Северо-запад интегрирует Россию в Европу
Наталья Королева, Дарья Дорофеева, Санкт-Петербург
"Промышленный еженедельник - Северо-Запад"
Четыре года назад пионерами в области разработки стратегий развития стали специалисты Северо-Запада – региона, где в силу географических особенностей раньше остальных наиболее острой встала необходимость стабилизировать экономику. Северо-западному бизнесу экономически было более выгодно работать с европейскими странами, чем с остальной Россией. И весной 2001 года появился документ под названием «Доктрина развития Северо-Запада России», ставшая фундаментом для разработок конкретных планов и проектов. В работе приняли участие несколько десятков человек: ученые, эксперты и представители исполнительной и законодательной власти субъектов федерации. Все три полпреда, возглавлявшие Северо-Западный федеральный округ за это время, положительно оценивали документ и использовали его в своей работе.
Система управления как эффективный инструмент
строительства будущего
Территориальное деление страны, во время кризиса напоминавшее об эпохе феодальной раздробленности, оказалось неспособным сформулировать внятный ответ предъявленным вызовам сложившейся ситуации. Как менее болезненная альтернатива процессу активного объединения субъектов федерации в это время появился институт полномочных представителей президента в округах, призванный координировать работу по развитию страны. В первую очередь, полпреды принялись за создание единого законодательного пространства. Следующим вполне логичным шагом является создание относительно единого экономического пространства, поэтому нет ничего удивительного в том, что сегодня на посты полпредов на смену «силовикам» приходят «хозяйственники». Но объединение 89 субъектов федерации в 7 округов всех проблем не решает, поскольку в каждом из них наблюдается четко выраженное деление на отдельные группы.
Разработчики доктрины выделили в Северо-западном федеральном округе четыре типа территорий, требующих особого управления. В основе деления оказались инфраструктурные особенности, специфика системы расселения и размещения производств. Эксперты объединили Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую и Вологодскую области как наиболее благоприятные по природным условиям жизни. Несмотря на относительную скудость природных ресурсов, именно здесь наблюдается наибольшая плотность экономической активности населения, значительная доля предприятий обрабатывающей промышленности и постоянный рост численности населения. Проблемой территорий является недостаток финансовых потоков при установке на преимущественную реализацию сырьевых проектов.
Ко второму типу специалисты отнесли «военно-поселенческие» Мурманскую и Архангельскую области, Ненецкий автономный округ, республики Коми и Карелия. Сворачивание оборонных предприятий в свое время привело к сокращению населения, потере этнокультурной идентичности и утрате традиций. Угроза сырьевой специализации здесь оказалась наиболее высока.
Территории третьего и четвертого типа отличаются своей более высоко развитой инфраструктурой, наличием традиционно и исторически закрепленной роли в стране в целом – это Санкт-Петербург и Калининград. Их доминирование на фоне остальных субъектов региона порождает проблему некоторой обособленности как в географическом плане, так и в экономическом. Эти города технологически, кадрово и финансово мало связаны с общим пространством Северо-Запада, – считают эксперты.
Специфика отдельных областей позволила определить несколько крупных приоритетных проектов, о которых и пойдет речь дальше.
Мегапроекты «Калининград» и «Север»
Одним из главных проектов, безусловно, стал Калининград в силу его расположения. Кусочек России в Европе, территория взаимного культурного, экономического и политического влияния Европы и России – так назвали «советский Кенигсберг» и продолжают это делать сейчас. Как говорят молодые жители Калининграда, они «никогда не были в России, зато в соседних европейских странах были неоднократно». В Москву лететь в два раза дороже, чем в Варшаву.
Сейчас уже можно говорить о том, что решение найдено, поскольку специальная комиссия при президенте страны разработала законопроект об особой экономической зоне Калининградской области. 4 марта глава думского Комитета по экономической политике Валерий Драганов заявил, что данный документ будет рассмотрен Госдумой до конца весенней сессии. Это позволяет говорить о реализации мегапроекта, начиная с 2005 года, о чем неоднократно говорил и полномочный представитель президента в СЗФО Илья Клебанов. В целом в законопроекте выделены четыре основные направления: субъекты предоставления льготных условий налогообложения и таможенного режима, порядок вхождения в Особую Экономическую Зону, вопросы взаимодействия с местными и федеральными органами власти, а также органы управления ОЭЗ.
Не менее важным проектом, по мнению экспертов, должна стать программа по освоению российского Севера. Но, как нам удалось выяснить, в настоящее время все федеральные программы по освоению Севера практически свернуты.
Энергетика и инновации
Третьим приоритетным направлением явился мегапроект в области энергопользования и энергосбережения, который в определенном смысле связан с четвертым проектом – созданием условий для развития инновационной политики. Здесь наибольшими возможностями обладает Санкт-Петербург. В северной столице сосредоточен главный научный потенциал в этой сфере, создаются серьезные инновационные центры, как например недавно открытый на Биржевой линии Васильевского острова. Их главной особенностью является ориентированность на конкретные задачи – внедрение современных технологий в процесс производства, позволяющее более эффективно использовать разного рода ресурсы. Эту задачу невозможно решить без развития венчурной индустрии, но в случае успеха Санкт-Петербург может в будущем стать «главным законодателем мод на рынке инноваций», предлагая свои услуги другим регионам.
Но и в самой энергетике необходима более четкая политика, касающаяся прежде всего разработки единой методики оценки ее потребления и расходования. Определенные разработки предприняли во многих регионах, в том числе в Санкт-Петербурге. Так новое правительство активно разрабатывает стратегии развития города исходя из экономически выверенных нормативов и тарифов в коммунальной, социальной и других сферах. К этому подходу рано или поздно должна прийти и вся страна, поскольку его диктует рыночная экономика: люди хотят платить только за то, что реально получают.
Лес – наше богатство
Лес нельзя назвать «проблемой» Северо-запада. Сложности, скорее, возникают с его использованием, переработкой и продаже. Значительными лесопромышленными ресурсами обладают практически все субъекты региона, в первую очередь, республики Коми и Карелия, а также Архангельская, Вологодская и Ленинградская области. Для большинства из них ЛПК является базовым комплексом экономики региона, обеспечивающим основную занятость и более половины доходов местных бюджетов. Здесь совершенно необходима согласованная «лесная политика» округа в рамках всей страны и разработка Лесного кодекса – один из главных шагов в этом направлении. Современное лесопользование и лесовосстановление, оснащенное инновационными технологиями, может и должно сделать ЛПК частью «новой» экономики, экологически и социально ориентированной на отказ от расходования ресурсов, принадлежащих следующим поколениям. Возобновляемость лесных ресурсов дает возможность долгосрочного планирования развития ЛПК и экономики региона в целом. Все это было заложено в законопроект, который будет рассмотрен и принят уже в текущем году. Лесной кодекс вызвал серьезную дискуссию на разных уровнях в последнее время перешел в зону личного внимания Полномочного представителя Президента в СЗФО. Илья Клебанов принял активное участие в обсуждении проблемы, чтобы максимально донести до разработчиков проекта пожелания лесопромышленников, сведя к минимуму его негативные стороны.
Гуманитарный проект единения
Здесь хотелось бы объединить два проекта разработчиков стратегии: активное взаимодействие различных культур и человеческий капитал.
Северо-запад объединяет в себе угро-финский, славянский и балтийский культурные массивы. Способом их взаимодействия, сочетающим экономический, гуманитарный и «образожизненный» компоненты, должен стать туризм. Он является чуть ли не единственным катализатором в транспортной системы, банковского дела, связи, арт-менеджмента и просто культурного общения разных народов. Приятно отметить тот факт, что со времени разработки данной доктрины появились конкретные примеры в сфере туризма. К ним можно отнести взаимное сотрудничество МИД Дании и Псковской области (самой пограничной зоны региона) по финансированию проекта стратегического развития псковского туризма до 2015-2020 годов. Остальные субъекты также задумались о своем потенциале в данной сфере и разработали индивидуальные целевые программы и пришли к необходимости совместного участия в проекте «Серебряное кольцо России» - аналога известного всем «Золотого кольца России», объединяющего города центра страны.
Наращивание человеческого капитала невозможно без обмена опытом, в чем может помочь деловой туризм. Но в качестве базы должны стать университетские комплексы, сеть непрерывного образования и обучающего консультирования, информационно-ресурсные центры и гуманитарные программы, привлекающие к себе различные социальные и культурно-этнические группы профессионалов.
Миссия выполнима?
Разработчики стратегии развития Северо-Запада возложили на регион особую миссию – интегрировать Россию в европейское пространство. Это неизбежно в силу территориальных условий, которые в свою очередь диктуют экономические, политические и социальные отношения. Справится ли Северо-Запад с этой ролью и насколько необходима в связи с этим ему стратегия развития? С этим вопросом мы обратились к Владимиру Бланку - человеку, который принимал участие в разработке этого серьезного документа, работая еще тогда в администрации Псковской области. Сейчас он возглавляет комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга.
По его мнению, главное, чего удалось достигнуть в ходе разработки стратегии – это составить реальное представление о состоянии округа. Владимир Бланк отметил кардинальное изменение отношения к работе после получения результатов исследований, сказав, что власти пришлось отойти от технократического подхода и заняться конкретными планами, решая выявленные проблемы. Главными среди всех прочих оказались бедность населения и демографический спад. Стратегия развития Северо-Запада спровоцировала создание социально-экономических программ в каждом субъекте (ярким примером может стать программа социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2008 года). В работе над ними в полной мере использовались данные Центра Стратегических Разработок «Северо-Запад», среди них: методика определения минимальной почасовой заработной платы (1 доллар в котировке 2001 года), учитывающая реальные физиологические затраты человека, а также оценка имущественного ценза для достойной жизни каждого человека.
Единственной недоработкой стратегии, по мнению В.Бланка, оказалось отсутствие четкого политического механизма реализации стратегии, поскольку для принятия серьезных и ответственных решений нужна политическая воля. Кроме этого, региону необходимо перейти от пассивного взаимодействия к активной совместной работе. Объединившись с целью реформирования энергетической системы, решения проблем на потребительском рынке и рынке труда, а также в сфере транспорта и экологии, Северо-Запад может достойно справиться с возложенной на него миссией интеграции России в Европу.