Автолюбители
Автомобиль не роскошь, а средство передвижения.
О.Бендер
В области, где проживает 760 тысяч жителей, наличие автомобилей у каждого восьмого говорит о том, что автомобиль перестал быть роскошью и целеустремленно становится средством передвижения. Особенно в городах.
Автомобиль для российского человечества предмет вожделенный и знаковый. Это и комфорт, и статус, и заработок, и любовь. Совсем недавно еще только мужской его части, а теперь и активной – женской. В последние 2-3 года количество автомобилей в городе растет с быстротой необыкновенной, но параллельно распространенными становятся и такие «автомобильные преступления», как угон и кража. И если угон и кража в Уголовном кодексе представлены разными статьями 158 – кража и 166 – угон, то для владельца, у которого украли – угнали автомобиль это одно и то же. Автомобиль был - и вот его нет. Это серьезная психологическая и финансовая потеря, особенно для тех, кто на этот автомобиль заработал деньги своим честным трудом. Автомобили воруют, угоняют, чтобы продать. Иногда, но редко, просто покататься. Как мы знаем из телевизионной криминальной хроники, автомобильные кражи - жестокий бизнес, сопряженный с человеческими жертвами, убийствами.
Рост подобных преступлений, к сожалению, естествен, как всякий рост преступности в демократическом обществе. На Западе угоняют еще больше, видимо, в этом есть некое утешение для отечественных автолюбителей, но там нет такого трагического отношения к угону. Угнали и угнали. Во – первых, машина застрахована. Во – вторых, надо полагать, что и полицейские службы, связанные с раскрытием автомобильных краж, не получают разнос у начальства за проценты нераскрытых автоугонов – дело житейское, обычное.
Кража и угон машины – это чисто грязный большой мужской бизнес. Со временем он стал более разнообразным: например, машину угоняют, но не навсегда. Затем звонят сошедшему с ума владельцу и предлагают выкуп в половину стоимости машины. Собственник машины вынужден согласиться на такую сделку. Т.к. обычно машина или не застрахована, или стоимость страховки очень мала, и выгоднее выкупить собственную машину у воров. Заявлений в милицию, в таком случае, не бывает. Через посредников находят человека, который берет выкуп и возвращает машину владельцу. Подобная практика действует по всей России, особенно на автомобилизированных территориях: Москва, Питер, Северо-Запад, Дальний Восток, Сибирь.
Мне было интересно рассмотреть проблему «автолюбительства» в нашем городе. Тем более, что в связи с активностью автомобильных воров, два с небольшим года назад в городском УВД Пскова, в криминальной милиции было организовано специальное отделение по борьбе с автопреступлениями. Ворам в Пскове явно есть из чего выбирать. Можно ли себя обезопасить от финансового и душевного потрясения?
Источник №1, начальник отделения ДПС розыска Управления ГИБДД Псковской области Владимир Николаев:
Мы узнаем о краже (угоне) с заявления потерпевшего, владельца автомобиля. Если по горячим следам, то сразу вводится план «Перехват», выставляются посты на выезде из города и т.п. В ГИБДД по угонам и кражам существует немало специальных операций, а работа инспектора многофункциональна: безопасность на дорогах, пресечение преступлений и правонарушений, поиски украденного и угнанного автотранспорта, фальсификация автотранспортных документов… В общем все, что связано с автомобилем на дороге – все в компетенции ГИБДД. Кстати, фальсификация бывает разного уровня, такие документы делают – не подкопаешься. Один из путей выявления – криминалистическая экспертиза, и профессиональная подготовка инспектора.
Действуют разные преступные группировки, есть работающие на кражу и угон, есть работающие «на возврат» машины. «Отстоем» для угнанной машины может стать любой гараж, 90% украденных машин сначала идут в «отстой». Там перебиваются номера, если надо, машина перекрашивается. Как поймать? Набивка не может быть идеальной, и у многих инспекторов глаз наметанный.
Кража машин – большой бизнес. Пока есть спрос на машины – будет и предложение, в том числе и такого рода, когда продается угнанный автомобиль, о чем покупатель может и не догадываться. В основном, угоняют Ауди 80, Ауди 100, Фольксваген Пассат; отечественные – «девятка», «десятка». Угон – это покататься, а кража – это умысел. Как правило, угнанные машины находятся по горячим следам, если сразу сообщили о пропаже.
С хищением и угоном транспортных средств право собственности не прекращается, и когда бы ее не нашли – собственность на машину сохраняется. Вот сейчас из Уфы пришло сообщение: нашли «двойку», находящуюся в угоне. В ГИБДД действует автоматизированная информационно - поисковая система, в которой фиксируется автотранспорт, находящийся в розыске.
В среднем, по прошлому году, в Псковской области угоняют (крадут) две единицы автотранспорта в день. Много это? Нам хватает.
Источник №2, Анатолий Махницкий, директор Псковского филиала ВСК (Военно –страховая компания):
На рынке страховых услуг ВСК одиннадцать лет, компания первенствует по услугам автострахования в области. Мы обладаем правом лицензированного страхования по 80 направлениям, в том числе и по автострахованию. Наши приоритетные группы, с кем мы сотрудничаем - корпоративные клиенты, юридические лица:18 силовых министерств и ведомств по обязательным видам страхования. Мы открыты и для физических лиц. Но спектр направления – юридические лица. Работаем серьезно с морским и авиаведомствами. Не дай Бог подставить наших клиентов.
Автострахование не самый привлекательный бизнес для страховых компаний. Он всегда был и будет убыточным видом страхования. Причина - низкая культура вождения, качество дорог, к тому же кражи автомобилей, наверное, один из самых малораскрываемых видов преступной деятельности.
Две единицы в день – это много или мало? Если учитывать, что воруют не Запорожцы, а дорогие автомобили, это не то, что много – это катастрофа.
Добровольный вид страхования автотранспорта КАСКО – международный термин,
определяющий ущерб и хищение автотранспорта. Поломка транспорта. Авария, угон, хищение. Практически 80% всех видов автомобилей, приобретаемых в области физическими лицами, страхуется по КАСКО. Это связано с высоким риском краж. Автомобили высокого европейского класса страхуются практически на 100% по системе КАСКО. Страхуется машина соответственно ее стоимости, что определяется стандартами и нормативами. В случае «страхового события» владелец автомобиля получает сумму, которая оговаривается в страховом договоре на случай хищения (ущерба). Но должны быть представлены необходимые документы: страховка, документы, удостоверяющие владение автомобилем, заявление в милицию о хищении. Розыск автомобиля определяется 2 месяцами. Потом поступает заявление прокурора о краже автомобиля, и через 2 месяца потерпевший получает страховую сумму.
Если автомобиль будет найден, а мы уже выплатили страховку, тогда он будет принадлежать нашей компании, и мы выставляем его на торги. При этом неважно, откуда угнали автомобиль: из гаража, стоянки, на улице. Никто не застрахован от кражи. Вот у меня недавно из гаража угнали Ауди. До сих пор не найти. Машина была застрахована, но не полностью.
Как обычный человек, у которого украли автомобиль, я на своем примере хочу сказать, что хорошие автомобили надо страховать. Нашим гражданам пора понять, если есть имущество, собственность, ты должен сам позаботиться о ее сохранности. А как ты защитишь машину без страховки? Собаку посадишь, сам в ней спать будешь? Главный вопрос – внутренний: надо страховать машину или не надо? Но это твой риск, ты сам выбираешь. Рано или поздно где – то ты свою машину оставишь. А вероятность, что ты ее найдешь, не всегда есть.
Источник №3, Валентин Чусовлянкин, начальник отделения по раскрытию автотранспортных преступлений криминальной милиции УВД Пскова:
Отделение существует два года с небольшим, и с каждым днем все больше работы: кражи, угоны, фальсификация документации. Основная проблема - кража «народных марок» Фольксваген Пассат, Ауди 80, 100, Б - 4, А-6. Они доступны среднему классу, их много. В прошлом году у похитителей большим спросом пользовалась Ауди. На престижных иномарках специализируется преступные, хорошо организованные, группы. Мы, как правило, берем исполнителей. Подняться вверх этой иерархической цепочки - от исполнителей к организатору, очень сложно. Звено, угоняющее машину, не знает заказывающего кражу. Хотя многие известны, но главная трудность – доказательство. Случаев, когда брали всю группу – не было.
Кража автомобиля с целью выкупа, как мне известно, в Прибалтике существует давно, теперь это и у нас практикуется где – то с 2002 года. Потерпевшие обычно ставят в известность милицию, когда уже заплатили договорную цену за возврат автомобиля. Они естественно боятся, что похитители узнают о заявлении и могут уничтожить машину, за которую уже заплачен выкуп. Но возвращение машины очень рискованный бизнес, есть риск быть схваченными.
Ну, а если обнаруживается кража, и потерпевший сразу звонит по 02, то по горячим следам идет ориентировка в ГИБДД. На место кражи вызывается оперативная группа: оперуполномоченный, участковый, следователь, эксперт – криминалист. Проводятся необходимые розыскные мероприятия, все это определяется законодательно.
Мы работаем все вместе. Часто помогает ДПС, ОМОН. У всех разный опыт, но главное - совместные усилия и сбор информации. Способы краж и угонов самые разные. Где –то сварка, снимают ворота в гаражах, где – то угоняют с улицы, возле дома, магазина. Воруют ночью и днем. По горячим следам может помочь «план перехвата», когда мобилизуются силы ДПС. Ну, а если владелец был в отпуске, а, вернувшись, обнаружил кражу автомобиля, то найти такую машину очень трудно. Что касается «отстойников» для краденых авто – это любой гараж, любая стоянка. Мы можем обнаружить и обнаруживаем, но «отстойник» сразу меняется. У нас сто с лишним гаражных кооперативов, в которых в среднем около 500 гаражей. И охрана там очень слабая, ее практически нет потому, что те же самые владельцы гаражей не платят взносы. Кто же будет охранять их машины?
Мы работаем по всей информации, что идет по машинам. Очень сложно доказать подделку документов, если она делается на высококачественной технике.
Как правило, машины с сомнительной документацией оформлены на людей из других регионов. Мы направляем запрос, выявляем подделки. Любой обыватель может сам определить фальсификацию: главное знать - куда и на что смотреть в документе. Может быть подчистка, очень хорошо сделанная. Наши сотрудники обнаруживают подделки - подчистки без проблем.
Мое отделение работает профессионально, опытные профессионалы есть и в ГИБДД, хорошо понимают, кто за рулем – хозяин или угонщик. Часто задерживают по «стилю вождения», а потом оказывается у «водителя» или поддельные документы, или их нет вообще, машина в угоне.
Кража сложна тем, что преступники хорошо подготовлены, и неважно из гаража или с улицы украли автомобиль. Мы стараемся «земельников» (оперов, сотрудников территориальных отделов городской милиции) не загружать. Вообще в отделе есть все для работы, и главное - люди, умеющие работать. Но сколько бы народу в отделении не было, нам не перекрыть весь город. Поэтому мы работаем с помощью милиции общественной безопасности, ГИБДД, участковых, ОБЭП, контактируем с разными службами УВД. Я недавно был в Москве, в таком же, как наше, отделении. В Москве за год 13 тысяч уголовных дел по кражам и всего 400 – в суде. Во всем мире такие преступления раскрываются достаточно слабо. То, что мы можем найти – находим. Вообще надо убеждать владельцев автомашин о необходимости самим обезопасить свой транспорт от кражи и угона.
Страхование? У меня «пятерка» 1983 года, но она не застрахована. Правда, ее не угонишь – не заводится.
Статистика.
В Псковской области - 96 117 тысяч личного автотранспорта.
В Пскове - 33 352 тысячи.
За 2003 год в Псковской области зафиксировано угонов - 391, краж – 343 .
В Пскове угоны - 103, в В. Луках - 104,
кражи в Пскове – 137, В. Луки - 66.
Раскрыты угоны - 206, кражи -105.
Итого: на 96 117 тысяч личного автотранспорта на 2003 год в области случилось почти 734 кражи – угона, т.е. на полторы сотни автомобилей – одна кража, или примерно две единицы автотранспорта в день.
Раскрываемость автомобильных краж по области 20.3%, по Пскову – 23.6%.
Для сведения: в Мурманске – 27.9%, в Твери – 24.7%, в Смоленске - 6.8%, в Калининграде - 6.2%.
Можно предположить, что угоняют и крадут больше автомашин, чем представляет статистика, но, тем не менее, данная статистическая картина недалека от истинного положения дел.
Советы от старшего лейтенанта Чусовлянкина: Как обезопасить себя от покупки краденого авто и от кражи собственного автомобиля.
Первое, надо убедиться в верности документов, если машину продает ее владелец. Посмотреть тщательно нотариально заверенную доверенность, если сделка идет по ней. Наш псковский авторынок достаточно спокоен, но опасны могут быть машины, пригнанные из Москвы. Лучше не покупать машину из другого региона. Документы на машину, которые нотариально заверены в Пскове – легко проверить. Дорогие машины (часто краденые) продаются обычно по объявлениям, их на рынок «выгоняют» редко. Покупатель может оказаться ни с чем, если купит краденую машину, т.к. собственность на нее сохраняется.
Второе, «перебить» машину бесследно нельзя. Поэтому надо провести пальцем по номеру на полке, за двигателем. Он обычно ровно пробивается, каждая цифра, а перебитые номера пальцы почувствуют: ямки, неровности.
Третье и главное, всем советую механические противоугонные средства. Использовать различные блокираторы, их разновидности: блокиратор руля, блокиратор коробки, блокиратор педалей. С блокираторами очень трудно угнать на улице, почти невозможно –надо перепиливать. Ну, а если совсем надежно, для гаража, то индивидуальный, заказной блокиратор.
p.s. Пока я путешествовала по коридорам ГИБДД и нашей родной милиции, узнала много интересного. И, прежде всего, что действительно в милиции есть профессионалы, которые работают в такой тяжелой и сложной профессии весьма успешно и качественно. Очень молодой старший лейтенант Чусовлянкин получает честную мужскую зарплату в размере 5,5 тыс. рублей, а в областном ГИБДД зарплату за ноябрь выдали 31 декабря. Мы живем в обществе, где «частная собственность» становится реальным понятием, но где общество пока не понимает, что свою частную собственность прежде всего должен обезопасить ее владелец. Для этого надо совсем немного: выбрать. А затем регулярно платить за кооперативный гараж и его охрану, сделать блокиратор, хотя бы на педали, и застраховаться на всякий случай.
В общем, у вас есть много возможностей сохранить свою частную автомобильную собственность. Ну, а если что (тьфу-тьфу), звоните 02, или Чусовлянкину.
Вот такая скобарская правда, Наташа Богомолова.