Обзор псковских СМИ с 26 по 30 января: Перечитывал бюджет – много думал…

Как известно, есть два определения отсутствия денег: денег НЕТ и денег нет ВООБЩЕ. Жителям Псковской области, поленившимся с карандашом в руках ознакомиться с опубликованным в «Псковской правде» бюджетом-2004, «Псковская губерния» помогла усвоить материал в более популярном стиле. Статья «Областной бюджет-2004: катастрофа или отрезвление» оставляет некоторые поводы для оптимизма. Потому что денег в бюджете все-таки НЕТ.

 Трезвенники и язвенники

Для начала бюджетную пилюлю подсластили такими выкладками: «Что сразу бросается в глаза, так это планируемый феноменальный рост поступлений налога на доходы физических лиц. В 2004 году областные власти собираются собрать его в три раза больше, чем планировали в 2003 году. Если это задание будет выполнено, то за три последних года доля подоходного налога в общих налоговых поступлениях вырастет в два раза – до 40 %. Впрочем, это неудивительно – темпы роста денежных доходов населения в Псковской области одни из самых высоких по всему Северо-западу России». Правда, отмечена тенденция перетягивания налога в областной бюджет из муниципальных. В 2002 году 76,6 % налога поступало в муниципальные бюджеты, нынче им оставили 55 %.

Отмечает автор материала и запланированный высокий рост (в два раза) по единому налогу на вмененный доход: «На фоне таких темпов с усмешкой вспоминается весьма жесткая война двухлетней давности между предпринимателями малого бизнеса и администрацией области по поводу резкого увеличения ставки этого налога. Обещания малого бизнеса закрыть магазины и свернуть свою деятельность оказались только демонстрацией, о чем также свидетельствует дальнейшее расширение торговли по всей области. Все убытки предпринимателей от возросших налоговых отчислений они с лихвой покрыли за счет ростов денежных доходов населения области».

Немного о расходах: «Экономия денежных средств достигла такого предела, что администрация области по собственной инициативе решила прекратить даже дотирование алкогольной промышленности… Правда, в бюджете все-таки заложены 20 миллионов рублей субвенций «Псковпищепрому», не выплаченные по бюджету 2003 года, и которые администрация обязуется ему перечислить в текущем году».

Бюджет-2004 автор материала называет даже более социально-ориентированным, чем в 2003 году. Однако, обращает внимание на распыление бюджетных средств, что «приводит к любопытным парадоксам, когда соотношение расходов по некоторым целевым программам и органам, ответственным за их выполнение, явно не соответствуют друг другу. Так из выделенных Комитету по делам молодежи Псковской области 1,47 млн. рублей на содержание аппарата отведено 820 тысяч рублей, в то время как на программу «Молодежь Псковщины на 2004-2006 годы», которую осуществляет этот «аппарат», предусмотрено всего 500 тыс. руб.».

Итогом публикации стали несколько бесценных полезных советов областной администрации. Среди них – не ждать «манны небесной» из Москвы, а обратить взоры на региональную экономику, «как ресурс неисчерпаемых (!) налоговых поступлений», добиваться расширения инвестиционного процесса, помогать бизнесу…

Не думаем, что и.о. редактора «Псковской правды» намеренно вступила в полемику с «Губернией» в своей «вечевой» колонке. Но, тем не менее, выступление Ирины Тихоновой «Будем работать, а не строить Нью-Васюки» в чем-то с бюджетным отрезвлением перекликается.

«Не зря говорят, бюджет – это искусство равномерного распределения разочарований. Нужд и потребностей всегда больше, чем денег», - отмечает Ирина, как мне тут верно подсказали, Николаевна. И отсылает читателя к опубликованному в этом же номере интервью с председателем Законодательного собрания Ростовской области. Регион побогаче нашего, а проблемы те же, что, конечно, утешает. Что касается инвестиций: «принимая решение о размещении того или иного предприятия, инвестор анализирует всю совокупность факторов: близость мегаполисов, инфраструктуру, наличие сырья и так далее… В этом отношении у нас преимуществ, понятное дело, куда меньше, чем у той же Ленинградской или Новгородской областей, а до границы им тоже недалеко».

Про возможности развития туризма: «К сожалению, для иностранцев отпуск в России – это пока едва ли не экстрим. Русские же, у которых есть деньги на отдых, предпочитают понежиться на песочке морского побережья в каком-нибудь теплом краю, вдали от родины». У нас, конечно, есть свои жемчужины, и даже постепенно обозначается инфраструктура: «однако, новой отрасли нужны десятилетия, чтобы набраться опыта, научиться конкурировать, создать свои традиции обслуживания туристов… А за год-два обеспечит наполнение, скажем трети бюджета за счет туризма – идея, сравнимая со строительством Нью-Васюков Остапа Бендера».

В общем, экономическое чудо, которое любят обещать вечные кандидаты на самых разнообразных выборах, конечно, возможно: «но только в том случае, если цена на нефть на внешнем рынке раза в полтора вырастет, а Правительство вдруг захочет отдать много денег регионам… А пока все так как есть, улучшить жизнь можно только борьбой за сохранение достигнутого и напряженным трудом на каждом рабочем месте».

Вас прямо сейчас послать или по факсу?

А самым общим местом в псковских газетах на прошлой неделе были две темы: так и не начавшийся до конца января зимний промысел на Псковско-Чудском водоеме и то, что викинг оказался женщиной.

«Панорама» на первую тему откликнулась статьей «Не нужен нам берег эстонский». Едко, с порохом начали: «Ситуация с выловом рыбы в Псковско-Чудском водоеме сейчас напоминает один из эпизодов некогда популярного фильма «Коммунист», когда главный герой, для того, чтобы добыть гвозди на строительство новой электростанции, отправляется в Москву. К самому Ленину!».

Преамбула к тому, что «как стало известно корреспонденту «Панорамы», ассоциация предприятий рыбного хозяйства обратилась к губернатору Е. Михайлову со специальным письмом, копия его имеется и в нашей редакции. В нем содержится настоятельная просьба разобраться в сложившейся ситуации. Аналогичное послание ушло в Москву». В общем, рыбаки готовы броситься в ноги президенту, а газета объясняет ситуацию деятельностью нынешнего вице-губернатора (был председателем комитета по природопользованию) Григория Яциновича, который «непозволительно затянул с распределением квот и лимитов». «Панорамой» замечено, что «с некоторых пор ни одно распределение квот и лимитов не обходится без скандала, вмешательства прокуратуры, судов и даже Министерства по антимонопольной политике».

Обращается внимание на то, что «отсутствие в составе российской делегации полномочного представителя области на сессиях межправительственной комиссии дало возможность принять такой режим промысла на осень 2003 года, которые не позволили ни ассоциации «Псковрыбхоз», ни инспекции рыбоохраны отследить ход освоения национальной квоты по вылову судака в Эстонии». Соседи в результате перелова получили 30 млн. рублей прибыли, что привело к снижению национальных квот на этот год.

Но и без того невысокая ценность материала просто убита последним абзацем: «И последнее. Как стало известно, ассоциация предприятий рыбного хозяйства обратилась к губернатору области Е. Михайлову со специальным письмом. В нем содержится настоятельная просьба разобраться в сложившейся ситуации. Аналогичное послание ушло и в Москву»… Вообще-то, до читателя и с первого раза дошло – точно такой же абзац в начале статьи. На техническую ошибку не похоже, а, впрочем, сами знаете: и.о. редактора – дело молодое.

Интересно, была ли «Панорама» на пресс-конференции у Яциновича? А то из контекста информации «Губернатор Евгений Михайлов посылает телеграмму, а его заместитель – журналиста» как-то непонятно: Григорий Александрович «неконструктивно» послал корреспондента при всем честном народе или по телефону? Хотя с него станется и при всех…

Ну, по сравнению с 1913-ым...

 «Псковская правда» материал «Почему до сих пор не открыт зимний промысел?» начала по принципу «поцелуй меня в плечо» – издалека то есть: «За 2002 год вылов рыбы в Псковско-Чудском водоеме составил почти 4892 тонны против 2684 тонн за 2001-й. За 9 месяцев 2003 года промысловики перевыполнили годовой план, а к концу года отрасль вышла на показатели, которые предполагалось достичь при постепенном увеличении производства только к 2005 году. Судака и леща добыто в 10 раз больше, чем в благоприятные 70-80-ые годы – порядка двух тысяч тонн». Да, новые у нас ориентиры появились, в советское время с 1913 годом сравнивали, в наше – с советским…

А показатели эти – результат мероприятий областной администрации, которые проводились в последние несколько лет, между прочим. Плачевная же ситуация на Псковско-Чудском водоеме сложилась из-за того, что Правительство до сих пор не утвердило национальную квоту, на основании которой должен быть подписан указ об открытии зимнего промысла. А вы говорите Яцинович! Ему самому интересно, когда лов начнется: «Мне каждый день по сотне раз задают вопрос, не промедлит ли Правительство до конца зимы. Я хотел бы быть провидцем, но пока нет абсолютно никакой информации, чтобы даже примерно назвать сроки подписания указа». И, кстати, возможна измена: «Григорий Яцинович полагает, что не исключено и вредительство каких-то политических сил перед президентскими выборами. Ведь заложниками ситуации стала не только Псковская область, но и вся Россия с ее водными богатствами, дающими экономике страны немалый доход».

«Комсомольская правда в Пскове», как народная газета в народ и пошла, чтобы написать материал «Открытие зимнего промысла переносится…на весну?» Беседовали с женами рыбаков, с руководителями рыбодобывающих хозяйств. Все, конечно, возмущены – и в застойные времена их никто не сдерживал, выходили на промысел, как лед позволял. А теперь отмашки из Москвы ждать приходится. Через газету рыбаки пошли на запрещенный прием – просили губернатора выпустить их в озеро, взять ответственность на себя… При этом отмечается, что самое важное время уже упущено: основная рыбалка в декабре-январе.

«Новости Пскова» в материале «Сматываем удочки?» упорно приписывали к фамилии господина Яциновича только инициал А. Видимо, Г. где-то затерлось. Кстати – здесь вниманию читателей предложили вопросы с пресс-конференции. Например, вот каков ответ по поводу знаменитого эстонского перелова: «Российская сторона приняла от эстонцев извинения – и не более того, хотя ущерб нанесен всему водоему. Эстонские рыбаки отлично понимали, что ловят судака больше, чем полагается, но не прекратили путину. При разговоре с представителем эстонских властей, я поинтересовался, что было бы, если бы такое совершили наши рыбаки. Он ответил, что «сидели бы по камерам». Мы, конечно, протестуем, требуем получения компенсации хотя бы в увеличении квот на вылов рыбы. Но с трудом верится, что наши требования будут выполнены».

Наша скандинавочка

Что же, викинг, действительно оказался женщиной. Археологи говорят, что не очень хорошо сохранившейся. Хотя, в общем, для своих 1000 с небольшим лет… «Новости Пскова» даже скаламбурили: «Шерше ля фам – через тысячу лет». Рассказывают (как и все остальные) о сенсационной находке – бронзовом сосуде для омовения диаметром около 50 сантиметров. Он был положен в ноги покойной и в открытых на территории России и Украины захоронениях не встречался. Зато в Швеции – повсеместно. В захоронении и весы обнаружили, что может свидетельствовать о том, что покойная не только дома сидела, но и занималась торговыми операциями: «Ведь скандинавские женщины пользовались в обществе почти одинаковыми с мужчинами правами». С ума сойти!

«Комсомолка» обращает внимание на то, что «могила расположена на отшибе – далеко от городского кладбища (в X веке оно находилось там, где сейчас стоит центральный корпус ПГПИ, и где разместился так называемый «белорусский» рынок). Все это позволяет выдвинуть версию о существовании специального места за стенами города, где обособленно проживали скандинавы, приезжавшие в Псков по делам. И своих внезапно умерших родичей, они предпочитали хоронить рядом со своим поселением. Найденная могила вполне может оказаться частью небольшого скандинавского кладбища».

"Псковская губерния» также пытается узреть будущее в прошлом: как изменит эта находка наше представление о Пскове? Археологи отвечают уклончиво – главное начать, будут еще находки не менее уникальные. И все газеты в один голос хвалят заказчиков работ ООО «Эликон-сервис». Вот в «Губернии», например, со слов руководителя раскопа, старшего научного сотрудника псковского музея-заповедника Елены Яковлевой сказано, что это – пример позитивного взаимодействия науки и современного бизнеса, уважающего федеральное законодательство. А то знаете, как бывает – и с бюджетными, государственными организациями? Конечно, знаете…

Ольга Столярова,

Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...