17
 

Длинная и косноязычная похвала Валентину Курбатову

Валентин Курбатов номинирован от писательских организаций Псковской области на премию областной администрации за достижения в литературе и искусстве.  Номинируются книги известного русского литературного критика «Перед вечером, или Жизнь на полях» (2003 год, Псковская областная типография) и «Подорожник» (2004 год, Красноярск, «Издатель Сапронов»). Не думала много лет назад, когда знала Валентина Яковлевича по его журналистской работе в молодежной псковской газете «Молодой ленинец», что вот сегодня буду писать ему длинную похвалу, а, может, и маленькую оду. Но сделать это я должна и потому, что хочется сказать Курбатову слова благодарности, вполне им заслуженные и для того, чтобы здесь, в Интернете, где, на самом деле, не так много оригинальных современных литературных талантов, познакомить с писательскими работами Курбатова. Хотя строго писательскими их не назовешь. Его тексты  представляют жанр, сегодня особенно востребованный – жанр «внутренней» мемуаристики, жанр личных наблюдений и размышлений. Жанр тихий, мужественный, древний и предполагающий сугубо своего читателя.   Книга Валентина Курбатова «Перед вечером», изданная Псковской областной типографией к 1100–летнему юбилею Пскова, оказалась действительно подарком и читателям, и самому автору. Отпечатанная на темной, «старой», дешевой бумаге, толстая, уютная книга, имеет тираж 1000 экземпляров. Ощущение от ее чтения у меня осталось первым и единственным: Блестящая книга. В ней автор «оглядывается с любовью» на свою прожитую жизнь, на жизнь страны; здесь есть неожиданные и оригинальные оценки великих русских талантов: Пушкина, Толстого, Достоевского, пишет автор и о своих сердечных привязанностях: Шукшине, Астафьеве, Рубцове…Курбатов-критик не может не писать о литературе, но он пишет о ней как о живом писательстве, его мучительных озарениях.  Литературные реминисценции Курбатова представляют не традиционную точку зрения логического литературоведческого размышления о писательском таланте и литературных произведениях, свойственную советской эпохе. В этих реминисценциях - приближение к вечной истине православия, размышления о духовной борьбе, переживаемой писателем. Курбатова более всего интересует нравственный выбор автора, который совершается постоянно в глубинах его умствования, или сердечного дара. Он тонкий наблюдатель внутреннего писательского бытия, потому что понимает, чувствует слово которому, как он сам недавно признавался, только и служит. Вот и о Пушкине он скажет, что «другой судьбы, кроме жертвенной, у такого поэта быть не могло». Отмечает критик и такую особенность русского писательства, как  любовь к Отечеству и народу, которая была фундаментом русского таланта, вечной его болью и судьбой. Но книга Курбатова «Перед вечером» - это не литературный анализ чьего-то творчества, а «анахронизм» высокого полета, когда авторское размышление хранит традицию русского слова, многосмыслового и чувственного. Когда слово выворачивает наизнанку и душу писательского таланта, и душу автора. Но без надрыва, криков и истерик, а как вечерний свет заката, как греющая истина. Этот текст – путешествие, как и реальное, по апостольским малоазийским дорогам, верховьям Ефрата – ворот рая, где, как пишет Курбатов «Бог близок и прост», так и внутреннее - путешествие в себя. Курбатов мне представляется защитником последнего бастиона русской литературной традиции путешествия, которую начинали в русской литературе еще Радищев и Карамзин, каждый по-разному. Защитник, не потерявший своей силы перед наступлением саблезубого постмодернизма, востребованного издателями и временем. Постмодернизма, предметом которого являются личные переживания таланта, обычно, мелкого, но широко образованного, таланта культурного, но недоброго, полно представленного на полках современных книжных магазинов – гастрономов. В постмодернизме, этом фантастическом соединение канализации с Кафкой, нет любви, но есть пустыня физиологии и умозрения. Умозрения, которое исследует не душевные пропасти, а задний проход. Ну и, если далее брюзжать, отвлекаясь, на современную демократическую традицию полной свободы слова, то, конечно, акт убийства Раскольниковым старухи – процентщицы и ее сестры – это не внутренняя проблема свободы, ее космоса: Кто я? Тварь дрожащая, или право имею? А, как сейчас бы написали, проблема прав человека. И в современном убийстве уже нет никакой философии и погибели души. Как и в сегодняшней литературе нет Слова, нет божественного глагола, который «жжет сердца людей». Да и сердца ледяные, не растопишь, и литература, вроде и изощренна и умна, а чувствуешь себя в ней, как в мраморном евротуалете. И Курбатов о том же в своей книге –путешествии: «Невнятность и неуверенность духовной жизни, обманчивость «освобожденного процветания» мучают пока только наиболее проницательных. Пустота отчетливо предощущается, как дыхание темноты и смущает более материальной нужды… и пустота эта заставляет человека бежать все быстрее, и потреблять блюда все острее, выжигает в человеке самую середину, самое естественное и здоровое, выжигает собственно представление, для чего живет человек». Писатель в своем тексте должен мучиться  за свой народ, за себя, мучиться любовью к ближнему, проливая за него, этого ближнего, свою писательскую кровь. Курбатов из таких. Курбатовские тексты в книге «Перед вечером» и давние, и новые, про литературу и людей, о самом важном для человека, о том, что не проговаривается, а думается и переживается. Курбатов точен в слове, рассказывая об этом сложном и невыразимом. И для него такая книга, у которой есть и второе название «Жизнь на полях» – это какой-то итог, пусть предварительный, но необходимый, это публичное исповедание каждому своему читателю: «Сегодняшнее забвение проворнее вчерашнего. Не успеешь страницу перевернуть, а ее уже унесло ветром. Это неизбежная судьба критики. Она – дитя дня. Ее дело – настоящее состояние литературы, повседневные заботы вполне повседневной жизни. Она и умирает вместе с днем, как газетный лист. В молодые годы об этом не думаешь, но когда твой день клонится к вечеру и солнце садится с какой то символической предупреждающей красотой, сердце нет – нет и оглянется. Захочется удержать это солнце подольше, чтобы успеть что – то договорить, понять, зачем ты изводил бумагу и чем отблагодарил Бога за счастье быть человеком». Последняя из публикаций критика, книжка – книжечка Валентина Курбатова, выпущенная известным красноярским издателем Геннадием Сапроновым «Подорожник» – на самом деле курбатовский Ежедневник, который превратился в факт книжного и литературного искусства. Предисловие к «Подорожнику» написано известным русским писателем Валентином Распутиным, а сам Курбатов, предваряя текст, пишет: «Многие записи в ней случайны, сорны, порой отговорочны, поверхностны. Но она была и целительна, как тот же подорожник. В отчаянные часы, на которые не скупится для нас наша матушка русская история, я заглядывал в нее, скликал друзей, воскрешал их голоса». Эти голоса явственно слышны здесь. Книга великолепно оформлена художником в виде  потертой записной книжки с потрескавшейся от времени «кожаной» обложкой. Ежедневник всегда брали в путь, поэтому книга так и назвалась «Подорожник. Встречи в пути, или Нечаянная история литературы в автографах попутчиков». В попутчиках оказалась советская культура, которую многие ныне мало и превратно себе представляют. Здесь она в прямой речи: пожелания, записки, автографы Валентину Курбатову, которые оставляли в его Ежедневнике писатели, художники, поэты и т.п. Цвет советской культуры. Здесь можно увидеть страницы  об Окуджаве, которые незаметно перетекают в прямую речь Юрия Нагибина, в разговоры об устройстве спектакля «Евгений Онегин» в Ла Скала Андроном Кончаловским, а где-то в середине «Подорожника» появляется удивительный красноярский художник Андрей Поздеев, который тогда и напишет, легко и свободно, портрет Курбатова, читающего Евангелие.  Это, в некотором роде, книга  удивительных судеб. «Подорожник»  - редкая книга, в ее записях, мимолетных наблюдениях, пустяках большой литературы - огромная эпоха Большого советского стиля, безвозвратно ушедшая. Вот так и живет критик Курбатов в городе Пскове, где у него много друзей и поклонников, выступает на каких-то встречах и собраниях, говорит своим негромким, срывающимся от душевного волнения голосом о судьбах России, людских и писательских, часто убегая в далекие края. И его честный и скромный талант, с завидным упорством возвращающийся к сложностям русского духовного бытия, здесь окреп и вырос. И дело литературного критика стало  ныне уважаемым именем, сохранившим русскую литературную религиозную традицию и душевную боль за все. Сейчас, когда, кажется, все уже написано и сказано, а писателей как собак нерезаных, нет никакого отстрела, книги, подобные книгам Валентина Яковлевича Курбатова, тиражами 1000 и 1500 экземпляров, остаются на обочине обывательского читательского спроса, когда тиражи в 100 тысяч и более экземпляров уже листовки, или желтая пресса, расхватываются мгновенно. И поэтому есть простая правда в том, что у нас, в скобарском Отечестве, литературные его труды были благодарно замечены, а их автор  определен номинантом на премию Администрации Псковской области. Надеюсь, власть у нас не дура, и Валентин Курбатов эту премию получит. А мы порадуемся за своего талантливого и порядочного земляка, подарившего нам книжное путешествие во все стороны света.   Вот такая скобарская правда. Наташа Богомолова.
  • AKP
    От Проханова наша Наташа перешла к Курбатову. И правильно сделала. Я тоже хотел бы, чтобы Курбатов получил премию. Но это зависит от того губа у власти дура или не дура. Хотелось бы добавить к лирическим воспоминаниям НБ впечатления от выступления Курбатова на срвнительно недавней конференции в Пушкинских Горах, посвященной культуре усадеб, а также некоторые рамарки по тексту. Даем слово Курбатову: "Мы должны быть хозяевами усадеб. недвано я встретился с с наследником французского престола Анри VI. Во время встречи речь зашла о возрождении арийской культуры и об ответственности двух стран в этом деле. Они должны возродить мир. Но это не Германия и Англия. Все, что было русской аристократией, русской элитой, русским дворянством лежит на кладбищах Сен-Женьев де Буа, Пер Лашеза. Оно лежит там. И России для того, чтобы воскреснуть придется наживать новое недекоративное дворянство. И А.А.Семочкин прав, мы должны почувствовать себя не декоративной нацией, которая то кается, то исповедуется в чем-то. Она должна наконец почувствовать породу и осанку. Мы должны себя почувствовать себя тем, не данным, к сожалению ни государем, ни от государя, но дворянством внутри себя, наследниками мощной и на самом деле высочайшей культуры. Почувствовать живой нерв не библиотечного служения культуре и жизни. Почему это все так плачевно кончилось? Если дворяне Золотого века жили в своих поместьях полнокровной жизнью, то дворяне Серебряного века были цитатой Золото-го. И эта цитата была видна во всей своей немощности, во всей своей неполноте. А мы цитата третьего перевода. Для того, чтобы вернуть жизнь и Михайловскому, и Ясной По-ляне, и Спасскому-Лутовинову, мы должны почувствовать себя не цитирующими людьми, а авторами этого текста. И то бесстыдство, с которым было высказано мнение, что нет русского народа, должно заставить русских интеллигентов вспомнить, что они народ. И представители «деревенской прозы» уже были им, его кристаллом. Они с мукой видели уходящий народ, они свидетельствовали об этом как о целом. Нам было не до того. Мы это время пробегали по либеральным поручениям, про-глядели державу и не подхватили этого драгоценного знамени. Нам теперь придется ухватываться за все это и нарабатывать опыт. И то, что мы делаем в Михайловском, то, что мы делаем в самом целостном сердце мира, мы возвращаемся в свете солнца русской поэзии к целостности, к исцелению. Нам предстоит путь к исцелению, к целостности. Это исцеление будет совершаться именно в усадьбах вдали от ветров столицы, в них свободней воздух. Здесь легче говорить друг с другом, легче выслушивать друг друга до последней запятой". Вот такова была скобарская правда Курбатова. Я, к сожалению, не купил еще этих книжек, но хочется заметить, что в своих воспоминаниях Курбатов должен был бы заметить, как оборзели Окуджава, Нагибин, Кончаловский и иже с ними. В советские времена они мимикрировали а ля рюс, а потом расцвели махровым а ля жю.
  • НБ.
    К Курбатову я перешла не после Проханова. А вообще это фигура, которая является для меня важным элементом псковского пейзажа, может быть, сейчас самым важным человеческим элементом псковской жизни.Как -то я была приглашена Зоей, женой Юрия Куранова (Царство ему Небесное) в гости. Нас там кормили вкусной картошкой и редиской, давали выпить, и мне тогда очень молодой и нахальной, было интересно слушать Курбатова, Куранова, брата Зои художника Алексея Козлова (Царство и ему Небесное). Это были великолепные вечера, с настоящими людьми. А однажды мы с Курбатовым задержались дольше всех,все было выпито, и сердобольная Зоя предложила нам последнее -лекарство Юрия Николаевича - спирт на прополисе, или прополис на спирту. Это был чистый одеколон, но мы не побрезговали, а потом поплелись по домам, задумчивые. Где -то сейчас милая и добрейшая Зоя....А за вашу цитату -спасибо. Кого -то волнует судьба нации и народа, кого -то волнует свежесть пива. Каждому свое, и Слава Богу.Время сейчас трудное -стандартное.
  • AKP
    Из текста Вашей "косноязычной", а на деле блестящей похвалы Курбатову следует, что Вы все-таки ревнуете к Курбатову, например, тогда, когда говорите о "его честном и скромном таланте". Курбатов, конечно, сложный человек. Но ведь даже в том небольшом его выступлении, которое я цитировал, есть очень интересные мысли о современном дворянстве,которое нагло, как всегда, пытается заменить современное еврейство в лице березовских, кобзонов, лужковых, пугачевых и КО, и пути к реставрации русской империи. Чему, кстати, пока что противится ( не заплатили!) не наш человек Проханов, потомок духоборов, т.е. борцов со Святым Духом (не более не менее), раскольников и евангелистов,которые вместе со всякими философовыми, прохановыми совратили русский народ, а сами слиняли зарубеж. Вы знаете, какой счет у Проханова в Цюрихе?
  • НБ.
    Как я могу ревновать к Курбатову? Кто я такая? А скромный талант Курбатова, это не значит, малый, а значит "ненаглый". Относительно Проханова, могу Вам сказать,что сейчас время плотвы, время мелкого и скучного ванного никеля. Нет личностей. И такие фигуры как Проханов, Жириновский для меня в контексте нашей жизни -зиккураты. Конечно, самый главный для меня зиккурат -Солженицын.Эпоха должна давать авторитеты, вождей. У нас их сейчас нет.
  • AKP
    Это отчасти верно, потому что нонешние зиккураты ставит в основном ЧК и т.п., а не они сами выдвигаются по своим дарованиям. Русских 300 лет нивелируют. Откуда зиккураты? Только через Катьку, как Потемкин, и т.п. Вы сами себя недооцениваете. Смирение должно быть с умом. То, что Вы делаете, многого стоит. Вы же сами открываете свои скобарские зиккураты. Чем они хуже московских?
  • НБ.
    Какая вы, цыпа, хитрая. Конечно, в глубине своей скобарской души, я предполагаю,что "скобарская правда" -отличный проект, и согласна с Вами. Слабая я женщина на комплименты. Таю. Но,если ЧК делает такие "проекты" как Жириновский и Проханов - я просто жму ЧК руку. Вот даже и Путин - очень неплохо получился. Но все -таки, думаю, что означенные лица и сами ого-го-го. Это я Вам говорю как дочь сотрудника НКВД.
  • литератор
    Ну, что ж, "по мощам и елей", как сказал Патриарх Тихон, когда в первом деревянном мавзолее мумию Вождя залило дерьмом. То есть, конечно, В. Курбатов равно достоин и премии администрации Псковской области и похвалы "дочери сотрудника НКВД". А сделал больше полезного для Псковщины все же А. Бологов, который несколько уж лет курирует альмонах "Скобарь", где худо-бедно, но живет и теплиться литература "здесь и сейчас", и где молодым литераторам можно приклонить главу. Ну а маститый В.Я.К. пусть и дальше "читает Евангелие на картине художника А. Позднеева".
  • НБ.
    Не очень понимаю,почему Вы не подписались своим обычным именем, поставили бы фамилию, что ли? Чего Вы боитесь, НКВД нет и в помине? Предполагаю что Вы- обычный трус, каких на форумах немало.Я, в отличие от Вас и Вашей дежурной иронии, подписываюсь своей фамилией, ничуть не стесняюсь своего отца, а более того, люблю его и уважаю,как фронтовика и профессионала. И Бологова вполне уважаю. Только понимаю разницу талантов: его и Курбатова.В отличие от Вас. И еще, замечу, есть такая талантливая поэтесса-Белла Ахмадулина, ее отец в прошлом -номенклатура столичного НКВД, и она является потомком известного друга и соратника Ленина в Пскове - Александра Стопани. Но она стесняется своих родственников. Ничуть не сомневаюсь, что и Вы - пламенный потомок наших революсионеров. Судя по почерку.
  • >>> НБ. (20:40 05.12.2004):
    НБ.
    Не очень понимаю,почему Вы не подписались своим обычным именем, поставили бы фамилию, что ли? Чего Вы боитесь, НКВД нет и в помине? Предполагаю что Вы- обычный трус, каких на форумах немало.Я, в отличие от Вас и Вашей дежурной иронии, подписываюсь своей фамилией, ничуть не стесняюсь своего отца, а более того, люблю его и уважаю,как фронтовика и профессионала. И Бологова вполне уважаю. Только понимаю разницу талантов: его и Курбатова.В отличие от Вас. И еще, замечу, есть такая талантливая поэтесса-Белла Ахмадулина, ее отец в прошлом -номенклатура столичного НКВД, и она является потомком известного друга и соратника Ленина в Пскове - Александра Стопани. Но она стесняется своих родственников. Ничуть не сомневаюсь, что и Вы - пламенный потомок наших революсионеров. Судя по почерку.
    А автором фразы "по мощам и елей" является не Патриарх Тихон. Не надо бы употреблять достойного имени всуе в таком разговоре.
  • литератор
    Патриарх Тихон, когда ему сообщили,, что чучело лысого в мавзолее плавает в прорвавшейся канализации, ответствовал мудро: "По-мощам и елей..." Официальный сайт Российского Дворянского Собрания http://www.rds.org.ru/disc/index.phtml?tema=0&look=view&last=1&id=958922081&year=0&month=0 и многие другие ссылки. Впрочем, если уточните, - пожалуйста сообщите. НБ И в каком "таком разговоре"? Вы полагаете его чем-то особенным? Чем-же? И что Вы требуете мою фамилию? Мы ведь на форуме. Вы подписались под своей статьей, чем тут гордиться? Под своими статьями я тоже подписываюсь. А здесь - на форуме - элемент игры, уж потерпите. Ну а "дело НКВД живет", вот хоть бы и в Вашей гордости, хоть и не побеждает. Крови, впрочем, как всегда - вдоволь по стране льется и конца этому горю не видно. Насчет таланта Бологова и Курбатова, что Вы разницу понимаете, а я нет, - так это верно - не понимаю разницы, ибо нет ее. Только от Бологова польза обществу есть чрез "Скобаря", а у Курбатова одно самовлюбленное словоблудие. Как и у Проханова. Ну Проханов чуток позабористей, это да. Возможно, Вас, как женщину, витееватость слога сблазняет. Ну так это простительно: "Женщины они ведь ушами любят". Ваше право гордиться своим отцом, как отцом, - это святое дело. И в органах были Люди, как исключение. Но если как сотрудником НКВД... У Ахмадулинной поучитесь. Она, чай, не чета ни Вам, ни Курбатову, ни Проханову, ни прочим партиотам от ЧК!
  • Мария Козлова
    Уважаемая НБ! Прочла у Вас о том, что Вы встречались с Ю.Курановым и А.Козловым, не могли бы Вы рассказать мне об этом поподробнее? Я сейчас издаю книгу об отце, и мне очень интересны Ваши воспоминания. В середине марта открывается выставка А.Козлова в Москве (к 80-летию. Мария Алексеевна Козлова.
  • Марине Козловой
    Марина, я с ним виделась два раза за гостеприимным столом Курановых. Мне тогда было двадцать лет. И я не могу определенно говорить о нем как личности, характере, таланте и т.п.Но впечатления таковы:типичный русский талант, дервенский и аристократический человек одновременно, глубокого ума, широты натуры. Довольно интересный пейзажист. Сейчас таких "типов" уже нет, только если среди "уходящей натуры". Он не производил впечатление трагического человека, но сложного и непростого -точно. Спросите, у Курбатова. Он гораздо лучше меня его знал. С уважением: НБ.
  • Марии
    Уважаемая Мария, простите меня за ошибку в Вашем имени - это я по аналогии с дочерью Куранова -Мариной так увидела и Ваше имя. Извините.
  • полина чижевская
  • полина чижевская
    >>> полина чижевская (23:17 15.11.2008):
    полина чижевская
    ищу марию козлову. мы познакомились в калининграде,когда проходила выставка алексея никифоровича. ищу книгу про её отца. кто знает- помогите,пожалуйста!
  • полина чижевская
    >>> полина чижевская (23:21 15.11.2008):
    полина чижевская
    ищу марию козлову. мы познакомились в калининграде,когда проходила выставка алексея никифоровича. ищу книгу про её отца. кто знает- помогите,пожалуйста!
    маша! если прочла -откликнись! polina.igor@gmail.com
  • квазипуд
    Умора! Презентация "искренности" НБ - как бы она не боится подписываться с в о е й фамилией. А на самом-то деле это, что называется, девичья фамилия. Ей бы "по чесноку" надо подписываться НШ !!!
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...