ХI Пушкинский театральный фестиваль в Пскове впечатления и мнения
С 1994 года существует Пушкинский театральный фестиваль. Нынешний назвали «фестивалем в складчину». В его финансировании принимает участие и Министерство культуры, и областная власть, и многочисленные спонсоры. Традиционно фестиваль начинается в Пскове, а заканчивается в Пушкинских горах. За это время знавала псковская сцена славные имена талантливых актеров московских и питерских театров, режиссеров Юрия Любимова, Петра Фоменко, Анатолия Васильева, Григория Тростянецкого, англичанина Доннелана. При фестивале работает творческая лаборатория, представленная известными учеными именами исследователей Пушкина: Валентин Непомнящий, Сергей Фомичев, Вячеслав Кошелев и др. Лаборатория в живом диалоге ученых – пушкинистов с режиссерами и режиссерскими театральными концепциями ищет тот «магический кристалл», который можно определить как «Пушкинский театр».
Владимир Галицкий, заведующий художественным отделом Псковского музея-заповедника:
Из всех причастных к культуре событий, случающихся в Пскове, фестиваль для меня явление особенное и по исключительности события, и, если учесть тот факт, что выбирать сейчас в Пскове особенно нечего. Я одиннадцать лет смотрю почти все спектакли фестиваля с одним желанием: увидеть как можно больше интерпретаций, чтобы составить представление о том, как Пушкин приходит к другим. Театр – искусство интерпретаций, он может быть и отображающим зеркалом, и увеличительным стеклом. Пушкин способен вынести любые поклонения, любые памятники. Когда заканчивается очередной фестиваль, я еще много дней думаю о нем. Отпишу своему собеседнику во Францию, а потом забываю, но что – то остается в памяти, иногда не самое лучшее Например, спектакль театра «На Таганке» Ю.Любимова и по сей день остается для меня самым антипушкинским изначально, и по сознательной режиссерской задумке. Но и это имеет право на существование. Правда, после Любимов стал моим личным врагом, т. к. это театральное действо разрушительно по сути, и все было заряжено знаком минус. Спектакль был принят публикой с экзальтированным восторгом, а мне до сих пор грустно.
Почти в каждом спектакле фестиваля всегда найдется что-то достойное внимания: маленький кусочек сцены, интонация, намек, но очень редко берет тебя в полон, как единое нерасторжимое целое. Остались в моей памяти прекрасные работы Григория Тростянецкого, моноспектакли Сергея Барковского (реж. Андрей Андреев), репетиция «Египетских ночей» Мастерской Петра Фоменко. Помню и много думаю об опытах «Школы драматического искусства» Анатолия Васильева. Я посещаю творческую лабораторию фестиваля и всегда жду встречи с учеными – пушкинистами Валентином Непомнящим, Сергеем Фомичевым, нашим критиком Валентином Курбатовым. И здесь мои ожидания нередко оправдываются. А чтение Пушкина Валентином Непомнящим для меня стало почти эталоном, и любую декламацию на фестивале я соотношу с планкой, определенной чтением этого ученого.
Все говорят: «Пушкин - наше все», или - мой Пушкин . Он и вправду есть у каждого из нас, у каждого в отдельности. От осознания этого становится легче и теплее.
Из всех причастных к культуре событий, случающихся в Пскове, фестиваль для меня явление особенное и по исключительности события, и, если учесть тот факт, что выбирать сейчас в Пскове особенно нечего. Я одиннадцать лет смотрю почти все спектакли фестиваля с одним желанием: увидеть как можно больше интерпретаций, чтобы составить представление о том, как Пушкин приходит к другим. Театр – искусство интерпретаций, он может быть и отображающим зеркалом, и увеличительным стеклом. Пушкин способен вынести любые поклонения, любые памятники. Когда заканчивается очередной фестиваль, я еще много дней думаю о нем. Отпишу своему собеседнику во Францию, а потом забываю, но что – то остается в памяти, иногда не самое лучшее Например, спектакль театра «На Таганке» Ю.Любимова и по сей день остается для меня самым антипушкинским изначально, и по сознательной режиссерской задумке. Но и это имеет право на существование. Правда, после Любимов стал моим личным врагом, т. к. это театральное действо разрушительно по сути, и все было заряжено знаком минус. Спектакль был принят публикой с экзальтированным восторгом, а мне до сих пор грустно.
Почти в каждом спектакле фестиваля всегда найдется что-то достойное внимания: маленький кусочек сцены, интонация, намек, но очень редко берет тебя в полон, как единое нерасторжимое целое. Остались в моей памяти прекрасные работы Григория Тростянецкого, моноспектакли Сергея Барковского (реж. Андрей Андреев), репетиция «Египетских ночей» Мастерской Петра Фоменко. Помню и много думаю об опытах «Школы драматического искусства» Анатолия Васильева. Я посещаю творческую лабораторию фестиваля и всегда жду встречи с учеными – пушкинистами Валентином Непомнящим, Сергеем Фомичевым, нашим критиком Валентином Курбатовым. И здесь мои ожидания нередко оправдываются. А чтение Пушкина Валентином Непомнящим для меня стало почти эталоном, и любую декламацию на фестивале я соотношу с планкой, определенной чтением этого ученого.
Все говорят: «Пушкин - наше все», или - мой Пушкин . Он и вправду есть у каждого из нас, у каждого в отдельности. От осознания этого становится легче и теплее.
Аида Разумовская, доцент кафедры русской литературы Псковского государственного педагогического института:
Я совершенно искренне и безмерно рада, что уже одиннадцать лет проходит Пушкинский театральный фестиваль. Для меня это огромный праздник. Пушкина я люблю как Первого поэта, несмотря на все мои литературные привязанности. Этот фестиваль дает возможность остановится в нашем беге и перечитать Пушкина. Поразиться его уму и безмерному таланту, его легкости и изяществу, с которым он выражает свои глубочайшие мысли. И осознать еще и еще раз, насколько он современен, а нам повезло, что у нас в Пскове есть такой фестиваль.
Я совершенно искренне и безмерно рада, что уже одиннадцать лет проходит Пушкинский театральный фестиваль. Для меня это огромный праздник. Пушкина я люблю как Первого поэта, несмотря на все мои литературные привязанности. Этот фестиваль дает возможность остановится в нашем беге и перечитать Пушкина. Поразиться его уму и безмерному таланту, его легкости и изяществу, с которым он выражает свои глубочайшие мысли. И осознать еще и еще раз, насколько он современен, а нам повезло, что у нас в Пскове есть такой фестиваль.
Владимир Рецептер, народный артист России, руководитель Государственного Пушкинского театрального центра, Санкт – Петербург:
Я часть этого фестиваля, я не могу оценивать мое детище. Я занят с утра до ночи, есть какие – то внутренние проблемы, которые мы счастливо разрешаем. Мы делаем дело. Фестиваль работает, все идет своим путем, все нормально. Мне фестиваль принципиально интересен тем, что в него много внесено Пушкинским театральным центром. Я устраняюсь от оценок. Это нечто сросшееся со мной, все равно, что оценивать самого себя.
Я часть этого фестиваля, я не могу оценивать мое детище. Я занят с утра до ночи, есть какие – то внутренние проблемы, которые мы счастливо разрешаем. Мы делаем дело. Фестиваль работает, все идет своим путем, все нормально. Мне фестиваль принципиально интересен тем, что в него много внесено Пушкинским театральным центром. Я устраняюсь от оценок. Это нечто сросшееся со мной, все равно, что оценивать самого себя.
Сергей Фомичев, доктор филологических наук, Пушкинский дом (ИРЛИ):
Когда – то, в 1994 году, все началось в голове Владимира Эммануиловича Рецептера. Мы пошли к Лихачеву, Дмитрий Александрович написал письмо Президенту о том, что подготовку к 200 - летнему юбилею Пушкина надо начинать за несколько лет. Вот так начался и Пушкинский театральный фестиваль. Меня бесполезно спрашивать: как фестиваль? Он необходим. Начнем с банальности: «Пушкин наше все». В Пушкине уместилась не только наша литература, но и весь наш театр. Смотрите: «Борис Годунов», «Маленькие трагедии», «Русалка»…Он сам себя никогда не повторял. И возьмите пьесы Островского - они типологичны, мы можем представить как. У Пушкина невозможно ничего представить. А, между тем, Пушкин великий русский драматург, который не имеет своего театра. Есть театр Гоголя, театр Островского театр Чехова. И то, что делается на этом фестивале, это и есть попытка создать Пушкинский театр.
В театр я хожу редко, я очень занят. Раньше смотрел больше, все пересмотрел. И здесь, в Пскове, на фестивале я каждый год, и вижу, чем живет театр. Со многим я не соглашаюсь, например, с постановкой новгородского театра «Малый» «Евгения Онегина». Этот постмодернизм – не моя эстетика. Но очень понравился почти детский спектакль Рижской студии «Барышня – крестьянка». Живо, весело, профессионально. Потрясающее чтение «без бороды» Пимена - Кирилла Юрьевича Лаврова в «Годунове». На Пушкинский фестиваль привозят и то, и другое, и третье. Пушкин выдержит все.
На первых фестивалях литературоведы и театроведы никак столковаться не могли. Литературоведы требовали, чтобы режиссеры читали пушкинскую литературу, а то выходят в открытое море без руля и без ветрил. Вопрос, что ищет режиссер в Пушкине? Себя любимого, или высшие смыслы. Ведь о Пушкине писали очень многие умные люди, мыслители. Это надо читать. Читать надо и комментарии. Сейчас, чем дальше от первых фестивалей, тем режиссеры ближе к Пушкину. В Пушкине есть чистота предельная. И когда она заменяется чем – то другим, мне не хватает Пушкина.
Псковский фестиваль великолепно демонстрирует совершенно разные направления в театре. Здесь работает творческая лаборатория. Этого нет ни на одном фестивале. Здесь обсуждают и оценивают не только критики и театроведы, а ученые - пушкинисты, режиссеры. Представлена вся палитра театрального поиска. Идет разговор.
По – моему мнению, одно из высказываний великого драматурга Островского на обеде в честь Пушкина в 1880 году, имеет прямое отношение к нашему фестивалю: "Через Пушкина умнеет все, что способно поумнеть".
В театр я хожу редко, я очень занят. Раньше смотрел больше, все пересмотрел. И здесь, в Пскове, на фестивале я каждый год, и вижу, чем живет театр. Со многим я не соглашаюсь, например, с постановкой новгородского театра «Малый» «Евгения Онегина». Этот постмодернизм – не моя эстетика. Но очень понравился почти детский спектакль Рижской студии «Барышня – крестьянка». Живо, весело, профессионально. Потрясающее чтение «без бороды» Пимена - Кирилла Юрьевича Лаврова в «Годунове». На Пушкинский фестиваль привозят и то, и другое, и третье. Пушкин выдержит все.
На первых фестивалях литературоведы и театроведы никак столковаться не могли. Литературоведы требовали, чтобы режиссеры читали пушкинскую литературу, а то выходят в открытое море без руля и без ветрил. Вопрос, что ищет режиссер в Пушкине? Себя любимого, или высшие смыслы. Ведь о Пушкине писали очень многие умные люди, мыслители. Это надо читать. Читать надо и комментарии. Сейчас, чем дальше от первых фестивалей, тем режиссеры ближе к Пушкину. В Пушкине есть чистота предельная. И когда она заменяется чем – то другим, мне не хватает Пушкина.
Псковский фестиваль великолепно демонстрирует совершенно разные направления в театре. Здесь работает творческая лаборатория. Этого нет ни на одном фестивале. Здесь обсуждают и оценивают не только критики и театроведы, а ученые - пушкинисты, режиссеры. Представлена вся палитра театрального поиска. Идет разговор.
По – моему мнению, одно из высказываний великого драматурга Островского на обеде в честь Пушкина в 1880 году, имеет прямое отношение к нашему фестивалю: "Через Пушкина умнеет все, что способно поумнеть".