Галерея: Михаил Верхоланцев


"Феб и Пан"

В Пскове случилось важное событие, которое не будет особенно замечено: в Выставочном зале Псковского отделения союза художников открылась выставка  московского эстампа. Здесь представлена профессиональная гравюра художников – академиков, просто известных и заслуженных художников  России. Гравюра – искусство тихое, кабинетное, аристократическое. У этого вида графического искусства всегда было немного поклонников и коллекционеров, но зато большие знатоки и ценители. Правда, и в наше плебейское время традиция сохраняется, только вот почти нет  офорта, мало литографических работ.


А. Кулинич "Осыпание золотом"

Я сама, например, очень осторожно отношусь к цветной линогравюре и принимаю ее не как высокий   вид графического искусства, а как только иллюстративный книжный материал.


Н. Девишева. "Усадьба"

Но  самым интересным  среди художников – графиков, самым искренним, для меня всегда был известный гравер Михаил Верхоланцев. Он родился в 1937 году и принадлежит еще старой культуре, широко образован и высокопрофессионален. Он ксилограф, его любимый материал  - дерево. В своей автобиографии Верхоланцев пишет: «Доска так тепла и красива, что все процессы от шлифовки доски до тиражирования гравюры, доставляют работнику физическое удовольствие. Когда же штихель плавно режет упругую поверхность дерева, вьется аппетитная стружка, черное отступает под натиском серого и белого, тогда тихая радость переходит в восторг и приходится себя сдерживать. Удовольствие от резьбы обязательно передается оттиску».


М. Верхоланцев "Экслибрис"

Образцами для Верхоланцева были старые граверы Томас Бьюик и Чарльз Томпсон, он восхищался русским гравером – эмигрантом  Василием Масютиным. Стилистику  самого Верхоланцева можно определить как  эклектическую. Здесь можно увидеть сильное влияние Дали,  немецких экспрессионистов, но в результате получился некий сплав под названием «гравюра Верхоланцева».

Определяя будущее гравюры, Михаил Верхоланцев писал: «Мне представляются будущие обитатели нашей планеты людьми издерганными бесконечными стрессами, с психическими отклонениями от нормы. Ради духовного равновесия они будут покупать книжечки стихов, изданные способом высокой печати, с золотым обрезом, в тисненом переплете, и обязательно иллюстрированными гравюрами на дереве. Покупать эти дорогие вещи они будут в аптеках».

Выставка, открывшаяся в Выставочном зале Пскова, не потрясает. Здесь в каждую работу нужно внимательно всматриваться, тщательно рассматривая ее. Гравюра – это тот вид искусства, который при всей ограниченности и каноничности цвета – черное, серое, белое каждый раз  дает новые впечатления. И на самом деле гравюра – бесконечна и безгранична. Но только отличная профессиональная гравюра. Как у Верхоланцева.

p.s.  Председатель Псковского отделения художников Александр Шершнев не избежал влияния Верхоланцева, что можно увидеть в этой работе.

Вот такая скобарская правда, Наташа Богомолова.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...