Личная просьба губернатора потребовалась для утверждения охранных зон Спасо-Елеазаровского монастыря

Для утверждения границ зон охраны Спасо-Елеазаровского монастыря потребовался почти час бурной дискуссии, два перерыва в сессии Псковского областного Собрания депутатов (ПОС) и личная просьба губернатора. Об этом передаёт корреспондент ПАИ с очередной 32-й сессии ПОС.

 

Парламентарии, которые уже не в первый раз рассматривали этот вопрос, в рамках сессии вновь не смогли прийти к общему мнению и принять законопроект. Докладчиком по вопросу выступала председатель Государственного комитета Псковской области по культуре Зинаида Иванова. Она разъяснила депутатам, что проект об охранных зонах монастыря внесён в Собрание в прямом соответствии с федеральным и областным законодательством, которое прописывает наличие охранных зон у объектов культурного наследия федерального или регионального значения. Спасо-Елеазаровский монастырь является объектом культурного наследия регионального значения: согласно распоряжению администрации Псковской области от 22 октября 2009 года, он включён в единый государственный реестр объектов культурного наследия РФ. По словам З. Ивановой, представленный в Собрание проект зон охраны монастыря прошёл все требуемые согласования: разрешение института Спецпроектреставрации, положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, а также Росохранкультуры. "В проект постановления ПОС включён перечень координат характерных точек границ охранных зон и его принятие обеспечит создание условий, способствующих сохранению объекта культурного наследия регионального значения, каким является монастырь", - завершила своё выступление З. Иванова. Администрация Псковской области, которая и внесла проект документа в Собрание, предложила принять постановление об утверждении границ зон охраны в двух чтениях с учётом поправки, внесённой областной администрации.

 

Однако депутаты не спешили с решением и стали задавать вопросы. Анатолий Копосов поинтересовался, каковы были мотивы признания монастыря объектом культурного наследия? "В основе этого решения лежат глубокие исторические, археологические и библиографические исследования, которые были совокупно изучены группой экспертов и получили положительные оценки", - прокомментировала председатель комитета по культуре. "А кто будет убирать территорию вокруг озера, которая включена в охранную зону?" - не унимался депутат. "Убирать должен был и будет тот, кто владеет этим участком, а надзорный орган будет за этим следить, - ответила З. Иванова и, предупреждая новые вопросы, добавила. - Проект не отбирает участки, не меняет владельцев".

 

Затем в дискуссию вступил Игорь Савицкий, который вообще усмотрел в законопроекте отсутствие логики, он никак не мог понять, зачем нужно принимать зоны охраны монастыря, если есть специальные зоны, охраняемые государством, и почему в охранные зоны обители входит Елизаровское озеро.

 

Прозвучал и вопрос, касающийся того, устраивает ли этот проект жителей близлежащих деревень? На это Зинаида Иванова ответила, что документ не ущемляет права жителей. "По такому же принципу уже несколько лет живёт Старый Изборск. Никакого ущемления ни людей, ни хозяйственной деятельности не наблюдается. Да, необходимо согласовывать с комитетом по культуре строительство и капитальный ремонт зданий, но никакого ущемления нет и не может быть", - подчеркнула она. "Вы пятый раз говорите одно и то же. У нас данные, что ущемляются интересы населения местного, я лично там был, дом спорта жалуется, даже проезд будет ограничен, а вы нам даёте совсем другую информацию", - продолжил Виктор Бибиков. З. Иванова заверила депутатов, что при разработке проекта, с которым сегодня вышли в Собрание, были учтены все пожелания жителей, замечания рабочей группы, пожелания депутатов. "Всё учтено, пожалуйста, обратитесь к тексту постановления", - добавила докладчик. Что касается школы олимпийского резерва "Нептун", то его территория вынесена в зону регулирования хозяйственной деятельности и застройки, что даёт право по согласованию с комитетом по культуре проводить и реконструкцию помещений, и капремонт, и нисколько школу не стесняет.

 

Анатолий Копосов спросил, почему в охранные зоны монастыря вошли 10 деревень. "У нас монастырь будет до самого Палкино что ли?" - не сдержался Игорь Савицкий. "Всё направлено на защиту объекта и территории, которая должна способствовать охране объекта", - повторила в ответ на реплики З. Иванова. "Давайте озеро отделим и сделаем отдельным объектом. Зачем монастырю озеро?" - предложил И. Савицкий. "Я категорически против, это делается не в интересах народа, у нас не один монастырь, сделаем это — будет со всеми так", - поддержал коллег Виктор Иванов. А. Копосова также насторожила обязанность жителей многочисленных деревень проводить различные согласования с комитетом по культуре. "Мы с вами установили охранные зоны в Бежаницком районе, так сколько жалоб: жители не могут ни рыбу ловить, ни за ягодами, ни за грибами ходить в лес. Так что каждый выход в лес, на речку согласовывать надо?" - предположил депутат. "Не наводите тень на плетень, дорогой. Там написано и про речку, читайте", - заметил спикер ПОС.

 

Мнение администрации области высказал Сергей Карпов. "Сам проект зон охраны касается непосредственно монастыря, который налагает ограничения непосредственно на него, и на саму матушку", - объявил он, но так и не убедил депутатов. "Где глава волости, где представители волости, тех населённых пунктов, чьи интересы затронуты, почему мы не слышим их мнения, почему администрация области так упорна? Там интересы населения!" - заявил В. Бибиков.

 

После выступления председателя комитета по труду и социальной политике ПОС и руководителя рабочей группы по законопроекту Александра Христофорова сессия приняла проект постановления за основу, но на этом дискуссия не закончилась. Юрий Шматов предложил не рассматривать поправки и остановиться, а вновь рассмотреть этот вопрос с участием Псковского района. Однако администрация Псковской области настояла на рассмотрении поправок. "Если мы сейчас отклоним — вы начнёте сначала всю процедуру, это надо иметь ввиду", — попытался предупредить областную власть старейший депутат Ю. Шматов.

 

Голосование всё же последовало, поправка набрала 17 голосов и не прошла. По итогам почти часовой дискуссии депутаты решили сделать перерыв, а, вернувшись к вопросу после него, отправили проект закона на доработку. Когда повестка дня была исчерпана, председатель Собрания Борис Полозов объявил личную просьбу губернатора Псковской области Андрея Турчака не закрывать сессию, а объявить ещё один перерыв. После 20-минутной паузы оказалось, что эта просьба была связана с возвращением к голосованию по вопросу охранных зон монастыря, и что в "антракте" состоялось заседание фракции "Единая Россия" в Собрании по этому поводу.

 

"Приношу извинения за то, что сессия по нашей вине была продлена", - обратился к депутатам замглавы региона Максим Жаворонков. "И всё-таки ещё раз обращаюсь к вам с просьбой от имени губернатора рассмотреть и в окончательном виде принять проект постановления об охранных зонах. Прошу вас обратить внимание на то обстоятельство, что охранные зоны устанавливаются не для монастыря от жителей, не от организаций, ведущих хозяйственную деятельность на прилегающих территориях, а для того, чтобы чётко регламентировать порядок работы с памятником и обязать лиц совершать или не совершать действий в отношении памятника. Для рядовых жителей и хозяйствующих субъектов жизнь не изменится. Наоборот, монастырь получит серьёзные ограничения при осуществлении той деятельности, которую он ведёт, и любая хозяйственная постройка в пределах самого монастыря, любое действие, вплоть до вспашки земли, будут требовать согласования с комитетом по культуре", - сказал М. Жаворонков.

 

Михаил Гавунас поддержал администрацию. "Монастырь требует установить нормы, не понимая, чем они ему грозят. Как в армии говорят - жить по уставу намного сложнее, чем не по нему, - так и жить по закону сложно и, она сама (матушка Елисавета - прим. ред.) придёт к тому, что поймёт, что это усугубит её жизнь", - пояснил он свою позицию. "Если слабая власть на местах - будет командовать не только руководство монастыря, а кто угодно. Изберите руководство монастыря главой волости, если тот не справляется", - добавил в заключение А. Христофоров.

 

По итогам голосования законопроект был принят 30 голосами. Депутаты также дополнили постановление пунктом о том, что закон вступает в силу со дня его принятия.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...