Галерея: Михаил Верхоланцев
"Феб и Пан"
В Пскове случилось важное событие, которое не будет особенно замечено: в Выставочном зале Псковского отделения союза художников открылась выставка московского эстампа. Здесь представлена профессиональная гравюра художников – академиков, просто известных и заслуженных художников России. Гравюра – искусство тихое, кабинетное, аристократическое. У этого вида графического искусства всегда было немного поклонников и коллекционеров, но зато большие знатоки и ценители. Правда, и в наше плебейское время традиция сохраняется, только вот почти нет офорта, мало литографических работ.
А. Кулинич "Осыпание золотом"
Я сама, например, очень осторожно отношусь к цветной линогравюре и принимаю ее не как высокий вид графического искусства, а как только иллюстративный книжный материал.
Н. Девишева. "Усадьба"
Но самым интересным среди художников – графиков, самым искренним, для меня всегда был известный гравер Михаил Верхоланцев. Он родился в 1937 году и принадлежит еще старой культуре, широко образован и высокопрофессионален. Он ксилограф, его любимый материал - дерево. В своей автобиографии Верхоланцев пишет: «Доска так тепла и красива, что все процессы от шлифовки доски до тиражирования гравюры, доставляют работнику физическое удовольствие. Когда же штихель плавно режет упругую поверхность дерева, вьется аппетитная стружка, черное отступает под натиском серого и белого, тогда тихая радость переходит в восторг и приходится себя сдерживать. Удовольствие от резьбы обязательно передается оттиску».
М. Верхоланцев "Экслибрис"
Образцами для Верхоланцева были старые граверы Томас Бьюик и Чарльз Томпсон, он восхищался русским гравером – эмигрантом Василием Масютиным. Стилистику самого Верхоланцева можно определить как эклектическую. Здесь можно увидеть сильное влияние Дали, немецких экспрессионистов, но в результате получился некий сплав под названием «гравюра Верхоланцева».
Определяя будущее гравюры, Михаил Верхоланцев писал: «Мне представляются будущие обитатели нашей планеты людьми издерганными бесконечными стрессами, с психическими отклонениями от нормы. Ради духовного равновесия они будут покупать книжечки стихов, изданные способом высокой печати, с золотым обрезом, в тисненом переплете, и обязательно иллюстрированными гравюрами на дереве. Покупать эти дорогие вещи они будут в аптеках».
Выставка, открывшаяся в Выставочном зале Пскова, не потрясает. Здесь в каждую работу нужно внимательно всматриваться, тщательно рассматривая ее. Гравюра – это тот вид искусства, который при всей ограниченности и каноничности цвета – черное, серое, белое каждый раз дает новые впечатления. И на самом деле гравюра – бесконечна и безгранична. Но только отличная профессиональная гравюра. Как у Верхоланцева.
p.s. Председатель Псковского отделения художников Александр Шершнев не избежал влияния Верхоланцева, что можно увидеть в этой работе.
Вот такая скобарская правда, Наташа Богомолова.