Цветет медовый вереск, а меда мы не пьем
В ноябре 2003 года принят федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ», эта поправка дополняет Налоговый кодекс новой главой о сборах за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Согласно поправке, в соответствии с федеральным законом «О животном мире», определена плата за каждый вид рыбы и порядок ее внесения. Закон предусматривает разовую 10% предоплату с пользователя до начала промысла, и помесячные взносы равными долями в дальнейшем. Плата исчисляется от размеров полученной квоты на вылов биоресурсов, и взимается в течение всего срока действия лицензии.
Одновременно вышло постановление правительства РФ «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов», где указывается принцип распределения квоты - в зависимости от результатов промысла за 3 последних года по каждому виду рыбы.
Однако данное постановление касается морского промысла, который, как правило, ведется на конкретный вид рыбы, когда можно легко отследить и определить выловленную квоту.
При промысле же на внутренних пресноводных водоемах, каким является Псковско-Чудское озеро, может сложиться ситуация, когда наряду с еще не выбранным по квоте видом рыбы в сети будет попадаться вид, квота на который уже исчерпана.
В постановлении правительства «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов» заинтересованным министерствам и ведомствам дано задание разработать движение квот. Будем надеяться, что разработанный механизм устроит всех. Отмечу только, что задолго до этого администрацией Псковской области разработан принцип распределения лимитов по «олимпийской системе» - с учетом вылова за прошедший год. Это позволило сократить число нерентабельных рыбодобытчиков, и одновременно в 2 раза увеличило объем вылова. Также на водоемах сократились факты браконьерства и сокрытия улова.
При вводимых новшествах, несмотря на то, что областная администрация считает введение платы за пользование водными биоресурсами шагом правильным и своевременным, предложенная система уплаты внесет, как минимум, неразбериху среди добытчиков. Уплата равными долями в течение года, в зависимости от выданной квоты, а не по факту вылова рыбы, не выгодна добытчикам, и не стимулирует их к честному и активному промыслу. При данном положении дел добытчикам придется ежемесячно платить определенную объемом квоты сумму, в независимости от того, ловили они рыбу в этом месяце или нет.
В сложившейся ситуации, по мнению представителей областной администрации, было бы эффективнее и рациональнее ввести следующую систему платы за пользование водными биоресурсами: взимать с рыбодобытчика 10% предоплату, размер которой также определяется квотой, предоставленной добытчику в соответствии с его уловом за предыдущий год (3 года) по каждому виду рыбы. Дальнейшие же ежемесячные платежи должны осуществляться добытчиком по фактическому вылову каждого вида рыбы, отраженному в справке рыбинспекции, предоставляемой налоговой службе. А при достижении общего допустимого улова ОДУ, лов прекращается.
Кроме того, внесенные изменения в Налоговом кодексе в первую очередь облегчат жизнь налоговой службе, которой останется регулярно, равными долями взимать установленную плату, и вместе с тем усложнят жизнь рыбодобытчикам. Также усложнится контроль за достоверностью данных по объемам вылова, по каждому виду водных биоресурсов.
P. S.
Несмотря на то, что все подготовленные документы и предложения своевременно направлены в Севзапрыбвод, до сих пор нет ни ответа на предложения администрации, ни приказа об открытии зимнего лова. На уровне области орудия и квоты вылова распределены, а с 9 января отменен запрет по выходу на лед Псковско-Чудского водоема, но рыбаки не могут начать промысел. И в связи с простоем теряют возможную прибыль или попросту средства к существованию. В итоге складывается ситуация, описанная в детском стихотворении Роберта Льюиса Стивенсона.
Король глядит угрюмо
И думает: «Кругом
Цветет медовый вереск,
А меда мы не пьем».
Константин Кольцов,
Псковское агентство информации.