Путина попросили ликвидировать льготы на проезд
Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства обратился к Владимиру Путину и Михаилу Касьянову с открытым письмом с просьбой решить проблему льготников на общественном транспорте – главную причину недофинансирования этой отрасли. По мнению профсоюза, затягивание решения проблемы льготников может развалить систему городского пассажирского транспорта как в регионах, так и в столице уже в ближайшие годы. Проект же Федерального закона «Об адресной компенсации льгот по проезду на транспорте, предоставляемых по профессиональной принадлежности», принятие которого позволило бы привлечь дополнительные средства для поддержки общественного транспорта из госбюджета, по словам представителей профсоюза, уже много лет тормозится Минфином. В случае если первые лица страны все-таки ускорят принятие закона, транспортники обещают, что маршрутов станет больше, проезд подешевеет, а число «зайцев» в общественном транспорте резко сократится.
Основной тезис открытого письма – для дальнейшего существования общественного транспорта «как вида» необходимо оперативно решить проблему льготников. «Мы не против того, что государство поддерживает слабо защищенные категории населения. Но нам трудно понять, почему многомиллионная армия льготников, насчитывающая 64 категории населения (более 46 млн человек), получает льготы за счет транспортных предприятий, фактически из кармана их работников, нарушая конституционный принцип (пункт 3 ст. 17 Конституции РФ) о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина за счет нарушения прав и свобод других лиц!» – говорится в послании.
Это письмо транспортников уже далеко не первое. «Предыдущие наши обращения не доходили до высших руководителей страны и в лучшем случае спускались на уровень Министерства транспорта, которое, будучи органом исполнительной власти, само выступает с подобными законодательными инициативами», – рассказал RBC daily Владимир Ломакин, заместитель председателя Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. По его словам, транспортники выступают с такими обращениями уже восемь лет, но за эти годы ни одного положительного решения принято не было. Например, предыдущее обращение к руководству страны (в марте 2003 года) со 120 тыс. подписей работников отрасли было просто переправлено в субъекты Федерации. «По сути, от наших обращений попросту отмахнулись», – говорит г-н Ломакин. По его словам, нынешнее письмо президенту и премьеру также пока осталось без официального ответа. «По слухам, некое поручение по этому письму было дано вице-премьером Владимиром Яковлевым, однако воз и ныне там», – отмечают в профсоюзе.
Между тем российский общественный транспорт действительно находится в плачевном состоянии. Сегодня дотациями из бюджетов различных уровней покрыто только 80% эксплуатационных расходов. Это уже привело к закрытию тысяч маршрутов по стране за последние годы. Есть и серьезная кадровая проблема. Задержка выплаты заработной платы на многих пассажирских предприятиях сегодня достигает 4-х и более месяцев. У предприятий нет средств на охрану труда, содержание рабочих столовых, здравпунктов. Поэтому текучесть кадров по отдельным предприятиям достигает 40–50%. Решить эти проблемы можно лишь с помощью дополнительного финансирования. Но возможности для увеличения собственных доходов предприятий общественного транспорта сегодня крайне ограничены, ведь более 60% всех пассажиров страны – льготники. И если, к примеру, в Москве общественный транспорт функционирует лучше, чем в регионах (как сообщили RBC daily в Мосгортрансе, москвичей, пользующихся правом льготного проезда, около 45% от общего числа пассажиров), тем не менее столичные транспортники точно так же страдают от недофинансирования. Поэтому, например, больше 40% водителей, работающих на городском пассажирском транспорте в Москве, – иностранцы из ближнего зарубежья.
«В связке» с неплатежами льготников существует и проблема «зайцев». По сути, для транспортников обе категории безбилетников «на одно лицо», ведь не платят ни те, ни другие. Интересно, что в Общероссийском профсоюзе работников автомобильного транспорта «зайцев» понимают. «Даже платежеспособному пассажиру психологически сложно заплатить 10 рублей за проезд в общественном транспорте. Ведь это не 5 копеек за остановку, как было раньше. Кроме того, если говорить объективно, тарифы на пользование общественным транспортом во многих регионах завышены. Транспортники же вынуждены идти на это, чтобы хоть как-то компенсировать ущерб от «зайцев» и льготников. Поэтому можно говорить, что добросовестные пассажиры сегодня фактически переплачивают за билет, обеспечивая таким образом проезд тех, кто за проезд не платит. Поэтому наряду со льготниками в той же Москве существует огромное количество «зайцев», которых никто не считает и с которыми почти не борются», – отмечают в профсоюзе.
Однако проект Федерального закона «Об адресной компенсации льгот по проезду на транспорте, предоставляемых по профессиональной принадлежности», призванный изыскать дополнительные средства для транспортников, по словам представителей профсоюза, прочно осел без движения в Минфине. В законопроекте предлагается отменить льготы для «профессиональных льготников» в их нынешнем виде и ввести для них компенсации льготного проезда, включив соответствующие расходы в федеральный бюджет. «Введение компенсации проезда «профессиональных льготников»: военнослужащих, работников милиции, таможенных органов, судей, депутатов и других не самых бедных граждан - давно назрело. Его поддерживают подавляющее большинство глав администраций субъектов Российской Федерации, местного самоуправления», – говорится в письме. По большому счету дело сегодня за малым: сломить противодействие Минфина и принять закон. В профсоюзе говорят, что, если проблема льготников все-таки будет решена, число маршрутов увеличится, тарифы на проезд в общественном транспорте могут быть понижены и «зайцев» станет значительно меньше.
Отдел экономики