Оптимистические проблемы псковского турбизнеса

1. Редкоземелье.

И чего только нет в родной Псковщине. А все есть. Лучшие русские композиторы: Николай Римский-Корсаков в Вечаше, где он снимал дачу и  с удовольствием сочинял лучшие свои оперы. И Модест Мусоргский маленьким мальчиком - в Кареве, чьи просторы навсегда остались в его памяти и великом искусстве композитора. И «наше солнце» Александр Пушкин, проживший два года ссылки в псковском Михайловском, где, как он сам признавался в письме, «духовные силы мои достигли высшего развития». И упокоился гениальный поэт в псковской земле, куда завещал похоронить себя. Русская история в наших псковских землях удивительным образом оставила свои мощные следы – крепости. Стоило приехать Владимиру Путину в Изборск и поесть блинов, как весь народ России узнал, откуда «пошла и есть русская земля». 


Президент пробует свежепросоленный огурец в Изборске

Надо признаться, язык становится слабым и робким, когда хочешь рассказать о Псковском крае. Псковские пейзажи такие разные, что, будучи на юге области, в усадьбе Софьи Ковалевской, не сразу затем поймешь, что север, где гдовская тайга и берега Чудского озера - тоже псковская земля. Как и сияющие солнечным небом Выбуты - родина христианки и государственницы великой и равноапостольной княгини Ольги. А псковские монастыри, и не только знаменитый молитвенник Свято-Успенский Печерский монастырь, но и те, что поскромнее, а, может, и посильнее. Те, что до поры до времени прячутся в псковских перелесках. Итак, что же хочется сказать? Сказать хочется одно - редкая земля. И разговор у меня был с туроператорами, руководителями известных у нас туристических фирм об этом - о внутреннем туризме. Как он, туризм, живет и развивается в нашем редкоземелье? Едут ли гости дорогие к нам киселя хлебать, чего им показывают, как кормят и на чем возят.

2. Туризм внутренний и внешний.

Есть у нас такая привычка, в духе нынешнего времени, приводить примеры  развитого туризма, который играет немалую роль в экономике стран Греции, Кипра, Турции, Франции, Таиланда и т.д. У нас вот тоже россыпи жемчужин, в частности, Псков. А с туризмом как-то не очень. Но, как оказалось, это только на первый взгляд. И потому еще, что к своим отечественным победам и успехам мы относимся уничижительно, вроде и не замечаем, строги к себе. Между тем, Россия и Псков не могут сравниваться ни с Таиландом, ни с Грецией, ни с Турцией. Потому что несравнимы. Россия - не восточная экзотика, а Псков – не Тадж-Махал. У нас все другое и трудно. Мы, по сути, только начинаем по-настоящему заниматься развитием туристического бизнеса. Прошлый советский туризм - особенная профсоюзная песня, когда миллионы туристов, и бесплатно по бескрайним просторам СССР. Теперь туризм - дело частное и прибыльное.

Только от перестройки приходим в себя, пятизвездочных отелей не успели построить, а недостроенная  гостиница  Сомбреро-Интурист, что стоит на берегу древней русской реки Великая, вселяет ужас в инвесторов. Да и место как проклятое. Но дело даже не в этом, как говорит большой знаток иностранного туризма в России Александр Соколовский (ЗАО Интурист): Иностранцев не удивишь ни пятизвездочным отелем, не европейскими коттеджами, которые сейчас в Пскове строят. Их удивишь русской культурой, русской кухней, русским бытом. Не надо шикарного отеля. Они  везде одинаковы, но надо, чтобы было удобно, и чтобы по-русски, по-настоящему. Партнеры по бизнесу, датчане, подсчитали, что Псков будет пользоваться спросом к 2020 году. Иностранцам надоели мегаполисы, там страшно, русская провинция будет пользоваться спросом «в поисках утраченного настоящего». Простые нормальные русские города.

Александр Соколовский считает, что сейчас, при той конкуренции, что существует в туристическом бизнесе, необходимо качество. Это и комфортабельный  транспорт, и удобная недорогая гостиница, и хороший повар в ресторане, и национальный интерьер, и «русский вид» из окна. Нужны настоящая русская кухня, какие-то исконные вещи: изба, щи, каша, медовуха. Это все из ряда сервиса. Но, видимо, мы никогда не достигнем европейского сервисного уровня. Смешно сказать, мы не умеем и не хотим даже улыбнуться туристу, который привез нам деньги, и смотрим на него, как на врага.

Соколовский справедливо считает, что само по себе туристическое агентство - это очень маленькое звено в цепи турбизнеса. Есть еще гостиница, есть ресторан, есть железные дороги, аэрофлот – все должны качественно работать, чтобы иностранный турист ехал к нам, а не в Таиланд. Для этого нужно еще и стабильное государство. И хорошо бы понимать, что налоги на въездной туризм и выездной должны быть разные. Если въездной туризм привозит в страну деньги, дает рабочие места, то выездной вывозит деньги из страны.  

Сам Александр Соколовский «в туризме» почти 25 лет, и агентство ЗАО Интурист, которым он руководит, в числе пяти лучших агентств страны, а дочерних предприятий ВАО Интурист по стране и за рубежом более 60.  Директор псковского Интуриста награжден нагрудным Знаком за успехи в развитии туризма, и является одним  из лидеров по приему иностранных туристов в стране. И если в 1997 году принимали в Пскове около 1 тыс. туристов, сейчас их более 3 тысяч. Цифра заметно увеличилась. Но приоритетным  в Интуристе является выездной туризм: наши за границей.

Полноценную туристическую инфраструктуру под названием Учреждение отдыха Соцтурпроф сохранили профсоюзы. Здесь свое турбюро, своя гостиница, ресторан, автобаза. Принимать отечественных туристов для внутреннего туризма  удобно. Питание на день – 190 руб., номер в гостинице – от 170 руб. Недорого. Но, как говорит Татьяна Дробинская, заведующая Отделом путешествий и экскурсий Соцпрофтура, гостиница нуждается в ремонте и улучшении комфортабельности номеров, автобаза на ладан дышит, один более-менее приличный автобус «Мерседес», остальные спасибо, что ездят. И что будет дальше, она пока не представляет. Агентство сохранило свои советские связи и те, кто ездили раньше, ездят на Псковщину и сейчас, пользуясь услугами профагентства. В прошлом сезоне, который был очень удачным, благодаря еще и 1100-летию Пскова, было принято 32 тысячи туристов-экскурсантов. Татьяна Дробинская постоянно бывает на туристических ярмарках, международных и российских: «Одну пропустишь - похоронят». Отдел путешествий является монополистом в организации сборных групп в сезон на Изборск, Печоры и Пушкинский заповедник, а также приеме и отправлении туристов-школьников. Для путешествий предлагается вся область и Россия, но бюджетники особенно не разъездятся, а псковский средний класс предпочитает Турцию. Это те же деньги, что, например, и по Золотому кольцу. Зато море, загар и дубленка.

Директор туристического бюро при гостинице Октябрьская Екатерина Оттенберг посетовала, что грамотные экскурсоводы исчезают, а для внутреннего туризма экскурсовод - очень важное звено. Надо уметь показывать город гостям. И хотя готовит Псковский музей-заповедник  экскурсоводов, потом их приходится переучивать, т.к. музейщики не очень понимают специфику «уличного экскурсовода». Да и неохотно почему-то идут выпускники музейных курсов в турбюро. А в Академии туризма, в которой Екатерина Оттенберг преподает, все хотят быть менеджерами по туризму. Получается, что скоро у нас в каждой семье будет по менеджеру, а экскурсоводов – нет, грамотных туроператоров тоже немного. Агентство Екатерины Оттенберг работает на прием, на внутренний отечественный туризм уже десять лет. Работает агентство успешно, разрабатывая гибкие специализированные экскурсионные программы путешествий по Пскову и области для своих клиентов. И не только экскурсионные, но и развлекательные. В этом агентстве на это обращают особенное внимание, чтобы туристы увидели не только древний Псков, но и хорошо отдохнули. Екатерине Оттенберг хотелось бы, чтобы ее туристы участвовали в городских праздниках, чтобы эти праздники были чисто псковскими, «фирменными». Например, День св. Ольги. Но обычно узнают о праздниках из газет, как-то не получается взаимодействия  с городской администрацией в этом направлении. Турбюро при Октябрьской - постоянный посетитель туристических ярмарок и выставок. Там налаживаются связи, заключаются договоры на посещение области. Но Екатерина Оттенберг отмечает, что очень важна косвенная реклама - качество обслуживания. А сюда входит и экскурсионная программа, и, если есть, развлекательная, сервис. Но у бюро своя гостиница, так что проблем больших нет, и номера на предстоящий летний сезон уже забронированы. К сожалению, гостиниц не хватает. Если бы их было больше, недорогих и средних, то можно было бы заметно увеличить прием туристов. В 2000 году бюро при гостинице Октябрьская стало первым по работе на рынке внутреннего туризма в области. У агентства есть своя ниша, свои клиенты-фирмы, но Екатерина считает, что туризм развивается недостаточно активно. Правда, огромное дело сделала областная администрация в плане раскрутки региона. Псковскую область знают, она представлена на туристических ярмарках, издаются буклеты, путеводители, каталоги. Есть и проблемы: Псков плохо убирается, мало клумб, содержание памятников очень неважное. Все-таки древних городов в России немало, и надо стараться, чтобы Псков был самым лучшим во всем.

Кстати, все мои собеседники одной из важнейших проблем турбизнеса назвали состояние памятников, определяя его в градации - от вежливого «оставляет желать лучшего» до «тихий ужас».

3.Оптимистические проблемы.

Узнав авторитетное мнение псковских туроператоров, которые работают на внутренний туризм, принимают туристов в Пскове и области, я выяснила, что нет проблем с питанием в городе, но есть проблемы с транспортом. Хороший транспорт не осилить ни частнику, ни государству. Он дорог. А еще и таможенные пошлины огромны, если покупать не новый, а бу из Прибалтики. Странно, если учесть, что свой туристический транспорт мы не производим. Мало гостиниц - что общеизвестно. Вот с питанием заметно лучше, все сошлись на том, что лучший класс обслуживания в «Калейдоскопе», «Баварии», неплохо в «Европейском», «У друзей» и др. Большая проблема с содержанием памятников в Пскове, которую надо решать, иначе скоро нечего будет смотреть. Хорошо бы и город чище подметать, не украшая  его историческую часть пепси-кольными и пивными палатками с ларьками. Но это уже проблема самоуважения  самих псковичей, а не только власти. Вадим Лаптев, председатель Комитета по внешним связям и туризму  Администрации Псковской области, которому я задавала те же вопросы, что и руководителям турагентств, поставил точки над i. Лаптев уже девять лет занимается проблемами туризма в области и прошел большую школу нового бизнеса. Основная цель его Комитета  - развитие внутреннего туризма, координация деятельности и государственная помощь турагентствам  в области. Вадим Лаптев говорит, что в области все делается для того, чтобы туризм развивался, хотя на 99% он частный, а не государственный. Развитие внутреннего туризма – это все-таки, прежде всего, для себя, а потом уже для тех, кто приезжает,- считает Вадим Лаптев. Ведь мы лучше себе делаем. Комитет работает по программе, которой нет на бумаге, т.к. на нее нет и средств. Работает по ярмарочной системе с 1995 года. Существует основная составляющая турбизнеса: если тебя никто не знает, то к тебе никто и не поедет. Ярмарки и выставки - это реальное место, где можно показать себя, свой туристический продукт. Там ничего не продается, а реально предлагается посетить регион. Для этого изготавливаются буклеты, сидиромы, турфирмы заключают на ярмарках договоры на прием туристов. Псковские туроператоры  принимают участие в крупнейших выставках в Москве, Петербурге, Финляндии, прибалтийских государствах. Если получается, бываем на самой крупной в мире весенней ярмарке  в Берлине, или осенней - в Лондоне. Туризм - бизнес сезонный. Девять лет назад в Пскове было 10 турфирм, - вспоминает Лаптев,- а сейчас более 30. Мы работаем вместе с турфирмами, встречаемся, обсуждаем проблемы, пытаемся их решать.  В  последние 5 лет мы более, чем в 2 раза выросли по приему туристов в области. Транспортной конкуренции в городе нет, транспорта для внутреннего туризма хватает. Остается пока проблема гостиниц, но сейчас уже две строятся. Еще две - в проекте. Мы не теряем надежды, что местные инвесторы повернутся лицом к туристическому бизнесу.

К сожалению, у нас нет государственной программы развития туризма, вообще нет в нашей экономике общего направления развития туризма, как, например, в Турции. Поэтому есть проблемы с содержанием памятников - в областном бюджете на это просто нет средств. Хотя, казалось бы, мы должны получать поддержку из федерального бюджета на содержание таких уникальных памятников. Но все-таки, как я думаю, существует гораздо больше проблем общей культуры псковичей, мне кажется, что молодым сейчас совершенно все равно, что будет после них. Но это уже беда нашего общества.

Не первый год, занимаясь туризмом, как человек, который знает ситуацию в других регионах, я вижу, что изменения  у нас произошли огромные. Как пскович, я не очень доволен положением дел, мне бы хотелось, чтобы город был чище, а праздников и гостиниц больше, но как чиновник, я прекрасно понимаю, что мы могли когда-то только мечтать о том, что у нас есть сейчас. А сейчас мы в лидерах. Мы в числе десяти городов России по привлекательности, к нам едут. И я с оптимизмом смотрю в будущее псковского туризма.

P.s. Вадим Лаптев нигде не покривил душой, рассказывая о состоянии дел в псковском турбизнесе. Вот и в статистической брошюре «Туризм в цифрах» за 2002 год среди данных, представленных Москвой и Петербургом по въездному туризму, есть статистика только по одному  российскому региону - Псковской области. А за 2003 год  регионов в статданных прибавилось, но и сведений о развитии псковского туризма, в отличие от других российских регионов, тоже. Проблемы есть, но ведь и бизнес еще молодой. То ли еще будет к 2020 году, а, может, и раньше.

Вот такая скобарская правда. Наташа Богомолова.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...