Школа ЯНИКОВЫХ, которым совестно наказывать учеников

Когда сын депутата Псковского областного Собрания Владимира Николаевича Яникова, он же ассистент кафедры физики Псковского педагогического университета Михаил Яников решил познакомить своих родителей с родителями своей будущей супруги Наташи Сергеевой, то вдруг выяснилось, что все четверо сватов являются однокурсниками. Мало того, что и Яниковы-старшие, и Сергеевы-старшие закончили физико-математический факультет Псковского педагогического института в одном и том же году, свёкор с тестем, как оказалось, когда-то даже жили бок о бок - в одной комнате студенческого общежития.

Владимир Николаевич Яников с супругой Ниной Васильевной, сыном Михаилом, невесткой Наташей и внуком Устином

Наследнику двух славных педагогических династий (Яниковых-Сергеевых) Устину, который заканчивает в этом году второй класс, теперь ничего не остаётся, как тоже мечтать о педагогической карьере. Правда, он надеется посвятить свою жизнь вовсе не физике (как это повелось у Яниковых-старших), а музыке, но уже сейчас относится к педагогическому труду с необычайным для своего возраста благоговением. Например, когда его учительница по фортепиано заболевает, или он сам простужается и вынужден пропускать занятия в музыкальной школе, младший Яников, по утверждению его ближайших родственников, может и всплакнуть.

 

Педсовет на дому

Его папа закончил школу с золотой медалью, но это не благодаря тому, что его собственный отец сначала был директором школы, а потом и руководителем районного управления образования, а скорее, вопреки.

Миша Яников

- Помню, как-то вызвала я Мишу к доске и поставила ему за ответ "четыре", хотя он и задачу правильно решил, и объяснил всё как полагается, - вспоминает его мама, Заслуженный учитель РФ Нина Васильевна Яникова. - Но при этом формулы были записаны мелом небрежно — вот я и снизила оценку на один балл. Сам-то он промолчал. Но класс негодовал. После урока меня спросили напрямик: почему я так несправедлива. Пришлось объяснять, что как учитель я имею полное право требовать с лучших учеников большего. Особенно с тех, которые претендуют на "пятёрку". Одним словом, Мише приходилось с такими родителями, как мы, нелегко. Ему всегда говорили: "Ты не имеешь права нас позорить!", "На уроках ты обязан вести себя так, чтобы все брали с тебя пример". Я-то сама выросла в обыкновенной, непедагогической, семье, но знаю, что моего мужа, Владимира Николаевича, его родители-педагоги воспитывали так же строго, благодаря чему он и стал тем, кем стал.

 

В родной семье — как в учительской

Всё началось с бабушки депутата Яникова – Александры Михайловны, которая хоть и не преподавала в школе, была весьма образованной для своего времени женщиной. Она вышла замуж за простого крестьянина и всю жизнь прожила в деревне, но в своё время закончила псковскую гимназию и по молодости пела в хоре Троицкого собора, а поэтому сделала всё, чтобы дать своим детям высшее образование.

 

Её сын, Николай Васильевич, как основатель педагогической династии Яниковых закончил физико-математический факультет Псковского педагогического института первым. Там же выучилась его супруга, Екатерина Ивановна. Оба они всю жизнь проработали в Остенской средней школе посёлка Ершово Псковского района: отец будущего депутата Псковского областного Собрания — директором, которому как деревенскому педагогу и притом учителю "мужескаго полу" приходилось преподавать не только физику, труды и черчение, но даже музыку, а его вторая половина — учительницей биологии.

Николай Васильевич и Екатерина Ивановна Яниковы

Про мудрость и доброту Николая Васильевича в Остенской школе рассказывают легенды. Никто не помнит, чтобы он строго отчитывал или высокомерно поучал кого-нибудь из педагогов, зато его любимая присказка "Не, ничего, ничего, девочки, всё будет хорошо" стала в этом учебном заведении крылатым выражением. Учителя радовались, когда директор приходил к ним на уроки: он очень верил в свой педагогический коллектив, и это их вдохновляло.

 

Его сын, Владимир Николаевич Яников, уже в 27 лет возглавил Москвинскую среднюю школу Псковского района. Между прочим, почти в это же самое время его родная тётя Мария Васильевна Яникова (в замужестве Моисеева) стала руководить Цаплинской основной школой. Учителем математики в Псковском районе работала и двоюродная сестра Владимира Николаевича - Алла Ивановна. Так что с тех пор концентрация Яниковых-педагогов на один квадратных метр средних учебных заведений Псковского района неудержимо растёт. Да и в Псковском педагогическом теперь уже университете эта фамилия тоже всегда на слуху.

Нина Васильевна Яникова в первые годы своего учительства

Супруга Владимира Николаевича Нина Васильевна целый год проработала школьным учителем химии-биологии вообще без диплома. Когда она заканчивала 10-й класс, в её родном Куньинском районе как раз не хватало педагогов. И её собственная учительница биологии "потащила" её в гороно сразу же после выпускных экзаменов. В девочку поверили и взяли её на работу в Белодетковскую школу-восьмилетку. За то время, пока она вела там биологию и химию, Нина, во-первых, окончательно убедилась в том, что ей на роду написано быть педагогом, а во-вторых, твёрдо решила учиться на преподавателя физики (все другие школьные науки казались ей слишком лёгкими).

 

Две племянницы жены Владимира Николаевича тоже получили педагогическое образование. А молодые Яниковы (те, которые родили Устина), теперь преподают (Михаил — на полставки) в Тямшанской гимназии, откуда их отец пошёл на повышение сначала на должность руководителя районного управления образования, потом — заместителем главы районной администрации, а потом и в областное Собрание.

 

Да! И ещё не забудьте, что родной брат Натальи, невестки депутата Псковского областного Собрания, закончил факультет технологии ПГПУ (основатель династии Сергеевых, которая слилась с династией Яниковых тоже был школьным преподавателем технологии).

 

Короче говоря, педагогов в этом почтенном семействе Яниковых-Сергеевых хоть пруд пруди. А если у кого в их роду и не было диплома Учительского института-ПГПИ-ПГПУ, то значит, это были педагоги "от Бога", как, например, матушка Нины Васильевны Яниковой – Анна Ивановна Левкина.

 

Птенцы гнезда пулемётного

Анна Ивановна Левкина - педагог от Бога

- Моя мама воспитала пятерых детей, и я не помню, чтобы она хоть раз кого-нибудь из нас шлёпнула. У нас в семье вообще никогда не унижали детей. Даже в угол не ставили. Если нам и случалось напроказить, мама грозилась: "Ещё раз так сделаете — пожалуюсь папе". А папиного гнева мы боялись, как огня. При этом он нас не только никогда не наказывал, но даже и голоса ни на кого из детей ни разу не повысил. Это был добрейшей души человек, но стараниями мамы мы почему-то свято верили, что самое страшное для нас — это заслужить его малейшее неодобрение. А когда наша мама стала бабушкой, её педагогические таланты проявились ещё ярче. Каждое лето она устраивала у себя в доме что-то вроде пионерского лагеря. Потому что к ней съезжались все десять внуков. Так вот, представьте, они у неё по очереди дежурили по хозяйству, а бабушка помогали им строить шалаши, проверяла на прочность сооружённое ими в кроне дерева "пулемётное гнездо" и ходила с мальчишками в поле жечь костры. То есть, она всегда умела создавать для детей благоприятную педагогическую среду. Поэтому и сегодня, в свои 84 года, пользуется у внуков беспрекословным авторитетом. Они хоть и балуют её теперь, как маленькую, но в трудных жизненных ситуациях всегда обращаются к бабушке за советом.

 

Плохих детей не бывает, бывают несчастные

- Значит, Вы считаете, что детей нельзя наказывать?

- Почему же? Иногда без этого никак. Но при этом нельзя ребёнка обижать. Надо наказывать лишением удовольствий. Например, можно оставить его без компьютера. Но не без прогулок. И не без еды!

- А как Вы наказывали своих учеников?

- Мне как-то не приходилось их наказывать. Нет, не было такого... Потому что плохих детей не бывает, а есть несчастные. Если ребёнок агрессивен, озлоблен, - то это значит, у него что-то очень-очень плохо. Либо родители пьют, либо он просто недополучает их внимания. Надо разобраться в ситуации и постараться помочь. У меня такой подход. Иной раз с родителями учеников труднее, чем с самими учениками, ведь родители тоже бывают очень "трудные". Я даже замечания детям в дневник перестала писать после того, как одного моего ученика дома наказали за такое письменное замечание несоразмерно его шалости. Мне было очень совестно, потому что учитель тоже отчасти виноват в плохом поведении своих учеников. Это значит, что он не сумел заинтересовать, на нашёл к детям подход. Поэтому если в моём классе кто-то начинал шалить, я ни в коем случае не позволяла себе сорваться в ответ. Лучше сделать многозначительную паузу. Иногда такая пауза срабатывает сильнее, чем слово. А ещё я говорила по окончании урока: "Спасибо, все свободны, а такого-то такого-то попрошу остаться". Это уже само по себе было наказанием. И к тому же наедине с ребёнком мне у него было легче выспросить: почему ему на моих уроках скучно.

 

Хороший учитель должен жить припеваючи

Нина Васильевна Яникова проработала в школе 26 лет и точно знает, как не позволить ученикам скучать, а значит, и баловаться на уроках. "Я ничего не изобретала", - признаётся она. Кое-что "подглядела" у народного учителя Эдуарда Максовича Марголина, уроки которого стали для неё в своё время "потрясением": "Это были не уроки, а сказка". Что-то позаимствовала у знаменитого на всю страну учителя физики Виктора Фёдоровича Шаталова.

 

По глубокому убеждению Нины Васильевны, настоящий педагог – это не только знаток своего предмета, но ещё и прекрасный организатор. "Не зря же многие из тех, кто закончил институт с отличием, потом не в состоянии реализовать себя в школе. Просто они плохие организаторы, а без этого в нашем деле – никуда".

 

А ещё Нина Васильевна утверждает, что учительский труд требует полной самоотдачи и даже "фанатизма". Педагог не может работать от сих до сих. Он всегда вынужден выходить за рамки. За рамки 8-часового рабочего дня, за рамки 40-часовой рабочей недели… "Кого это не устраивает, тот ищет себе другую работу. И правильно делает. Потому что в школе нужно работать либо так, либо никак. Педагог – это всепоглощающая профессия, хоть теперешние молодые педагоги так не считают. Хотя… Я гляжу на своих сына с невесткой – и вижу, что они работают точно так же. Ну да, теперь им не приходится проверять столько тетрадок, сколько проверяли мы. Потому что у них есть компьютеры, которые позволяют давать ребятам индивидуальные задания. Это облегчает проверку, а также исключает списывание. Но в принципе это всё такая же беспросветная работа…"

 

- А как выдержать?

- Надо обязательно заниматься спортом. Поэтому мы с коллегами два-три раза в неделю собирались после уроков в школьном спортзале. Про мужа вообще не говорю. Он кандидат в мастера спорта по многоборью. Я считаю, что это ему очень помогало. К тому же мы с ним инструкторы школьного туризма, и много лет подряд водили своих учеников в многонедельные категорийные походы не только по Псковской области, но даже в Закарпатье и на Северный Кавказ. 

Владимир Николаевич ещё и заядлый рыбак

- Вы же понимаете. Обстановка в школе шумная. Дети есть дети. Поэтому все учителя немножечко… неуравновешенные люди. У них каждый день эмоциональная перегрузка. У них гипертония от издёрганных нервов, у них хандрозы от бесконечного сидения над тетрадками, у них ларингиты от необходимости всё время напрягать голосовые связки. А значит, учителя должны грамотно отдыхать, должны уметь строить свой день рационально. Спасает дача. И конечно, увлечения. Например, у нас, в Тямше, почти все учителя поют в школьном хоре. И хотя я уже давно ушла из школы и к тому же переселилась в Псков, а всё равно по-прежнему два раза в неделю езжу к своим бывшим коллегам - попеть.

Нина Васильевна в школьном хоре.

Нина Васильевна вообще не верит, что педагог – это сольная партия. По её глубокому убеждению, настоящие учительские таланты проявляются только в творческих коллективах. "Мне всегда везло с коллегами, - утверждает она. - С того самого дня, как мы с мужем попали по распределению в Москвинскую среднюю школу. Только представьте, из 16 учителей этой школы 8 были, так же, как и мы с Владимиром Николаевичем, начинающими! Мы же, что называется, копытом били! И всего за несколько лет таких дел наворотили!"

Пока Владимир Николаевич был в Тямшанской школе директором, он уделял очень много внимания внеклассной работе. На этой фотографии он позирует с членами школьной театральной студии, в которой с удовольствием актёрствовали не только ученики, но и учителя

Мы потом дорешаем с мамой всё что папа решить не смог

Нину Васильевну Яникову пригласили в Псковский институт повышения квалификации работников образования как очень продвинутого завуча (я хотела написать "выдающегося", но она это слово из моего материала вычеркнула). И какое-то время она с удовольствием передавала свой опыт другим завучам со всей Псковской области. А в 2006 году была назначена оператором приоритетного национального проекта "Образования" и с тех пор работает в Государственном управлении образования Псковской области. Но очень скучает по школе:

 

 - Единственное, о чём я жалею, - так это о том, что мне уже не приходится вести уроки. Потому что у меня это неплохо получалось. И я могу утверждать, что как учитель вполне состоялась.

- Но учитель физики – какая-то совсем не женская профессия, не так ли?

- В плане эксперимента мужчинам-физикам, конечно, попроще: они "на ты" с оборудованием. Но в плане теории у женщин получается лучше. Женщины-педагоги терпеливее, они настойчивее прививают детям интерес к своему предмету и готовы подолгу возиться с отстающими. Так что мужчины-физики предпочтительнее в "продвинутых" классах. А со слабыми ребятками лучше управляются женщины. Но мы с моим мужем никогда не тягались в профессиональном отношении. Просто он ещё более хороший организатор, чем я, и поэтому двигался по карьерной лестнице более стремительно. Я, как женщина, часто топчусь на одном месте, уделяя слишком много внимания мелочам, а он всегда видит главное, поэтому и состоялся как очень успешный руководитель, которому стало тесно в рамках школы. Но он до сих пор связан с образованием, хоть и работает в комитете по экономике и законодательству. Я с полной ответственностью могу утверждать, что в своей нынешней должности Владимир Николаевич является ревностным защитником псковского учительства. Он поддерживает все законы, которые хоть как-то облегчают труд педагога и способствуют повышению престижности учительской профессии.

Владимир Николаевич с учениками

 

Не за грош

- А как Вы знаете, и Псковское областное Собрание, и администрация Псковской области делают для этого очень много. Принят закон о статусе педагогического работника, расширен социальный пакет для учителей, молодым специалистам оказывается поддержка в размере 50 тысяч рублей ежегодно в течение первых трёх лет работы в школе…

- Так почему же профессия учителя остаётся такой непрестижной?

- Вот так, сразу, сделать её опять престижной, у государства вряд ли получится. Но руководство страны старается вернуть учителю его былой авторитет, иначе в наших школах скоро просто некому будет преподавать.

- И как этот авторитет вернуть?

- Прежде всего, достойной зарплатой.

- "Достойной" – это сколько в месяц?

- Это столько, чтобы учитель не думал, как ему свести концы с концами, и мог хотя бы раз в год съездить куда-нибудь отдохнуть. Сегодня зарплата учителя в Псковской области на общем фоне не такая уж маленькая. Если судить по результатам электронного мониторинга, в который были вовлечены 265 школ, то на 1 января 2010 года средняя зарплата учителя в нашем регионе составляла 13800 рублей в месяц.

- На эти деньги можно съездить куда-нибудь отдохнуть?

- Конечно же, нет. Но, во всяком случае, эта зарплата несколько превышает среднюю по области. А значит, учитель уже не находится, как это было совсем недавно, на социальном дне. А если зарплата учителя и дальше будет повышаться, то в нашей профессиональной среде опять появится конкуренция. И нам будет из кого выбирать. А то сегодня в педагогические вузы идут ребятки, имеющие по результатам ЕГЭ совсем низкие баллы (это общероссийская статистика). Но разве могут посредственные ученики стать талантливыми учителями? Ещё один способ привлечь в педагогические вузы, а потом и на педагогическую работу наиболее способных выпускников школ – это решить жилищную проблему молодых педагогов.

 

- Но престиж нашей профессии зависит не только от этого. Сегодня отношение к педагогу изменилось по объективным причинам. Он уже больше не является единственным носителем знания, и это выбило пьедестал из-под его ног. Любой подключённый к Интернету компьютер может дать ребёнку гораздо больше, чем самый эрудированный учитель. А следовательно, меняется роль учителя. Теперь всё зависит не от того, как он умеет преподносить знания, а от того, как он умеет помогать своим ученикам овладевать этими знаниями самостоятельно. Современный учитель обязан грамотно организовать познавательную деятельность ученика, научить ребёнка извлекать информацию и распоряжаться ею наилучшим образом. Он уже больше не наставник. Он – сотоварищ и помощник детей в процессе их познания. Его задача – так организовать урок, чтобы вовлечь учеников в активную деятельность и стимулировать их любознательность. Авторитаризм сегодня не проходит. Кто из учителей это понял, у тех нет с их педагогическим авторитетом никаких проблем. А те, кто по старинке продолжает стучать по столу указкой, конечно, жалуются на то, что ученики их теперь и в грош не ставят.

Нина Васильевна с ученицей

- Но каким бы мудрым и добрым ни был учитель, а стоит ему только заболеть, как в классе кричат "Ура!"...

- К этому надо относиться с юмором. Я и сама была не прочь пошутить на эту тему со своими учениками.

- Зато потом будут всю жизнь благодарить за науку, да? Дарить цветы, со всеми праздниками поздравлять…

- И это есть. Но я всегда старалась не ждать от своих учеников благодарности. Вдруг они окажутся неблагодарными? Потом только будешь расстраиваться. Я работала и работаю не для того, чтобы кто-то был мне за это благодарен. Просто я не могу плохо работать и делаю своё дело как подобает.

- Вы бы смогли вернуться в школу? Вот в ту школу, какой она стала, если судить по сериалу Валерии Гай Германики "Школа"?

- Я не смотрю этот сериал, потому что не верю в такие "школы". Некоторые говорят: это там у них, в Москве… Да не может быть! Наша Тямшанская гимназия дружит с одной из московских школ. И московские школьники не раз бывали у наших в гостях. Поверьте, это очень воспитанные и умные ребята. Так что я не боюсь возвращаться в школу. Да легко! Хотя современная физика не стоит на месте, и кое в чём мне пришлось бы подтягиваться до уровня сегодняшних педагогов. Но я всё равно хоть сейчас готова провести урок… Ну правда что, нервная система у меня уже подыстрёпана. А в школе надо иметь железную выдержку, чтобы проявлять доброту несмотря ни на что.

 

Ольга Миронович, Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...