В ОБХОД

ПСКОВА

Как строится

2-я очередь

псковской

объездной

К концу 2019 года должна быть построена трасса, которая на языке официальных документов именуется «вторым пусковым комплексом Северного обхода Пскова», в народе — продолжением «псковской объездной». Работы начались в конце 2016 года. Губернатор Андрей Турчак уже назвал эту стройку, а также возведение путепровода в Великих Луках, дорожными «проектами десятиелития». Но на самом деле их история гораздо длиннее.

Варианты строительства объездной. Вторая половина 90-х годов XX века. Вырезка из газеты «Вечерний Псков», 1998 год

Идея строительства псковской объездной дороги родилась ещё полвека назад. Уже к 1983 году было выполнено технико-экономическое обоснование и рабочий проект первого элемента объездной — Северного обхода Пскова протяжённостью 18 км.

 

В последние годы существования Советского Союза реализовать проект так и не удалось, но при строительстве монумента дружине Александра Невского на горе Соколиха подъезд к нему длиной почти 2 км был спланирован так, чтобы в будущем стать частью объездной. Однако в 1995-96 годах муниципалитет отдал земли, на которых была спланирована трасса, под частную застройку. В результате к концу 90-х готов, когда проект реанимировали (он попал в президентскую программу «Дороги России»), пришлось разрабатывать альтернативный маршрут: в нём дорога проходила не по юго-восточной, а по северо-западной оконечности Соколихи.

Строительство первой очереди Северного обхода началось только в 2002 году и продолжалось 5 лет. Дорога была открыта 1 ноября 2007 года. Первый фрагмент планируемой объездной дороги соединил федеральную трассу М-20 Петербург — Киев (сейчас Р-23 Петербург — Псков — Невель — граница с Республикой Беларусь) с дорогой Р60 Псков — Гдов — Сланцы — Кингисепп. Это позволило значительно разгрузить центр Пскова, Крестовское шоссе, улицы Николая Васильева и Советской Армии от транзитного транспорта.

Эта дорога стала первой в Псковской области с ограничением скорости в 120 км/ч.

 

Первая очередь Северного обхода имела протяженность 10,1 км и включала в себя мосты через реку Пскову, соединивший район Козий Брод с территорией Писковичской волости Псковского района, и реку Милевку, а также путепроводы над автодорогой Псков - Козий Бор через железную дорогу Санкт-Петербург - Псков, одну транспортную развязку в разных уровнях на пересечении автодороги Псков - Ваулины горы - Торошино, а также 7 пересечений и примыканий в одном уровне.

 

На строительство дороги было потрачено 668,4 млн рублей, из них 77,7 млн рублей — из средств регионального бюджета.

Продолжению проекта строительства псковской объездной помог визит в Псков 23 мая 2011 года в тот момент премьер-министра Владимира Путина. На встрече главы кабмина с псковскими общественниками лидер движения «Убитые дороги Пскова» Александр Васильев (который вскоре после той встречи вступил в создававшийся Общероссийский народный фронт и стал депутатом Госдумы) попросил Путина посодействовать строительству второй очереди Северного обхода. Премьер-министр пообещал обсудить этот вопрос с губернатором Андреем Турчаком, после чего проекту был дан зелёный свет.

Через несколько недель, 10 июня, Андрей Турчак провёл рабочую встречу с министром транспорта РФ Игорем Левитиным, который подтвердил договорённости о завершении Северного обхода. Регион должен был подготовить проектно-сметную документацию и выкупить земельные участки, по которым пойдёт дорога, а основное финансирование должно было лечь на федеральный бюджет.

 

В том же года областная администрация заказала конкурс на разработку проектной документации для строительства новой трассы с максимальной ценой контракта в размере 152,1 млн рублей, который выиграл петербургский «Институт «Стройпроект», известный работой с самыми сложными транспортными объектами.

 

Уже в феврале 2012 первоначальные проект второй очереди Северного обхода был представлен членам градостроительного совета Пскова и получил положительные отклики. При этом на совете был одобрен первый из семи предложенных вариантов моста через Великую — балочный, со сталежелезобетонным пролётным строением и стоечными V-образными опорами.

Однако в последующем процесс застопорился. Псковская область несколько раз направляла в правительство заявки на финансирование работ. Лишь после того, когда строительство дороги было включено в программу подготовки к проведению в Пскове в 2019 году XXXIX Международных Ганзейских дней, губернатор Андрей Турчак договорился с руководителем Росавтодора Романом Старовойтом о поддержке повторной заявки региона на получение средств, которая была подана в феврале 2016 года.

Старт строительства второй очереди Северного обхода Пскова был дан 13 сентября 2016 года. Неподалёку от посёлка Уграда возле федеральной немагистральной трассы А212 Псков - Изборск был установлен памятный камень.

 

Тогда же родилась инициатива объявить конкурс на название нового моста через Великую, который проводился на странице госкомитета по транспорту в соцсети «Вконтакте».

Изначально звучали самые разные предложения. Депутат Госдумы Александр Васильев, например, предлагал назвать мост Президентским… Однако во второй тур голосования прошли варианты «Довмонтов мост», «Северный мост» и «Мост воинской славы». В итоговом голосовании приняли участие 5324 человека: с результатам в 2244 голоса победил вариант «Северный мост».

В целом, все последующие процессы, связанные с реализацией проекта, также проходили максимально прозрачно и открыто. Транспортный госкомитет ввёл практику регулярных отчётов о проделанных на стройплощадке работах. Была создана общественная наблюдательная комиссия, которая контролирует ход строительства и сопутствующие вопросы. Например, в конце мая члены комиссии утверждали чертежи ограждений для моста с изображением герба Пскова.

Занимаются мониторингом работ и активисты движения «Убитые дороги»:

Строительная длина

8

736

км

м

Число полос для движения

4

Ширина разделительной полосы

2

75

,

м

Ширина обочины

3

75

,

м

Длина моста через Великую

403

7

,

м

Проект в цифрах

Генеральным подрядчиком строительства выступает ООО «Технострой». Общая стоимость работ оценивается в 6 млрд 750 млн 707 тысяч 958 рублей.

 

К июню 2017 года на транспортной развязке Псков-Гдов:

  • выполнен монтаж водопропускных гофрированных и дренажных труб под съездами развязки;
  • устраивается земляное полотно съездов развязки;
  • выполнены работы по монтажу подземных пешеходных переходов из ж/б труб;
  • устраивается временная объездная дорога - ведутся работы по устройству песчано-подстилающего слоя дорожной одежды, ведется отсыпка основания из щебеночно-песчаной смеси.

 

На участке строительства моста через реку Великая:

  • закончена сборка технологической эстакады моста на правой берегу;
  • ведутся работы по устройству монолитного тела опоры №1;
  • на опоре № 2 ведутся работы по подготовке устройства фундамента.

 

На левом берегу р. Великой осуществляются работы по подготовке территории и передаче фронта работ для продолжения строительства моста.

 

Кроме того, ведутся работы по подготовке территории строительства путепровода на участке ПК 33+72: планируются к переустройству сети канализации, воздушной линии электропередач и сети связи).

 

На путепроводе ПК 56+63 ведутся работы по устройству монолитного тела опоры №2. Также госкомитет по транспорту ведёт работы по подготовке территории строительства для устройства опоры № 1 путепровода.

 

Также идет подготовка к переустройству воздушных линий электропередач, газопровода высокого давления и наборной бытовой канализации. В настоящий момент выполнены работы по переустройство воздушных линий электропередач ВЛ-10кВ на ПК 27+78, а работы по переустройству ВЛ-10кВ на ПК 25+52 продолжаются.

Всего к концу июня у подрядчиков были приняты работы на сумму 420,8 млн рублей.

 

В целом в 2017 году, согласно графика, планируется завершить:

  • Устройство временной объездной дороги на Псков-Гдов-Сланцы с асфальтобетонным покрытием;
  • Переустройство 11 воздушных линий электропередачи: ВЛ-10 кВ, 110 кВ, 330 кВ;
  • Переустройство газопровода на ПК 23 (Псков-Писковичи-Муровицы), ПК 85 (вдоль А-212);
  • Переустройство сетей водопровода и канализации на ПК 33 (д.Родина);
  • На мосту через реку Великая: соорудить опоры №1, №2, №3, №6; приступить к опоре №5, устроить трубошпунт для сооружения опор №4, №5, а также соорудить эстакаду на правом и левом берегу реки Великая, заготовить материалов для сталежелезобетонного пролетного строения.
  • Сооружение опоры №2 путепровода ПК 56+63 (а/д Родина-Наволок):
  • Сооружение опор путепровода ПК 07+24 (Псков-Гдов-Сланцы):
  • Устройство водопропускных труб по основному ходу на 3,5 км и развязке Псков-Гдов-Сланцы
  • Возведение насыпи земляного полотна основного хода, дренирующего слоя, слоя основания из щебеночно-гравийного материала общей протяженностью 5 км.
Рейтинг@Mail.ru

Продолжению проекта строительства псковской объездной помог визит в Псков 23 мая 2011 года в тот момент премьер-министра Владимира Путина. На встрече главы кабмина с псковскими общественниками лидер движения «Убитые дороги Пскова» Александр Васильев (который вскоре после той встречи вступил в создававшийся Общероссийский народный фронт и стал депутатом Госдумы) попросил Путина посодействовать строительству второй очереди Северного обхода. Премьер-министр пообещал обсудить этот вопрос с губернатором Андреем Турчаком, после чего проекту был дан зелёный свет.

Однако в последующем процесс застопорился. Псковская область несколько раз направляла в правительство заявки на финансирование работ. Лишь после того, когда строительство дороги было включено в программу подготовки к проведению в Пскове в 2019 году XXXIX Международных Ганзейских дней, губернатор Андрей Турчак договорился с руководителем Росавтодора Романом Старовойтом о поддержке повторной заявки региона на получение средств, которая была подана в феврале 2016 года.