Законченная незавершенность гения
В. Рецептер
Первая творческая лаборатория ХI Пушкинского театрального фестиваля началась с вступительного слова Владимира Рецептера, вдохновителя фестиваля и организатора лаборатории: «Фестиваль начался, - сказал народный артист. - В это трудно поверить, но это правда». Первый день лаборатории был отмечен двумя докладами. Сергей Фомичев, доктор филологии (Пушкинский дом) представил публике «Проблемы реконструкции незавершенных произведений Пушкина». Оказалось их больше, чем завершенных. «Отрывок» вообще любимый пушкинский жанр, что вовсе не означает незавершенность, отсутствие логической законченности, - полагает автор доклада. Известный черновой отрывок «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя» - на самом деле законченное стихотворение «Сегодня бал у сатаны: на именины мы званы», где идет игра в карты со Смертью, также вполне законченная поэтическая мысль. Поэт оставил Отрывки о Клеопатре, но и в них есть логика завершенного. Пушкина интересовал вызов Клеопатры мужчинам и их отклик. Только это. Благодаря этой своей «незавершенности» Пушкин все время в движении, а незаконченность (формальная) его набросков и планов в соединении с законченностью (логической) является пушкинской эстетикой. Что автор сообщения определил как редкое явление. Фомичев представляет свою реконструкцию незавершенных произведений как комментарий к замыслу, а не непосредственно попытку реконструировать пушкинский текст, которого нет. И, на самом деле, есть большой соблазн представить, как хотел закончить тот или иной набросок, или отрывок Пушкин. Что впрочем, делали многие литераторы. В частности, Владимир Набоков, продолживший Русалку.
Пушкин, как отметил Фомичев, был переполнен замыслами, сюжетами, а исполнил не так и много. Обычно пушкинский замысел верстался в планах, набросках, названиях. Поэт широко использовал классические, мировые традиционные сюжеты и как всегда «переворачивал» известный сюжет: «Анджело», «Орлеанская девственница» и др.
С. Фомичев
Сергей Фомичев остановился на «Арапе Петра Великого», полагая, что 5 глав повести, сочиненные Пушкиным « в стиле Вальтера Скотта», и переписанные им набело, и есть исполнение замысла, а не начало произведения, как может показаться. Цитируя Пушкина: «Следовать за мыслью великого человека есть наука самая занимательная», Фомичев не додумывает за Пушкина, естественно полагая, что Пушкин выдумал бы гораздо лучше, и лучше закончил бы свое незавершенное сочинение. Но то – то и оно, что это ему было не очень надо.
Академик из Новгорода, исследователь творчества Пушкина Вячеслав Кошелев поддержал коллегу и заметил, что и в законченных произведениях Пушкина есть элемент незавершенности, а в незавершенных, есть некая законченность. Таким образом, Пушкин создал открытую систему литературы, которая и была продолжена.
Вячеслав Кошелев предложил лаборатории свое исследование «Из наблюдений над текстом Онегина», которое он начал с вопроса: «Чем отличается роман в стихах от просто романа? Отличается простым: роман в стихах имеет игровой характер». Автор подробно остановился на «Сне Татьяны» в «Онегине», отмечая, что нечисть, приснившаяся Татьяне, вполне оригинальна, и не соотносится ни с русской, ни с западной мифологией: «мельница в мундире», «жаба в ливрее», «череп в красном колпаке крутится на гусиной шее» и т.д. Она придумана Пушкиным и является образом гостей на именинах у Лариных, участников московского бала. Сон Татьяны со сказочными упырями оказался на самом деле вещим.
Доклады на творческой лаборатории, которая будет работать в период фестиваля, были авторами представлены очень живо, с великолепным знанием пушкинских черновых рукописей и контекста вокруг предложенных тем. Мое скептическое отношение к двухсотлетним разговорам и исследованиям тайны «Пушкин», было опровергнуто. Слушать ученых - пушкинистов было очень интересно, потому что в их текстах вполне четко прослеживалась литературоведческая гипотеза и ее изящное доказательство. И шутка Рецептера по окончании докладов: «Тот, кто не знает, узнает что – то новое», оказалась вполне про меня. На творческой лаборатории в Пскове, во время Пушкинского фестиваля, уже одиннадцать лет осваивается пространство вокруг Пушкина, бесконечно разгадывается тайна гения. И отблеск «солнца русской поэзии» ложится на всех сгрудившихся вокруг него.
Вот такая скобарская правда, Наташа Богомолова.
Продолжение следует.