Иван Цецерский: Без пересмотра межбюджетных отношений не обойтись
Глава Пскова Иван Цецерский поддержал выступление депутата Псковского областного Собрания, создателя движения «Своё!» Александра Козловского о необходимости пересмотра межбюджетных отношений между регионами с низкой бюджетной обеспеченностью и федеральным центром.
«Инициатива Александра Николаевича продиктована его всё большим и большим погружением в проблематику муниципалитетов. Он всё больше и больше осознаёт ту величину задач, которые должны решать органы власти, используя финансовые инструменты. И безусловно радует, что он уже трезво понимает и оценивает, что без пересмотра межбюджетных отношений не обойтись, - отметил Цецерский. - Для меня это не ново, потому что и на заседаниях совета при президенте по местному самоуправлению, и на разного рода форумах глав муниципальных образований России, мы все - главы – поднимали именно тему пересмотра межбюджетных отношений в сторону увеличения отчислений федеральных налогов в местные бюджеты. Если города ещё более-менее могут справляться с проблемами, то поселения – сельские и городские – наиболее остро ощущают нехватку денег даже для элементарного обеспечения жизнедеятельности. Поэтому всецело разделяю позицию Александра Николаевича – если он как политик видит одной из своих главных задач именно пересмотр межбюджетных отношений, то это можно только приветствовать».
Говоря о конкретных вариантах изменения межбюджетных отношений, глава Пскова отметил: «У нас сегодня всё больше и больше набирает оборот проектная деятельность. Каждое муниципальное образование кроме решения текущих задач имеет глобальные вопросы – вот сегодня для Пскова это проект «Чистая вода», например. Конечно, его невозможно реализовать только лишь за счёт платежей от населения: это будут непомерные платежи, и, конечно, это неправильно. Поэтому пересмотр межбюджетных отношений может выражаться в более серьёзной поддержке федерального бюджета именно таких крупных инфраструктурных проектов».
«Второе, – продолжил он, - сегодня никто не задаёт вопросов по развитию рабочих мест. Потому что муниципальные образования сегодня кроме как в получении НДФЛ больше материально ни в чём не заинтересованы. Если была бы иная система – как мы говорим, чем больше ты заработал, тем больше тебе налогов осталось – тогда это будет очень выгодно для муниципалитетов, будет стимулировать их. Но опять же: муниципальные образования все разные – и экономически, и географически, и человеческий ресурс очень разный. Если деловая активность в Пскове и Великих Луках серьёзная, то в других поселениях – тех же Красногородске, Палкино – всё иначе: им требуется поддержка другого уровня. Там нет заводов, фабрик, а граница, которая как бы должна была их всё-таки немножко стимулировать – она вся по налогам уходит в федеральный бюджет. Получается заинтересованность муниципальных образований не слишком великая. Чтобы это исправить, можно было бы пересмотреть распределение вменённого налога – так называемого бизнес-налога. Это существенно мотивировало бы муниципалитеты на поддержку и развитие предпринимательской активности на своей территории».
По словам псковского градоначальника, нынешняя схема межбююджетных отношений не позволяет муниципалитетам стимулировать развитие бизнеса на своей территории. «Как привлекать инвестиции кроме как земельными отношениями и послаблениями в налогах? Но муниципалитеты могут решать вопрос о налоговых послаблениях только в отношении своих налогов, а это очень незначительная доля от всех налоговых сборов – то есть самостоятельно привлекать инвесторов почти невозможно. Поэтому вопросы земельных ресурсов выходят на передний план. У муниципальных образований большие водные пространства – но нужны особые отношения между госвластью и муниципалитатми, и последние здесь всегда проигрывают. Второе – природные ресурсы: торфы, щебень, лес – всё это идёт мимо муниципального регулирования. Сколько леса выпилили – по большому счёту муниципалитету всё равно. И третье – регистрация физлиц. У нас в муниципальных образованиях огромное число, как мы называем, «дачников». Они приезжают и живут сезонно с мая по сентябрь. По закону не относятся к жителям район, а в реальности они пользуются всем спектром услуг, нагрузку по предоставлению которых несут на себе местные органы власти: по мусору, по дорогам… Но это не учесть! Плюс у нас сегодня свободный режим торговли из услуг: можно жить в одном населённом пункте, а работать в другом – и налоги идут там, где человек работает. Как следствие – деловая и экономическая активность пропадает, и интереса у молодых людей оставаться жить на малой родине почти нет».