Хранение документальной памяти
Государственный архив Псковской области ведет свое начало от архива Канцелярии губернатора, образованной после формирования Псковской губернии 1 ноября 1776 года во исполнение Указа императрицы Екатерины II. Государственный архив Псковской области работает под руководством Архивного управления Псковской области. В связи с Днем архивов, который отмечается всего второй раз, начальник Архивного управления Олег Федотов ответил на вопросы корреспондента ПАИ:
Что хранит архив?
По структуре у нас четыре государственных и 24 муниципальных архива и более тысячи ведомственных архивов, которые хранят документы организаций. Хронологические рамки архивных документов очень широкие: мы храним документы от ХV века, в частности, рукопись повести ХIII века, памятника древнерусской литературы «Слово о погибели Русской земли». Храним фонды Псковской провинциальной канцелярии, канцелярии Псковского губернского Управления, Псковской духовной консистории, Канцелярии Псковского губернатора, множество фондов церквей и монастырей, фонд Дворянского депутатского Собрания. Это фонды, в основном, ХVIII – ХIХ веков. Что касается муниципальных архивов, то в большинстве своем они хранят документы советской истории со дня образования районов. Есть архив новейшей истории - это бывший архив областного комитета партии. Здесь хранятся документы первичных партийных организаций КПСС, райкомов, горкомов и обкома партии. Сейчас этот архив специализируется на хранении документов современных общественных движений. Всего областной архив хранит 1,6 млн. дел, из них 950 тысяч дел – дела государственного архива, остальные – муниципальных.
Кто посещает архивы, ваш обычный пользователь?
Наши документы востребованы постоянно. К ним обращаются и органы государственной власти, местного самоуправления. У нас работает читальный зал. В год его посещают 600 исследователей: ученые, краеведы, студенты, школьники. Ежегодно выдается 1-2 тысячи архивных документов. В последнее время и сами архивисты стали активно пропагандировать архивные документы: экспонирование на выставках, серьезные публикации документального материала архива в СМИ и российских журналах.
Как изменилась ситуация с архивированием, есть ли прогресс в архивном деле?
Архивное управление является органом исполнительной власти и осуществляет государственное архивное регулирование на территории области.
В последнее десятилетие в корне улучшилось обеспечение сохранности документов за счет укрепления материальной базы архива. Помогает областная администрация, с помощью которой в 1999 году на новые площади был перемещен Государственный главный архив Псковской области. До этого фонды ютились в подвалах и церквях, теперь такого нет. Все документы хранятся в весьма приличных условиях, соблюдаются температурный и влажностный режимы. С помощью администрации мы также переместили фонд архива личного состава на новые площади. В этом архиве хранятся документы ликвидированных в ходе банкротства организаций. Это очень важный архив в социально-правовой защите наших граждан, которым необходимо подтверждение средней заработной платы, трудового стажа. Это специализированный архив.
Многое сейчас принципиально меняется в архивном хранении и его системе. Внедряются современные компьютерные технологии, в архивной системе области используется 50 компьютеров. Мы осваиваем отраслевые и внутренние архивные программы, которые помогают пользователю не только быстро найти информацию, но и облегчают труд самих архивистов. У нас есть вечное хранение архивов, некоторые архивы хранятся 75 лет, есть временное хранение – 5 лет. Сегодняшнее поколение архивистов принимает и обрабатывает документы современного периода жизни. И все это будет достоянием будущих поколений. Архив сохраняет документальную неразрывность исторической связи, исторической памяти.
Наталья Шершнева,
Псковское агентство информации.