Псков, наряду с Новгородом, считается прародиной российского парламентаризма. Как известно, вплоть до окончательного присоединения города к Великому княжеству Московскому в 1510 году значительную роль в управлении им играло Вече – собрание горожан, на котором коллективно обсуждались общегородские дела и проблемы. Вече избирало посадников и сотских, а также управляло отношениями между различными слоями горожан, регулировало вопросы торговли, объявляло войну и заключало мир.
Вечевые собрания в Пскове происходили у Троицкого собора под открытым небом по зову большого колокола, который висел на Троицкой звоннице. Трибуной служило возвышение, куда вели ступени. Полагают, что на нем находился деревянный помост, с которого князь и посадники обращались к участникам Веча.
Решения на вече принимались не голосованием, а криком. Вечевой дьяк записывал решения Веча в грамоты, к которым пришивались свинцовые печати с изображением барса и надписью «Печать государства Псковского».
Судя по всему, участие в Вече принимали далеко не все псковичи, так как размеры вечевой площади были невелики. Как правило, участниками вечевых собраний были бояре, а также представители «черных людей», купцов и ремесленников, живших на городской территории.
Словосочетание «Псковская городская Дума» появилось в конце XVIII века.
Дума в Пскове была создана на основании «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи», изданной императрицей Екатериной II 21 апреля 1785 года. Грамота делила городских избирателей на шесть групп (разрядов), каждая из которых выбирала гласных (депутатов) в Общую Думу, которая в свою очередь создавала так называемую Шестигласную Думу, состоявшую, помимо городского головы, лишь из шести гласных (по одному человеку из каждого разряда).
Первое заседание «выбранных к составлению Городской и Шестигласной дум гласных» состоялось 28 мая 1789 года. Впрочем, позднее Общую Думу в Пскове создавать не стали, и горожане перешли к прямым выборам городского головы и шести гласных из купцов и домовладельцев. В полномочия этого органа входили рассмотрение проектов обустройства города, налоговая политика, формирование бюджета города, регламентация правил торговли.
В 1917 году, после Февральской революции, псковская Дума была избрана по партийным спискам. В ней были представлены эсеры, социал-демократы, большевики, кадеты, прибалтийские революционные социал-демократы, беспартийные домовладельцы и торговцы, латышско-эстонские националисты-демократы. В январе 1918 года Псковская городская Дума была упразднена.
«Вся власть Советам!» - гласил один из главных лозунгов в СССР. По сути, декларировался приоритет выборных органов власти. Впрочем, на одной шестой суши на семьдесят с лишним лет местное самоуправление в классическом смысле де-факто отсутствовало.
Ситуация начала стремительно меняться по мере «углубления и расширения» Перестройки. Псковский городской Совет, избранный в 1990 году, был уже действительно похож на реальный парламент. Входившие в его состав 150 (!) депутатов были объединены в несколько «фракций», а вопрос о назначении его председателя не решился автоматически, как это было раньше, в обкоме или горкоме КПСС: партийным боссам пришлось вести переговоры с народными избранниками.
В итоге, начиная с 1991 года горсовет уже вовсю воевал с назначенным Борисом Ельциным главой Псковской области Анатолием Добряковым, отказываясь исполнять на территории города распоряжения последнего. Впрочем, этот «праздник непослушания» длился не долго. После октябрьских событий 1993 года «советская система» в Российской Федерации была окончательно демонтирована, а Советы всех уровней — распущены.
Не стал исключением и Псковский городской Совет.
Выборы депутатов нового представительного органа – Псковской городской Думы – состоялись 18 февраля 1996 года, одновременно с выборами мэра Пскова (им стал Александр Прокофьев).
Первый созыв гордумы Пскова насчитывал 17 депутатов, избранных по одномандатным округам. Они вошли в состав трех комитетов (по законодательству и социально-правовым вопросам, по экономике, бюджету и налогам, по проблемам образования, культуры и здравоохранения) и двух комиссий (контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической).
Профессиональный расклад в городской Думе первого созыва был следующим: 3 предпринимателя, 5 представителей сферы образования, 3 сотрудника здравоохранения, 3 кадровых военных, 1 военный пенсионер, 1 работник ЖКХ и 1 представитель партийной структуры.
Генерал-майор запаса, бывший командир 76-й дивизии ВДВ Юрий Соседов, которого администрация города видела председателем Думы, потерпел поражение в борьбе за этот пост, уступив директору фирмы «Псков-Лада» Виктору Асадчему.
Последний, впрочем, работал в гордуме на неосвобожденной основе, продолжая руководить собственным бизнесом, что не могло не сказываться на качестве управления представительным органом.
Первый созыв псковской Думы запомнился острыми конфликтами и скандалами: в условиях, когда спикер разрывался между делами компании и городского парламента, усилились позиции управляющего делами Думы Геннадия Семенкова. Последний, в свою очередь, благоволил одному из депутатов — одиозному даже по тем временам политику, представителю националистических взглядов, председателю Псковского областного отделения «Русской партии» Вадиму Гузинину.
Дошло до того, что группа депутатов потребовала увольнения Семенкова. И хотя в итоге он отделался строгим выговором, Дума приняла специальное постановление, запрещающее использование ее материальных ресурсов для политической деятельности.
Впрочем, параллельно депутаты первого созыва успешно решали сложные политические и хозяйственные вопросы, без всякого преувеличения определившие вектор развития Пскова на годы вперед.
В частности, ими был принят Регламент Думы, Устав города Пскова. Согласно последнему избираемый населением мэр города осуществлял как представительские, так и хозяйственные функции. Любопытно, что в процессе обсуждения Устава предлагался альтернативный «двуглавый» проект, согласно которому разводились функции главы администрации города и главы местного самоуправления. Забегая вперед стоит сказать, что спустя 10 лет, в 2006 году, именно она была принята в Пскове в рамках очередной реформы системы местного самоуправления.
Чрезвычайно важное место в деятельности городской Думы первого созыва занимала работа по организации муниципальных предприятий и реприватизации тех объектов ЖКХ, которые уже успели перейти в частные руки.
Так, благодаря депутатам псковские «Тепловые сети» вновь стали муниципальным предприятием. Кроме того, была отменена приватизации 49% акций «Псковского хлебокомбината». Первым созывом городской Думы было принято решение об организации муниципального телевидения, результатом чего стало создание телекомпании «Телеком».
Гордума первого созыва должна была стать «переходной»: она изначально избиралась лишь на два года. Так что уже в 1998 году псковичей ожидали выборы депутатов второго созыва городского парламента. В него вошли 9 человек из предыдущего состава представительного органа. Еще один думец из первого состава, Игорь Савицкий, перешел в «высшую лигу», став депутатом Псковского областного Собрания.
Спикером стал Леонид Трифонов, директор Псковского педагогического комплекса, уже имевший опыт работы в первом созыве: в нем он был председателем комитета по проблемам образования, культуры и здравоохранения.
Заметным участником парламентского процесса стал заведующий гарнизонного Дома офицеров Иван Цецерский, обошедший на выборах Юрия Соседова.
«Все получилось очень просто. Ко мне пришли ветераны Вооруженных сил и предложили баллотироваться в местное самоуправление. Пообещали помочь и поддержать... К их мнению я прислушивался и не смог отказать в такой настойчивой просьбе… Хочу признаться прямо: во многом эта победа была заслуга наших ветеранов. Тогда мы не знали о каких-то специальных политтехнологиях, особых приемах влияния… Они разбились на пятерки, и каждая взяла под свою персональную опеку дом, где жили сами. Так, методом проб и ошибок, выстраивалась наша предвыборная политика», — рассказывал Иван Цецерский в одном из интервью.
Иван Цецерский, наряду с Владиславом Левченко и Сергеем Лобахиным, стал одним из лидеров думской оппозиции, в противостоянии между мэром города Александром Прокофьевым и губернатором области Евгением Михайловым поддерживавшей последнего. В конечном итоге это способствовало поражению Прокофьева на выборах мэра в 2000 году и избранию на этот пост Михаила Хоронена.
Выборы третьего созыва Псковской городской Думы состоялись 31 марта 2002 года. Впрочем, сформировать представительный орган с первого раза не удалось: были избраны только 11 депутатов из 17 и Дума, согласно Уставу и Регламенту, не могла начать работу из-за отсутствия кворума. В результате более чем на полгода был продлен срок полномочий городской Думы второго созыва.
Причиной парламентского кризиса стали низкая явка избирателей и высокий уровень протестного голосования. В результате, повторные выборы проводились еще 26 мая и 29 сентября 2002 года, 14 марта 2004 года и 27 марта 2005 года. И, к примеру, депутат от одномандатного округа № 3 был избран только с четвертой попытки.
В новый состав городского парламента вошли 6 депутатов из Думы предыдущего созыва, в том числе Иван Цецерский и Леонид Трифонов. Последний вновь стал председателем гордумы. Впрочем, для этого потребовались длительные консультации с руководством КПРФ, видевшем на этом посту Николая Лыжина.
В итоге депутаты-коммунисты Николай Лыжин и Альберт Бессмертный стали заместителями спикера Думы.
Важной движущей силой развития политической ситуации в регионе стало противостояние между городскими и областными властями. И гордума, в которой сформировалась мощная антимэрская коалиция, играла в этом процессе серьезную роль.
Причем, ситуация не изменилась и после состоявшихся в 2004 году выборов губернатора региона. Михаил Кузнецов, сменивший на посту главы области Евгения Михайлова, начал еще более жестко и последовательно наступать на позиции Михаила Хоронена, опираясь на городских депутатов.
Важной вехой в этом противостоянии стало принятие нового Устава Пскова, приведенного в соответствие с требованиями реформы местного самоуправления. Несмотря на сопротивление городской администрации и части общественности, был принят вариант, по сути, уже озвучивавшийся в 1996 году. Согласно утвержденной в 2006 году схеме, главу города, выполняющего представительские функции, депутаты (их число увеличилось до 25) избирают из своего числа, а руководство городским хозяйством осуществляет нанятый по контракту глава администрации, в определении кандидатуры которого принимает участие администрация области, представляющая 50% представителей в конкурсную комиссию.
Все эти нововведения коренным образом изменили ситуацию в городе после избрания четвертого состава Псковской городской Думы 11 марта 2007 года.
В него вошли лишь 10 человек из предыдущего созыва. При этом Леонид Трифонов избраться не смог, и пост председателя Думы занял крупный псковский предприниматель Ян Лузин, которому удалось провести в представительный орган внушительную команду депутатов из числа своих сотрудников и партнеров по бизнесу. По сути, в соответствии с новыми положениям Устава Пскова Лузин стал главой города, сосредоточившим в своих руках представительские функции.
В 2009 году, когда истекли полномочия Михаила Хоронена на посту мэра, остро встал вопрос о том, кто возглавит городское хозяйство. Интересы депутатского большинства и губернатора Михаила Кузнецова, до той поры совпадающие, резко разошлись. Глава региона не желал видеть на посту руководителя администрации (сити-менеджера) Пскова ни Яна Лузина, ни Ивана Цецерского. На эту должность он активно продвигал собственного кандидата – Вениамина Пинхасика.
Жесткий клинч, в который вошли областные власти и гордума, был неожиданно разрешен вмешательством внешнего фактора: в феврале 2009 года Кузнецов был вынужден уйти в отставку, новым главой области президент РФ назначил Андрея Турчака. Новоиспеченный губернатор, не заинтересованный в продолжении конфликта, сделал команде Яна Лузина внушительный политический аванс. Лузин, как и хотел, занял должность главы администрации Пскова, сложив депутатские полномочия. А главой города и председателем гордумы стал Иван Цецерский.
В августе 2010 года новым сити-менеджером Пскова стал Петр Слепченко, ставленник Андрея Турчака (Ян Лузин перешел на должность вице-губернатора Псковской области, курирующего вопросы строительства и ЖКХ, но занимал ее лишь полгода, после чего вновь вернулся в большой бизнес).
Со временем отношения между Слепченко и депутатами гордумы несколько накалились. И хотя в публичном поле по-прежнему звучали заверения о готовности конструктивного сотрудничества, некоторые инициативы сити-менеджера откровенно торпедировались парламентариями.
4 марта 2012 года был избран пятый состав Псковской городской Думы. Причем выборы проходили по принципиально новой, смешанной модели: одномандатным округам (их число сократилось до 12) и партийным спискам.
Во всех двенадцати одномандатных округах победителями стали кандидаты от партии «Единая Россия». По партийным спискам за партию «Единая Россия» проголосовали 46,33% избирателей, за КПРФ – 24,23%, за партию «Справедливая Россия» – 9,08%, за «Яблоко» – 9,16%, за ЛДПР – 7,96 %. В результате, в псковской гордуме пятого созыва 19 депутатских мандатов из 25 получила партия «Единая Россия», КПРФ – 3, а «Яблоко», «Справедливая Россия» и ЛДПР по одному мандату. Главой города Пскова вновь стал Иван Цецерский, избиравшийся в Думу уже в четвертый раз подряд и ставший главным «политическим долгожителем» городского парламента.
Столь разнообразный партийный состав заставил наблюдателей говорить о том, что псковская Дума претендует на то, чтобы снискать славу «места для дискуссий». Впрочем, принадлежность к различным партиям не мешала думцам находить общий язык и компромиссы. Жаркие дебаты при принятии вопросов непосредственно на заседаниях Думы ушли в прошлое: наиболее значимые пункты повестки дня всесторонне обсуждаются и прорабатываются на комитетах и непосредственно на сессии уже не вызывают споров.
Что касается отношений депутатов с сити-менеджером, то они складывались далеко не однозначно. В мае 2012 года Петр Слепченко досрочно сложил полномочия главы администрации города, мягко говоря, не сработавшись с главой Пскова и депутатским большинством.
После этого вопрос о назначении нового сити-менеджера был полностью отдан на откуп Думе: региональные власти демонстративно дистанцировались от этого процесса, не выдвигая своего ставленника и не высказывая каких-либо симпатий или антипатий. В результате, в июле 2012 года администрацию Пскова возглавил Игорь Чередниченко: пскович, имевший на тот момент опыт работ первым вице-губернатором Камчатского края (в том числе и это позволило ему стать фаворитом комиссии по определению кандидатуры сити-менеджера).
Впрочем, очень скоро стало ясно, что ни региональная администрация, ни думцы с Чередниченко также не ужились. И после ряда публичных конфликтов и скандалов в июне 2013 года он также ушел в досрочную отставку с поста сити-менеджера.
В результате, в июле того же года главой администрации Пскова депутаты назначили Игоря Калашникова, который ради этой должности оставил выборный пост главы Великолукского района (в 2011 году он был избран с результатом 85,95% голосов). Калашников для депутатов был человеком не новым: в 2009-2010 годах он являлся первым заместителем Яна Лузина в бытность того псковским градоначальником. Так что, похоже, компромисс был наконец-то найден. По крайней мере, ни о конфликтах между главой администрации и думой, ни о противостоянии между городом и областью речь уже давно не идет.