Михаил Маргелов: партия «Единство» на выборах должна получить достойный результат
Михаил Маргелов, сенатор, председатель комитета по международным делам Совета Федерации находится с рабочей поездкой в Псковской области. В эти дни с ним встретился наш корреспондент, чтобы за две недели до окончания предвыборной гонки задать Михаилу Витальевичу вопросы о том, как он оценивает некоторые происходящие здесь процессы.Михаил Витальевич, как Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в области за две недели до выборов?
Ситуация с выборами в законодательный орган Псковской области во многом уникальна. Псков стал модельным регионом, своего рода полигоном для апробации новой системы выборов по партийным спискам. Любой эксперимент, естественно, идет не гладко, с шероховатостями, со сложностями. Но то, что видно из Москвы, это бесспорный позитив в отличие от ряда других регионов. При том, что выборы идут достаточно жестко, в ритме хорошего спарринга на боксерском ринге. Нет откровенного криминала: нет убийств, нет взрывов, не горят машины, не происходит всего того, что происходит во время выборов в других российских регионах.
Многие спрашивают, почему именно Псков был выбран для такого серьезного эксперимента?
Посмотрите, как совершенствуется российская демократия, как меняются различные выборные модели за последние годы в нашей стране. Изменилась модель формирования Совета Федерации, изменилась модель выборов руководства Совета Федерации, мы впервые голосовали списком в этот раз. Идут оживленные дискуссии, как должна меняться модель формирования Государственной Думы. Естественно, рассматриваются разные варианты, как модифицировать выборы в регионах. Не секрет, что Северо-Запад всегда был лицом России, обращенным к Западу. Не случайно, все петровские реформы шли с Северо-Запада. Не удивительно, что одним из пробных модельных регионов был выбран регион на Северо-Западе. По календарю так получилось, что им оказалась Псковская область. Есть и субъективные факторы. Губернатор Михайлов в свое время достаточно четко позиционировал себя как один из первых губернаторов, которые встали у руля партии «Единство». И у Евгения Эдуардовича хватило смелости на это пойти. Вот почему Псковская область стала таким пилотным регионом.
Существует мнение, что здесь, в Псковской области идет проверка на прочность партии власти.
Партия власти сейчас не столько проверяется на прочность, сколько переживает период модификации. Очень непросто происходил процесс объединения «Отечества» и «Единства» и, в первую очередь для тех, кто на выборах 1999 года стоял по разные стороны баррикад. Очень непросто простым членам партии, почему вдруг с теми, кто на прошлых думских выборах был во вражьем стане, нужно сейчас как-то обниматься и идти вместе. Но страна-то у нас одна, никуда не деться. Все равно придется идти вместе. Совершенно очевидно, что «Отечество» никогда не было партией оппозиционной. Там собирались люди, которые оппозиционерами себя никогда не видели. Ведь когда формировалось «Отечество», люди шли в партию власти, а потом выяснилось, что люди ошиблись дверью. Партией власти оказалось «Единство». И в силу того, что идет процесс объединения, в ряде регионов он идет болезненно. И совершенно неудивительно, что часть членов партии «Единство» заморозило свои отношения с центральными органами партии. В выборной кампании в Псковской области идет нормальный демократический процесс, демократия и любой плюрализм – это учет мнения всех. И еще вопрос, кто в этой ситуации в большинстве, а кто – в меньшинстве. Структуризации партии «Единая Россия» - в процессе. Сказать о том, что окончательно сложились какие-то органы партии «Единая Россия», нельзя. Я, как член Политсовета партии «Единая Россия», вхожу в комиссию по международным делам. В понедельник должно состояться заседание этой комиссии и я с удивлением для себя узнал, что я, оказывается, заместитель председателя этой комиссии. Ее возглавляет господин Владиславлев. Я не говорю, что знаком с большим международным опытом господина Владиславлева, и в понедельник хочу на заседании комиссии понять, как наши коллеги из «Отечества» понимают международную жизнь. Поверьте, у нас дискуссий с партией «Единая Россия» внутри центральных органов ничуть не меньше, чем в регионах. Дискуссионный процесс – это нормально, это часть демократического процесса: кто-то согласен, кто-то – нет. Нельзя, чтобы все всегда шли строем, вместе. Это называется тоталитаризм, это не демократия. На самом деле, любые выборы заканчиваются, и принципиально важным будет то, как законодательная власть Псковской области будет голосовать и какие законы проводить. И тогда будет ясно, кто в какую партию за чем пришел.
Один из аргументов оппозиции «Единству» такой: губернатору Михайлову строго указали, чтобы на выборы в Псковской областное Собрание шла партия «Единая Россия, а он произвольно взял все в свои руки и повел на выборы «Единство».
Насколько я знаю, никаких жестких рекомендаций ни Михайлов, ни другие губернаторы из Москвы не получали. Насколько я знаю, ни для кого в Москве, в Кремле не может быть трагедией или удивлением, что партия «Единая Россия» может идти своим путем, своим списком, губернаторы могут идти своим списком. Для федерального центра принципиально важно, как будет работать законодательное Собрание после окончания выборов. Для центра важно, какие законы пойдут через законодательное собрание и насколько собрание того или иного региона будет идти в русле федеральной политики. А наклеивание ярлыков – вторично.
В Псковской области на выборах в Госдуму в 1999 году «Единство» получило 38%, то есть один из лучших результатов в России. Тем не менее, генсовет рекомендует назначить лидером «Единой России» господина Семенова. С точки зрения «Единства», это решение вполне может расцениваться несправедливое...
Мне кажется, что любые решения, которые принимал генсовет партии «Единая Россия», явились результатом компромиссов. Это был сложный переговорный процесс, сложная демократическая игра, многопозиционная, с учетом многих факторов. Поэтому я не хочу комментировать избрание или назначение тех или иных персоналий. Здесь лишь важно сказать о подходе. Подход заключается в следующем: если в одних регионах места получали представители «Единства», то в других регионах на первой позиции шли представители «Отечества». Была очень сложная схема выстраивания отношения внутри новой партии. Никакой компромисс не может удовлетворить всех интересов. Региональная партия сама, в конечном счете, должна принимать решение о том, кто ее возглавляет, кто является ее лидером. Я думаю, пройдет полгода, год и партийные организации в регионах начнут структурироваться иначе. Процесс структуризации, который шел из центра, бесспорно, был необходим. Но то, что никакая партия не выживет, если не начнет жить своей жизнью в региональной организации и структурироваться сама из соображений целесообразности ведения политики в регионе, это для меня бесспорный факт. Сейчас просто рано говорить о том, кто выиграл. Пока созданы некоторые, достаточно временные структуры, которые должны решить временные, тактические задачи. Я бы не стал забегать вперед и говорить, что сегодня мы имеем окончательно сложившуюся модель для Псковской области. Напоминаю, эта модель находится в развитии, это экспериментальная.
Вы сказали, что в Псковской области нет криминала на выборах. Однако, губернатор заявил о том, что у него есть документы, подтверждающие, что отдельные личности, идущие на выборы, имеют криминальные связи. Известно ли Вам о таких документах?
Да, мне известно, что есть документы от правоохранительных органов о том, что ряд кандидатов в депутаты областного Собрания имеют криминальное прошлое и настоящее. Считаю, что в данной ситуации активно должны действовать избирательная комиссия и правоохранительные органы. По каждому факту необходимо поводить проверки, и принимать соответствующие решение. Очевидно, что в такой стране как наша, где капитализм строился стихийно, после долгого периода развитого социализма, процесс первоначального накопления капитала не всегда шел в цивилизованных рамках. Это грустная норма нашей политической жизни, что на выборах всех уровней криминал рвется во власть. Здесь должна быть четкая позиция избирательных комиссий региона и центральной по каждому конкретному случаю.
Может ли партия «Единство» после выборов остаться самостоятельной партией?
Это вопрос не ко мне, а к Министерству юстиции. На сегодняшний день партия «Единая Россия» по сути является правоприемником партий «Единство», «Отечество» и «Всей России». Юридически ситуация абсолютна понятна. Но как дальше пойдет процесс структуризации политических сил, говорить трудно. Если партия «Единая Россия» не будет отвечать чаяниям избирателей, людей, которые активно вошли в политическую жизнь, то эти люди будут создавать другие партии.
Оппозиция уже похоронила партию «Единство» в Псковской области. На ваш взгляд, партия «Единство» в Пскове есть?
Насколько я понимаю, партия «Единство» в Пскове есть. А что касается бюрократической структуризации парторганизаций, то через две недели, после выборов, можно будет совершенно спокойно решать вопросы структуризации.
Как Вы думаете, на выборах в Псковское областное Собрание депутатов партия «Единство» наберет свои 38% 1999 года?
Я не знаю, наберет ли она свои 38 процентов, но для того, чтобы партия «Единство» с серьезными основаниями дискутировала потом в Москве с политсоветом «Единой России» за изменение политических структур Псковской области, нужно приложить максимум усилий, чтобы занять достойное место. А то, что достойное место будет занято, я в этом не сомневаюсь.
Беседовала Ольга Лурцева