Проверено на себе: как автошколы обманывают учеников

Здесь и далее фото Арсения Тимашова

В августе 2020 года я, наконец, решилась отправиться в автошколу, чтобы получить права категории «B» для автомобиля с механической коробкой передач. Какой наивной я была, полагая, что водительское удостоверение окажется у меня в кармане всё в том же 2020-м. Теперь даже смешно вспоминать, хотя и грустно тоже.

Бесполезные пособия

После краткого среза мнений среди знакомых в «Фейсбуке» для обучения решено было выбрать авторитетную и, пожалуй, самую известную в Пскове областную автошколу. Через пару дней я уже заполняла бумаги, чтобы стать 23-й в списке группы, занятия у которой начинались 9 сентября. В итоге в группу набрали примерно 30 человек.

До того, как положено, я прошла медкомиссию и получила справку: врачи единогласно признали меня годной к вождению. Всё шло как по маслу. За обучение с меня попросили 18 тысяч рублей. В этом году стоимость обучения на ту же категорию выросла до 23 тысяч.

9 сентября практически как первоклассница, только без гладиолусов, я пришла в школу и, спустя 16 лет, снова села за парту. Следом за мной и одногруппниками в учебный класс просочился дядечка с большим пакетом литературы, которую нам настойчиво рекомендовалось приобрести за 600 рублей. «Дешевле не найдёте, в интернете такие пособия не закажете», - и дядечка, и наша преподавательница говорили одно и то же. Ну что ж, учиться, так учиться. Все послушно купили три книги: теория с правилами, билеты для категорий B и BC («бэцэшники» учились вместе с нами) и учебник по вождению. Через несколько недель пришло осознание, что более бездарно 600 рублей я ещё никогда не тратила. Во-первых, вся теория есть в интернете. Правила изложены доступно, с картинками и даже видеопояснениями. Одним из таких сайтов-пособий пользовалась и наша преподавательница. В учебник по теории - к слову, довольно посредственный - мы для проформы заглянули на нескольких первых занятиях, чтобы подчеркнуть там изученные термины.

Для решения билетов давно уже есть приложения всех видов, которые в три секунды скачиваются на телефон. Приложение даёт возможность ошибиться, пройти билет заново, воспользоваться подсказкой. Толстенное пособие со списком вопросов-ответов таким функционалом не обладает, да и с собой его не потаскаешь. Учебник по вождению – вообще дикая абракадабра, в которой никакой инструктор разобраться не поможет. Слишком долго, а время – деньги. Это выражение, пожалуй, должно быть помещено над входом если не в автошколу, то над въездом на автодром точно. Без всякого учебника за пару занятий вы худо-бедно научитесь не путать газ с тормозом и вовремя выжимать сцепление, переключая передачи.

Так вот, мой дельный совет будущим ученикам областной автошколы (предлагают ли бумажные пособия в других учебных заведениях - мне неизвестно) – не тратьте деньги на покупку бестолковой макулатуры. Поверьте, в будущем они вам ещё пригодятся.

К преподаванию теории никаких претензий нет. Инструктор объясняла довольно доходчиво, не торопясь, делилась водительскими лайфхаками, на тот момент, впрочем, совершенно бесполезными (за рулём никто из группы толком не сидел) и давала советы, как лучше запомнить ответы на вопросы билетов.

Затянувшаяся учёба

В самом начале нас предупредили, что экзамен по теории и вождению в ГИБДД нам поставят «не раньше начала декабря». В декабре так в декабре – получше выучим теорию, подумала я и продолжила ходить на учёбу, с нетерпением ожидая первого практического занятия за рулём: любопытно и страшно было одновременно. Прошёл сентябрь, потом октябрь, наступал ноябрь, а практики всё не было.

«А как же экзамен в декабре, а как же положенные 20 вождений? Ну, когда уже, когда?» - мучили мы преподавательницу каждое занятие. Нам отвечали, что «документы отданы инструкторам, ждите звонка». Звонков всё не было, зато была середина ноября, пройденная от корки до корки теория и понимание, что с экзаменом в этом году наша группа пролетает. Школа списывала всё на «пандемию, огромное количество желающих и безумные очереди в ГИБДД», инспекция всё никак не ставила дату. При этом, несмотря на «пробку» из экзаменуемых, новые группы страждущих получить заветные права исправно набирались каждый месяц.

В итоге первое вождение, в том числе благодаря нескольким личным звонкам, мне поставили на последние числа ноября. Насколько я знаю, некоторые мои одногруппники впервые сели за руль только в конце декабря. До этого момента в общем чате вотсапа они жалобно беспокоились «в эфир», что не успеют откатать положенные 20 вождений. От учащихся прошлых лет мне известно, что раньше теория и практика шли параллельно, благодаря этому занятия длились не более трёх месяцев. От начала моего обучения до экзамена прошло ровно пять.

Сокращённая практика и работа мечты

Теперь о двадцати по полтора часа уроках практики. О них, кстати, нам никто не объявлял, как и о количестве теоретических часов. Не знаю, умышленно или по забывчивости. В договоре, подписанном мной в сентябре, ничего конкретного относительно часов также не сообщалось. В итоге автошкола предоставила 30 часов вождения (это и автодром, и город - дело было до вступления в силу нового регламента) вместо положенных по закону 56 (речь о о приказе Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408). То есть почти вполовину меньше того, что обязана! Но и об этом я узнала не сразу, а только после того, как мои 20 занятий закончились.

Впрочем, в приложении к приказу речь идёт только о примерном плане. Видимо, это слово и упрощает автошколе жизнь.

Тем временем до экзамена оставалась ещё пара недель. Пара недель «простоя» для новичка равносильны тому, что на экзамен он придёт «чистым листом». Тогда инструктор и объявила, что дополнительное часовое занятие в городе с ней будет стоить 800 рублей, полчаса на автодроме (без неё) – 300 рублей.

Не знаю, возможно, кому-то и 30 часов практики вполне достаточно, я не в их числе, потому что за рулём до этого не сидела ни разу. В общем, недостающие 26 часов (или чуть меньше) мне пришлось оплачивать из своего кармана и без всяких бумаг, квитанций и чеков переводить прямиком на карту инструктора. Права золотые получились, да.

Это не работа – мечта! Деньги учеников текут в карман инструкторов нескончаемым потоком. А вы говорите, на стоматолога надо было учиться. Идите в автошколу, не прогадаете. Думается, с ужесточением требований к экзаменуемым денежный поток лишь усилился. Вообще сложилась странная история: фактически инструктор заинтересован в том, чтобы его ученики исправно заваливали практический экзамен и продолжали брать недешёвые «допы». Кто в Пскове зарабатывает по 800 рублей в час? Да никто. А инструкторы – пожалуйста.

Разумеется, если автошкола будет гарантировать ученикам положенные 56 часов практики, учёба будет стоить гораздо дороже 18 и даже 23 тысяч рублей. И такая честная сумма вполне может кого-то испугать, но в итоге учащиеся всё равно переплатят, только не напрямую, как положено, через бухгалтерию автошколы, а из рук в руки инструктору. Неизвестно ещё, что дороже.

Ольга Машкарина
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...