающие мрачные пророчества и до смерти пугающие Катерину. Начинается «гроза»: на сцену льётся вода, гремит гром, сверкают молнии, Катя признается в грехе. Море воды, крови, истерик, витающая в воздухе сексуальная энергетика и финал – Пересильд просит у публики цветов, бросает их в Волгу-матушку и последний раз разбегается, то ли чтобы взлететь, то ли чтобы сорваться вниз.
Постановка Евгения Марчелли заставляет совершенно по-новому взглянуть на произведение, включённое в школьную программу. Он ставит акцент не на «темном царстве» или лучике света в нём, почти все героини в сверкающих одеждах могли бы претендовать на это звание. «ГрозаГроза» - именно о любви, которая разъедаёт персонажей, становится патологией. «Я не знаю, любовь — это небесная кара или награда, высочайший в жизни смысл, подарок? Наверное, подарок, попытка соединить эти два разнополых существа, живущих параллельно, а в любви эти параллели пересекаются. И «ГрозаГроза», мне кажется, про это, а не про «темное царство», - комментирует Евгений Марчелли свою постановку.
Псковичи, всё же, уверены: чтобы вникнуть в смысл «ГрозыГрозы», нужно знать текст Островского. «Кто не читал пьесу, вряд ли что-то понял», - говорили выходящие из зала зрители.