PRO образование и про EDU (cation)

Круглый стол финала Всероссийского конкурса СМИ "PRO-образование" начался "с плохого". Пресс-секретарь и помощник руководители Рособрнадзора Сергей Шатунов так и предупредил: "Начну с плохого", - и напустился на журналистов, которые, по его мнению, оказались "так же инертны, как и сама отечественная система образования".

(Продолжение. Начало в "Своя среди "чужих" и бойко-великих").

Сергей Шатунов.

"Я внимательно прочитал все работы, которые были присланы на конкурс, - доложил он 80 финалистам. – Они очень слабые. Ну очень. Мне только одна история понравилась – это псковская история. Всё остальное, честно говоря, никак".

 

"Я не знаю, присутствуют ли здесь псковичи… - и он стал вглядываться в нахмурившиеся лица моих коллег из других регионов, пока не заметил одну-единственную улыбку до ушей. – И я не знаю, победят ли псковичи в этом конкурсе. Я только хочу передать им свой респект!" (После этих слов мы с ним, как заговорщики, обменялись из противоположных углов зала кивками).

 

Потом все другие финалисты "PRO-образования-2010", естественно, подходили ко мне и спрашивали: "И что же вы ТАКОЕ отправили на этот конкурс?" Рассказываю. В марте мы опубликовали на сайте ПАИ "ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО заведующих детскими дошкольными учреждениями", которые возмущались "развёрнутой кампанией" по обвинению их в коррупции и взяточничестве. А потом два месяца внимательнейшим образом следили за развитием событий. Получилась, и правда, целая история - про "Чебурашку" и "Ревизора". Тронувшая, как теперь выяснилось, даже высокопоставленного федерального чиновника.

 

На авось-ку

А между тем, журналисты из других региональных СМИ зажигали на этом конкурсе не по-детски, хотя и с помощью детей. Потому что в финал вышли не только взрослые, наподобие "Учительской газеты", СМИ, но и детские – не менее популярные и даже влиятельные у себя в субъектах.

 

Оказывается, и в Подмосковье, и, например, в Удмуртии, буквально в каждой школе есть своё, детское, телевидение. И такие студии телевидения регулярно готовят собственные программы для местных эфирных каналов. Причём эти, как бы мультяшные, средства массовой информации развиваются столь бурными темпами, что перед Межрегиональной общественной организацией "PRO-образование" нынче поставили вопрос ребром: пора проводить федеральные обучающие семинары для руководителей лучших школьных газет и телестудий. А то подростки слишком рано начинают звездить в печати или в эфире и потом очень удивляются, что им не поступить на журфак.

 

Проблема, видите ли, в том, что у руля таких СМИ, как правило, стоят не журналисты, а педагоги (дополнительного образования). А им неведомо, какого труда на самом деле требует подготовка к интервью или написание "заметки про нашего мальчика". Вот они и портят нам будущих парфёновых почём зря, развивая в них самолюбование, а не привычку к каторжному журналистскому труду.

 

Зато там, где детскими СМИ руководят профессионалы, подрастающее поколение журналистов учат главному: "От каждой вашей публикации или телепередачи хоть кому-нибудь должна быть польза". В результате в удмуртском городке Глазове с населением вполовину меньше псковского при поддержке муниципальной целевой программы (!) выходит удивительная детская газета "Авось-ка" с пронзительными и очень злободневными ребячьими статьями. Мне, например, дали почитать номер, темой которого стало рукоприкладство взрослых. Поверьте, это пробирает до костей.

 

В отличие от Рособрнадзора, я ещё к тому же нахожу совсем не "инертными" коллег из Норильска, которые думали-думали – да и придумали, как отметить Год учителя по-особенному. Они тоже не стали занудствовать на тему инноваций в образовании, а призвали своих земляков выбрать норильского Учителя года общими усилиями. Когда народ выдвинул кандидатов, газета "Заполярная правда" предложила каждому из номинированных педагогов сфотографироваться с тем предметом, который ему наиболее ценен. А потом проанкетировала их, меньше всего интересуясь их профессиональными принципами и подходами. Таким образом, 40 лучших норильских педагогов предстали перед своими учениками и их родителями в очень необычном ракурсе. А потом "Заполярная правда" устроила у себя на сайте открытое голосование и начала подтягивать спонсоров.

 

В итоге посещаемость этого сайта выросла в несколько раз, в голосовании приняли участие более 100 тысяч жителей Норильска, "Вконтакте" и на "Одноклассниках" сами собой образовались группы поддержки и обсуждения инициативы норильских журналистов, а спонсоры сбились с ног, предлагая редакции свои услуги. Победительницу этого конкурса норильские газетчики тоже решили удивить и ворвались к ней с подарками и тремя съёмочными группами прямо во время урока (заодно обрадовав учеников).

 

Осталось только добавить, что главным журналистским призом для норильского Учителя Года учителя стало путешествие на двоих в любую точку земного шара (любимица заполярной читающей публики в конце концов выбрала ГОА).

 

Но вот пресс-секретаря Рособрнадзора эта "история" почему-то не восхитила. Да и другие эксперты конкурса ничего интересного в ней не усмотрели. Вероятно, потому, что у каждого интерактивного СМИ теперь чуть ли не в обязательном порядке имеется какой-нибудь конкурс с голосованием, наподобие норильского. Разница только в том, насколько редакции бывают честны перед своими читателями, когда выбирают победителей.

 

Это я к тому, что экспертов конкурса "PRO-образование" на этот раз было крайне трудно чем-либо удивить. Так что остальные финалисты стали коситься на меня совсем не по-доброму и, в свою очередь, попытались наехать на чиновника Рособрнадзора.

 

Не так страшен ЕГЭ

Конечно же, больше всего претензий у них было к ЕГЭ: мол, почему там такие некорректные вопросы и кто их, собственно, сочиняет.

 

- Ну вы же журналисты-ы-ы-ы! – разочарованно протянул пресс-секретарь Рособрнадзора. – У вас должен быть пытливый ум! Вы просто обязаны были в каждом конкретном случае докопаться, какой именно вопрос показался выпускникам некорректным и кто его придумал. Тем более, что на сайте министерства есть список этих людей, и при желании можно всё, что вас интересует, уточнить. Приведу вам вчерашний пример. Андрей Макаревич вдруг тоже возмутился, что в КИМах (контрольно-измерительных материалах ЕГЭ – прим. Автора) какая-то беда со сталинскими репрессиями. Стали разбираться, откуда он свои "некорректные" вопросы взял. Оказывается, из неизвестно кем составленного пособия по ЕГЭ. Такие пособия у нас ведь издают теперь все кому не лень. Ученики их покупают – хрен бы с ними! Самое печальное, что и учителя такими пособиями пользуются. А потом они все вместе возмущаются. ТАК ВОТ ЧТО Я ВАМ СКАЖУ. По итогам ЕГЭ в 2009 году некорректными были признаны всего три вопроса. А в этом году – ни одного. При том, что ЕГЭ у нас проводился по 14 предметам и для каждого было составлено по 10 тысяч вопросов.

 

Но финалисты конкурса "PRO-образование" не сдавались и давай горевать по "самому лучшему образованию в мире", которое зачем-то гробят этим примитивным тестированием…

 

- А кто сказал, что оно у нас было самым лучшим? – деловито поинтересовался Сергей Шатунов.

- Макаренко.

- Ну так он когда жил?! Вы бы ещё рыбный обоз с Ломоносовым вспомнили! И потом, это были тридцатые годы. Если б Макаренко так не сказал, его бы просто расстреляли. Так что давайте использовать эту мантру про самое лучшее в мире образование в другом контексте. Сегодня у нас образование не лучшее и не худшее, а такое – какого мы заслуживаем. Уровень образования у нас упал не оттого, что мы ввели ЕГЭ. Мы просто изменили систему оценки знаний, и таким образом обнаружили, что он упал.

 

- Ну а почему тогда наша самая что ни на есть обыкновенная школьница переезжает с родителями в Бостон и становится там лучше ученицей штата и её даже включают в президентский кадровый резерв? – ехидно поинтересовались представители Норильска.

 

- А такая уж ли она обыкновенная? – парировал пресс-секретарь Рособрнадзора, намекая, что среднестатистическим россиянам как-то не особо улыбаются всякие там бостоны.

 

"И ещё учтите, что западная система образования тратит львиную долю времени на воспитание в учениках ответственности. Поэтому там никогда не услышишь от школьника, что учитель его нарочно "завалил" или злонамеренно держит в троечниках, потому что "не любит". А у нас всегда учитель виноват или система образования".

 

Если уж говорить откровенно, "во что мы вляпываемся с этим ЕГЭ", заметил изменившимся тоном Сергей Шатунов, то самой главной проблемой, по его мнению, является нехватка педагогических кадров. Вот почему из ЕГЭ по иностранному языку убрано испытание на произношение. Оказывается, в России нет необходимого количества грамотных преподавателей иностранного языка, которые могли бы оценить произношение выпускников школ.

 

По этой же причине ЕГЭ по иностранному языку в России ещё не скоро станет обязательным. Как и ЕГЭ по литературе или, например, по физике, за который ратуют жители российских наукоградов. Российские преподаватели физики – вообще "самые слабые" представители отечественного педагогического корпуса, поставил диагноз чиновник Рособрназдора.

 

"Вот в Грузии, к примеру, ввели обязательный выпускной экзамен по иностранному языку. Думаю, понятно почему, - рассказывает Сергей Шатунов. – Ну и как вы думаете, где они взяли столько преподавателей? Правильно, это американские волонтёры, которые работают в этой республике по международным грантам.

 

- Как только в вузы стали принимать по результатам ЕГЭ, студенты пошли какие-то скучные, - заметили журналисты, которые ещё вдобавок преподают. – Знания-то вы отшкалировали. Но разве можно отшкалировать таланты?

 

- Бросьте! Это когда у нас принимали в вузы за талант? И по каким критериям вы предлагаете выявлять самых талантливых? Для детей с выдающимися способностями существуют предметные олимпиады. Или творческие вступительные испытания. А там уж как кривая вывезет. Ну кто в моём родном Пермском пединституте знал, что я буду сейчас тут сидеть перед вами и, извините, понты кидать? Я всегда привожу такое сравнение. ЕГЭ не занимается разрисовкой матрёшек. Мы только следим за тем, чтобы школы выпускали для них качественные заготовки. И чтобы это были матрёшки, а не какие-нибудь там микки-маусы.

 

- А что делать с льготниками, которые заняли почти все бюджетные места в вузах?

 

- Не вина Министерства образования, что у нас 153 категории льготников. Как вы думаете, кто в нашей стране законами ведает? То-то же, Госдума. А теперь прикиньте, сколько там интересантов. Льготы незащищённым категориям выпускников на самом деле нужны, но не при поступлении, а после. Пускай они поступают в вузы на общих основаниях, а потом уже пользуются льготами. Дайте им бесплатное общежитие, бесплатный компьютер… ну я не знаю… чёрта лысого! И хватит по этому поводу дискутировать. Бейте своего законодателя!

 

- Планируется ли психологическая подготовка школьников к сдаче ЕГЭ?

 

- Расскажу как было в Сингапуре. У них итоговая аттестация школьников проводится каждый год. И вот однажды законодатели приняли решение снять с детей лишнюю стрессовую нагрузку и не проводить аттестацию в первых трёх классах. Родители тут же встали на дыбы: эдак их дети к четвёртому классу не выработают к экзаменам иммунитет! Понимаете, они считают, что прививку от экзаменов детям нужно делать каждый год. А у нас ЕГЭ только в одиннадцатом классе, хотя по-хорошему нужно устраивать такой же экзамен и в девятом, и в четвёртом. Ну бывает, у кого-то пошла носом кровь. Такое случалось и до ЕГЭ. Никаких суицидальных всплесков мы в связи с введением ЕГЭ не зафиксировали. Так что давайте не будем искусственно накачивать подростков.

 

…Пресс-конференция с Сергеем Шатуновым продолжалась два с половиной часа. Разумеется, большинству моих коллег из других регионов он не понравился: "слишком резкий", "слишком чиновник", "привык всех строить".

 

Когда у педагогов "белочка"

Ещё одним очень интересным выступающим на организованном для финалистов конкурса "PRO-образование" круглом столе оказалась главный специалист отдела проектов в сфере информатизации образования Национального фонда подготовки кадров Александра Серова. Тётенька, больше похожая на завуча младших классов, чем на сисадмина. Она рассказывала, как Интернет меняет педагогов. И как в тех регионах (например, в республике Татарстан), где каждого учителя давно уже обеспечили ноутбуком, у педагогов наступает "эффект белки".

 

Ну это когда белку никак не выманить из колеса, потому что "ей там комфортно". Вот то же самое с педагогами. Допустим, загнали их на обучающий семинар. Они там весь день сидели, маялись, а к вечеру начинают ныть, что устали. А потом приходят домой, залезают в Интернет – и до поздней ночи перетирают друг с другом те же темы, что и днём. Но уже не чувствуя никакого переутомления.

 

К тому же многие из них создают Вконтакте или в каких других социальных сетях сообщества и в своё личное время с удовольствием общаются там с учениками. В основном по предмету, но не только. Любопытно, что онлайн их ученики чувствуют себя более раскованными и обсуждают с учителями такие вопросы, которые не решаются задавать на уроке.

 

А в других регионах педагоги даже к интерактивной доске побаиваются лишний раз подойти.

 

Разумеется, более технически грамотными и обинтернеченными оказались учителя из труднодоступных уголков России. Им же на семинар в краевой центр и, тем более, в Москву лишний раз не слетать. Самим чиновникам иногда приходится по 8 часов кряду трястись на ящиках с рыбой, чтобы проверить, как педагоги какого-нибудь отдалённого населённого пункта обращаются с даденными им ноутбуками. Приезжают - а там у сельских учителей уже давно свой сайт и по 300 френдов со всего мира.

 

Журналисты спросили: а это ничего, что школам велено переходить с Windows на Linux? Ведь это получится, что в школе ребёнка учат одной компьютерной грамотности, а во взрослой жизни ему будет нужна совсем другая.

 

- Вы наступили на мою больную мозоль. Спасибо, - сказала Александра Серова. По её словам, насилие никогда не приводит к развитию. Она посоветовала школьным директорам поактивнее сотрудничать с Майкрософтом, который существенно снизил цену для школьных компьютерных классов. Тот же Windows теперь обходится школам чуть ли не по 8 долларов за компьютер. В любом случае, выбор должен быть за самими школами, считает Александра Серова. Если им по карману Windows, то почему бы и нет?

 

Напомню, финал конкурса "PRO-образование" проходил 1 декабря. И поэтому руководителя федерального пресс-центра Года учителя Ольгу Позднякову в это утро поздравили с наступлением зимы Года учителя. Она рассказывала нам, как этот год прошёл и как именно чиновники его пиарили. Например, объясняла, как проще всего "наводнить" всю страну соответствующей символикой. Это выпустить почтовую марку с эмблемой Года учителя!

 

Итог, по её словам, таков: если в начале Года учителя 5-7% публикаций о школе содержали в себе негативную оценку инноваций отечественной системы образования, то к концу года количество негативных журналистских высказываний о работе министерства снизилось до 0,3%.

 

Министр образования Андрей Фурсенко потом сказал на церемонии награждения, что наше, журналистское, слово куда весомей, чем его собственное.

 

В греческом зале, в греческом зале...

Чествовали нас в пафосном пятизвёздочном отеле "Золотое кольцо", где прямо в холле бьют фонтаны, а в густой тропической растительности прячутся гипсовые Венеры. Торжество было оформлено в древнегреческом стиле. Перед церемонией всем журналистом подарили "Этику" Аристотеля, а когда мы вошли в зал, то увидели там и самого Аристотеля с ассистентками в костюмах гесталок.

Ну правда что победителями в нашей номинации – "Лучшее информагентство, освещающее тему образования" всё равно стали РИА "Новости" да независимое информационное агентство PenzaNews. А в остальном мы все без исключения почувствовали себя настоящими триумфаторами. И на всех на нас в конце концов даже возложили лавровые венки, в коих мы и отправились на банкет.

Банкет тоже был роскошнейшим. С джазом. А сам Фурсенко – мало того, что пожал каждому из нас руку, так и ещё и обошёл со своим бокалом шампанского все столики и со всеми чокнулся. Но когда я распробовала угощенье, то в очередной раз загордилась родным городом. На вид вся еда в этом "Золотом кольце" была такая же красивая, как это бывает на фуршетах в Пскове. А на зуб… Как сказал бы Сергей Шатунов – "извините, ни о чём". Хотя привычные к суррогатам москвичи уписывали эту вычурную снедь за обе щёки. Оказывается, у меня на малой родине не только журналистика повкуснее, чем где-либо ещё, но и тарлетки, - подумала я.

 

Ещё один сюрприз ждал меня по возвращении в Псков. Я тут же нашла в Яндексе списанную с ПАИ чуть ли не слово в слово новость. Ну ладно, наши псковские конкуренты грешат этим сплошь да рядом. Но от победителей конкурса "PRO-образование" я такого, честно говоря, не ожидала. Самое обидное, что они зачем-то меня подредактировали: у меня в тексте Фурсенко "провозглашал" тост за журналистов, а у них – "поднял". Тоже мне победители. Не знают, что тост – это изречение и его не поднимают. Пришлось написать редактору этого сайта письмо и поздравить его с победой ещё раз - от себя лично.

Ольга Миронович, Псковского агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...