Суд вынес приговор Константину Вилкову и трём бывшим оперативникам по делу о гибели цыганки-наркоторговки
Сегодня, 8 ноября, Псковский городской суд вынес приговор известному общественнику и политику, лидеру местного отделения партии «Родина» и организации «Псков — город без наркотиков» Константину Вилкову, а также трём бывшим оперуполномоченным городского УМВД — Роману Коншину, Алексею Федотову и Ирине Царёвой. Они обвинялись по делу о гибели после задержания правоохранителями 47-летней наркозависимой цыганки Оксаны Казимировской 19 декабря 2014 года.
Как передаёт корреспондент Псковского агентства информации, на суде было отмечено, что Федотов и Коншина, являясь должностными лицами, совершили деяния, явно выходящие за пределы их полномочий и повлекшие существенные нарушения прав гражданина (части 1 статьи 286 УК РФ), а Вилков пособничал этому путем предоставления советов и средств (часть 5 статьи 33 УК РФ - часть 1 статьи 286 УК РФ).
Также на заседании подчёркивалось, что Константин Вилков длительное время работал сотрудником МВД, поэтому суд считает, что он знал о должностных регламентах, которыми должны руководствоваться сотрудники правоохранительных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
В суде отмечалось: Федотов и Коншин, зная, что Казимировская могла хранить наркотики во рту, подбежали к ней, повалили на землю и применили наручники. При этом Казимировская проглотила полимерный пакет с наркотическим веществом, который закрыл просвет гортани, отчего она скончалась в течение нескольких минут от механической асфиксии.
Обнаружив отсутствие признаков жизни, участники оперативно-розыскных мероприятий подъехали к аптеке, так как думали, что задержанная симулирует, однако нашатырный спирт не помог привести женщину в чувства. После этого труп перевезли к дому Коншина, у которого находился ключ от наручников. Далее Федотов, Коншин и Вилков вступили в преступный сговор о сокрытии трупа за пределами Пскова. При этом суд посчитал, что Царёва не была осведомлена об этом.
Труп они спрятали возле деревни Васильево в Палкинском районе. Найден он был только 23 декабря.
«В результате противоправных действий оперуполномоченных при активном содействии Вилкова были нарушены права Казимировской и её родственников: право на частную собственность, право на погребение. Также были нарушены охраняемые интересы общества и государства», - отметил суд. На заседании подчёркивалось, что подобное поведение сотрудников формирует неуважение к правовым нормам и дискредитирует авторитет правоохранительных органов.
Что касается Царёвой, то, по мнению суда, она допустила халатность, а это также дискредитирует авторитет органов внутренних дел. В то же время суд установил, что женщина не участвовала в сокрытии трупа и принятии решения об этом, соответственно, её действия не нарушали прав и законных интересов Казимировской и её родственников.
Таким образом, Ирине Царёвой вменяется только то, что она, находясь в автомашине с женщиной, не подающей признаков жизни, при обсуждении дальнейших планов, не предотвратила последующие действия своих коллег и Константина Вилкова
Кроме того, суд посчитал, что лидер организации «Псков – город без наркотиков», помогая сотрудникам полиции спрятать труп, не мог не понимать и в полной мере осознавал противоправный характер их действий.
В итоге суд пришёл к выводу, что непосредственной причиной смерти Казимировской стала её неудачная попытка проглотить наркотики, поэтому связи между действиями полицейских и смертью женщины нет. Принято судебное решение, что в части смерти Казимировской в действиях Коншина и Федотова нет признаков преступления, которые им инкриминировались, то есть превышения полномочий (пункты «а», «б», «в» части 3 статьи 286 УК РФ), соответственно, нет признаков пособничества (статья 286 УК РФ) и в действиях Вилкова и Царёвой.
А по сокрытию трупа суд считает установленным факт превышения полномочий со стороны полицейских, причём всех, включая Ирину Царёву, так как она осталась в городе с телефонами коллег, чтобы препятствовать вычислению их передвижений с помощью биллинга.
При вынесении приговора были учтены смягчающие обстоятельства: положительные характеристики обвиняемых, их первое привлечение к уголовной ответственности, частичное признание вины, принесение извинений потерпевшей и выплату компенсаций, наличие на иждивении детей, а также явку Федотова с повинной и скорое рождение ребёнка у Вилкова.
Суд отметил, что к реальному сроку наказываются правонарушители только в том случае, если иначе добиться исправления граждан невозможно. Поэтому суд решил приговорить Федотова, Коншина и Вилкова к условному сроку, а Царёву - к исправительным работам. Дополнительно Федотову, Коншину и Вилкову будет запрещено занимать должности представителей власти на определённый срок.
В итоге Федотова признали виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 УК РФ и приговорили к 2,5 годам лишения свободы условно с лишением права занимать должности, связанные с исполнением функций представителей власти, на 3 года.
Коншин также был признан виновным в превышении полномочий и получил 2 года лишения свободы условно с лишением на 3 года права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.
Константина Вилкова признали виновным по части 5 статьи 33 – части 1 статьи 286 УК РФ (пособничество) и приговорили к 1,5 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на один год и лишением права на 2,5 года занимать должности, связанные с исполнением функций представителей власти.
Царёвой, признанной виновной по части 1 статьи 293 УК РФ (халатность), назначили 6 месяцев исправительных работ с удержанием 10% заработка.
В соответствии с амнистией по случаю 70-летия Победы, условно осуждённые подлежат освобождению от наказания и снятию судимости, но это не освобождает их от дополнительного наказания в виде запрета занимать должности представителей власти. Соответственно, судимости со всех фигурантов дела сняты.
Приговор может быть обжалован в течение 10 дней в Псковском областном суде.
Отметим, обвинение считало, что смерть потерпевшей наступила вследствие действий и бездействия (по оказанию помощи) подсудимых. Оперуполномоченные Федотов и Коншин обвинялоись в превышении должностных полномочий, Царёва и Вилков - в пособничестве. При этом прокурор просил суд признать подсудимых виновными и назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года для Федотова и Коншина, а для Вилкова и Царевой - на 3 года 6 месяцев. Подсудимые свою вину по инкриминируемым им статьям не признали и просили их оправдать.