Посол Эстонии в НАТО об отношениях с Россией
Как пишет в Eesti Paevaleht Харри Тийдо, во внешнеполитических отношениях России большую роль играют два человека именно с этой фамилией — Игорь и Сергей, первый из них — министр иностранных дел, а второй — министр обороны. В декабре прошлого года на прошедшей в Маастрихте встрече министров иностранных дел ОБСЕ именно Игорь Иванов был тем человеком, который, представляя российскую жесткую линию, способствовал отсрочке принятия совместного коммюнике. Накопившееся в воздухе Маастрихта напряжение чувствовалось еще и на следующей за этой встречей встрече министров иностранных дел стран НАТО в Брюсселе.
На позапрошлой неделе в Мюнхене настала очередь министра обороны России Сергея Иванова поставить запад на место. Сначала министр обороны России сообщил о том, что поскольку 4 из 7 новых членов НАТО не являются участниками европейского соглашения об ограничении обычных вооружений (ДОВСЕ), то это обстоятельство полностью ставит под вопрос необходимость договора в целом. В то же время, Иванов достаточно хорошо осведомлен в том, что три балтийских государства и Словения не могут сейчас присоединиться к договору, поскольку старый договор закрыт, новый еще не ратифицирован, а поэтому, нет того, к чему возможно присоединиться.
Хорошо осведомлен российский министр обороны и в том, что все четыре государства четко выразили свое желание присоединиться к договору тотчас, как он будет ратифицирован. Но для того чтобы вышеупомянутый документ вступил в силу, необходимо, прежде всего, выполнения обязательств России, взятых на себя в Стамбуле — по выведению вооруженных формирований из Грузии и Молдовы.
Русские наблюдатели на эстонских базах!?
Кроме того, Сергей Иванов выразил обеспокоенность по поводу расширения инфраструктуры НАТО на восток. Конкретно, министр задал риторический вопрос, какие антитеррористические задачи преследует военная инфраструктура НАТО в Польше и балтийский государствах? Если Иванов имел ввиду иностранные военные базы, тогда он должен и хорошо знать о том, что в балтийских государствах никто и не собирается создавать никаких новых военных баз. Если же он имел ввиду военную инфраструктуру Эстонии, Латвии и Литвы, которая, после присоединения, станет частью НАТО, то значит ли это, что мы после присоединения к альянсу должны полностью и безоговорочно себя разоружить?
Как добрый человек, руководитель оборонного ведомства России предложил тут же и решение — мы должны допустить на свои военные объекты постоянных российских наблюдателей вместе с техническим обеспечением. Должен признать, пишет Тийдо, что от такого предложения просто немеешь. Обоснование Сергея Иванова высказанным идеям старо — просто мы имеем дело с регионом жизненных интересов России.
Министр обороны призвал на помощь МИДу России начальника штаба НАТО Энвера Ахмедова, который, по сообщениям СМИ, предупреждал, что до момента присоединения балтийских стран и Словении к договору ДОВСЕ, Россия не сядет за общий стол Совета НАТО-Россия. Чтобы сказанное было еще понятнее, Россия на той же неделе проводит масштабные учения ядерных сил, подобным которым в истории были только учения 1982 года.
Возникает параллель с расширением Европейского Союза, в отношении которого Россия также успела выдвинуть список условий, угрожая, что если эти условия выполнены не будут, новые члены ЕС не станут объектами договора о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией. Кроме того, по мнению России, с каждой из стран, а особенно, с Латвией и Эстонией, необходимо договариваться отдельно.
Таким образом, утверждает Тийдо, с востока через запад нам был передан целый пакет пожеланий/требований. Мы, правда, и ранее уже слышали эти предупреждения-угрозы, и, зачастую, Москва пыталась что-либо для себя этим выторговать. Посол Эстонии в цитирует далее Виктора Ерофеева "Из энциклопедии русской души": "О себе русский думает: "Помогите мне, помогите. Если не поможете, это вам самим дороже будет".
Россия вновь почувствовала силу и это нельзя списать только на счет начавшейся избирательной кампании. Во времена Горбачева запад успокаивали тем, что Михаил Сергеевич должен делать поблажки "бывшим" для того, чтобы удержаться у власти. Во времена Ельцина намекали, что "у него там жириновцы и коммунисты". По случаю начала эпохи Путина кивали также на влияние коммунистов в Государственной Думе. Что теперь говорить? Дума находится под полным контролем Путина, весомых политических оппонентов у него нет. Таким образом, президент и его команда теперь сами отвечают за всех. В России всегда руководитель формировал мнение народа, но не наоборот. И последние опросы общественного мнения показывают, что на первое место люди ставят восстановление государственной мощи, благополучие же осталось на втором месте.
Поворот в отношениях с западными государствами
Все это заметили уже и на западе, прежде всего, в США, в отношениях с которых Москвой, по словам специалистов, на встрече Джорджа Буша и Тони Блэра 20 ноября в Лондоне наметился поворот. Начиная с этого времени, Вашингтон стал демонстрировать более жесткий подход, переросший в открытые упреки. Похожая реакция на такое развитие событий проявляется и в Европейском союзе и НАТО.
Представители администрации США предъявляют претензии пока дипломатично, но уже достаточно прямо в своих выступлениях. Например, сенатор Джон Маккайн открыто порекомендовал отставить поставленную для России табуретку за столом промышленно развитой семерки в уголок подальше.
Можно предположить, что жесткость России останется и после расширенрия ЕС и НАТО, во всяком случае, по отношению к Балтийским государствам.
Особым вопросом остается то, какое развитие будет в отношении к этому Запада. Очевидно, что об общих ценностях с Россией смысла говорить нет. Но возможно говорить об общих интересах в известных областях. Первоначально они могут сосредоточиться на этих областях, представляющих совместный интерес, поскольку обиженную Россию пинать ногами тоже особого смысла нет. Считается, что обычай рукопожатия возник из желания удержать руку соперника, чтобы он не смог выхватить меч из ножен.
Однако ошибаются те, кто считает, что уступки на ультиматумы Москвы улучшат ситуацию. В России уступки воспринимают как проявление слабости и сигнал к тому, чтобы лишь увеличить нажим.
Россия мало изменилась, как надеялись на Западе. Может, стоит еще раз перечитать "Письмах из России" аристократа Маркиза Де Кустена, опубликованные еще в 1842 году. Сравнивая его заметки того времени с днем сегодняшним, можно увидеть, как много из прошлого действует еще и в настоящем, заключает Харри Тийдо.