Историк, эксперт проекта «Без срока давности» Борис Ковалев назвал «излишнюю политкорректность» причиной отсутствия наказания эстонских карателей за преступления, которые они совершали на территории Псковской области в годы Великой Отечественной войны.
«Мы можем говорить еще об одной трагической странице советской истории. Когда в 40-х годах абсолютное большинство бывших карателей пряталось в лесах, так называемые лесные братья. Советское военное руководство, органы безопасности боролись не только методами «кнута», но и методами «пряника». Потому что была поставлена глобальная задача не «зачистить» Эстонию, а как-то вывести ее в братскую семью советских народов. Поэтому я видел крайне любопытные документы, когда те же самые каратели, совершавшие преступления на территории Псковщины, потом оказавшиеся в «лесных братьях», потом где-нибудь году в 51-52-м выходившие из леса, заявляли о том, что они эти преступления не совершали, о том, что они просто прятались в лесу. Зачастую почему по отношению к ним не возбуждалось никаких дел? Это было, как тогда казалось нашим властям, неправильно с пропагандистской точки зрения», - заявил Ковалев.
По его словам, тогда властям показалось, что будет лучше, если будет объявлено, что раскаявшийся бывший «лесной брат» работает в колхозе и прочее. «Вот эта излишняя политкорректность, стремление как-то успокоить Прибалтику и привела к тому, что эти зерна зла были загнаны так глубоко», - заключил Борис Ковалев.
Посольство России в Эстонии подчеркивает, что в республике до сих пор не прекращается чествование нацистских пособников и возведение их в ранг героев. В связи с этим в своем Telegram-канале дипломаты посчитали нужным напомнить о документально подтверждённых фактах злодеяний эстонских националистов, проводивших жестокие карательные акции на территории Псковской области.
Согласно рассекреченным материалам из ведомственных архивов в рамках проекта «Без срока давности» в период Великой Отечественной войны на оккупированной нацистской Германией территории современной Псковской области действовали 37 полицейских батальонов, сформированных в том числе из эстонцев, которые занимались карательной деятельностью против партизан и гражданского населения.
22 октября 1943 года эстонские каратели приняли участие в расстреле партизан и мирных советских граждан в деревне Ланева Гора. Там же более 50 жителей деревни были заживо сожжены в собственных домах. Среди погибших от рук карателей более половины были несовершеннолетние дети возрастом от одного года до 14 лет.
Из показаний Лепметса, служившего карателем в Моглинском концлагере, а после войны примкнувшего к «лесным братьям»: «Для устрашения заключенных было расстреляно пять или шесть арестованных. Расстреляно было четверо или пятеро цыган. Весной 1943 года в Пскове расстреляли 20 человек, по национальности евреев и цыган, женщин и мужчин вперемешку. Когда приехали на место, то заключённым приказали выйти из машины и отвели на 100-150 метров, где производился расстрел».
Как следует из рассекреченных материалов уголовного дела, за зиму 1941–1942 годов от холода и голода в концлагере в Моглино из 280 человек осталось в живых около 20. В лагере содержались русские, украинцы, евреи и цыгане.
После освобождения Псковской области от немецких оккупантов летом 1944 года злодеяния нацистских преступников и их пособников расследовала специальная областная комиссия. По данным комиссии, всего в Псковском районе было сожжено 325 деревень из 406.
Псковский областной суд признал нацистские преступления, совершенные на оккупированной в период с июля 1941 года по август 1944 года территории Псковской, Великолукской области (с 2 октября 1957 года Псковской области) нацистскими оккупационными властями и их эстонскими пособниками в годы Великой Отечественной войны, военными преступлениями против человечества и геноцидом народов Советского Союза.