Любовь Невская – о самой доброй, интересной и красивой работе

В ходе информационного тура, организованного Псковской таможней для местных журналистов, представители СМИ смогли не только услышать, но и увидеть много интересного. Например, где и как готовят таможенных сотрудников-кинологов и собак, несущих нелегкую службу на государственной границе России. Оказалось, что псковская земля и ее таможенные объекты уже восемь лет принимают самое непосредственное участие в этом процессе, став учебной площадкой для всего Северо-Запада России.    

Наш собеседник - начальник Северо-Западной таможни (Кинологического центра) Любовь Владимировна Невская – человек, бесконечно влюбленный в свою работу и своих подопечных. Уже 8 лет она организует семинары и экзамены для кинологов таможенных органов Северо-запада России на объектах Псковской таможни. Вот и в этот раз она проводит практический семинар по подготовке кинологов на выявление наркотических веществ по курсу героин и кокаин. В работе семинара и сдаче итоговых экзаменов принимают участие кинологи Северо-Западной таможни и Мурманска. Таможня, которую возглавляет Любовь Невская, существует уже 5 лет и была первым кинологическим центром в системе ГТК России.  

Любовь Владимировна, кто сегодня сдает экзамен?

Это кинолог Северо-Западной таможни Наталья Калиненко и спрингер-спаниель по кличке Ретчел. Собака училась в Великобритании, готовилась на поиск взрывчатых веществ к 300-летию Санкт-Петербурга. На таможенных объектах взрывчатка и оружие встречаются редко, поэтому для того, чтобы не было простоя, чтобы увеличить количество и кинологов, и собак, мы ее готовим на поиск наркотиков.

А почему из Великобритании? Сами не готовим?

Собака проходила подготовку в Великобритании на поиск взрывчатки бесплатно, по линии евротаможни. Как правило, это замечательные собаки, которые великолепно работают.  Собака была передана Питеру в дар. И, в принципе, в тех условиях, накануне празднования 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга мы не смогли бы найти ни средств, ни возможность подготовить таких же. Если готовить собаку на поиск взрывчатки в том же Янино или Ростовской школе милиции - это достаточно крупные суммы денег, и это не совсем рентабельно для таможни. Да и условий для хранения взрывчатых веществ у нас нет. Другая ситуация с подготовкой собак на наркотики. Готовим на своей базе. В этом случае мы затрачиваем средства только на командировки, поэтому эта форма обучения нам обходится достаточно дешево. В связи с тем, что у нас нет своей территории базы, испокон веков мы проводим семинары и принимаем экзамены на «Куничиной Горе» в Псковской области. Здесь великолепные вольеры для собак, здесь и таможенные терминалы рядом, и таможенный переход, автомобильный и железнодорожный пункты пропуска. Мы можем подготовить собак сразу на несколько объектов, где им можно работать. И вдобавок летом мы таким образом перекрываем канал контрабанды наркотиков – своего рода помощь и профилактика.

Нравится бывать у нас в гостях?

То, что мы в Печорах проводим сборы уже восемь лет - это уже о чем-то говорит. Пункт пропуска очень удобный, отвечает всем современным требованиям. Великолепное руководство, которое нас всегда понимает и идет с нами на контакт. Я могу только сказать спасибо и поблагодарить за это руководство Псковской таможни.

А как сама Псковская область?

Псков и Печоры для нас стали родными. Данное место просто не может не понравиться. Да и соседство с Печорским монастырем немаловажно. Например, сегодня мы немного задержались с началом экзамена по одной простой причине - перед экзаменом мы были в монастыре. Начинать экзамен с молебна в церкви - уже своего рода традиция на этой земле.

Как Вы оцениваете роль служебных собак в выявлении контрабанды?

По статистике, во всем мире только 11 процентов задержаний наркотиков осуществляется с применением служебных собак. В северо-западном регионе России в прошлом году – это 95 % задержаний контрабанды наркотиков. Получалось так, что мы находились в том месте и в тот момент, когда это было нужно.

Но ведь контрабандисты тоже как-то пытаются бороться с собачьим чутким носом- и перец и духи, да и просто бензин. Как собаки воспринимают посторонние запахи?

В наших тренировках одеколоны, табак и специи - обычное дело. Идет обязательная пересыпка и собаки у нас непременно учатся работать в этих условиях. Но хочу предупредить, что перед тем, как кинолог пустит собаку на любой объект досмотра, он должен убедиться, чтобы в этом месте или помещении не было ни режущих, ни колющих предметов, открытых бачков и баков с жидкостями, которые могут повредить великую собачью носопыру, замены которой нет и по сей день. Кстати, японцы и россияне очень долго работали над заменой собачьего носа. Но в лабораторных, экспериментальных  условиях это всегда проходило, а вот, к примеру, в одном из аэропортов Франции при испытании аппаратура не срабатывала - огромное количество парфюмерии и других запахов. Более того, так как мы хорошо кормим наших собак, они никоим образом не реагируют на запах пищевых продуктов. Норма, отпускаемая каждой собаке на кормление - 1200-1300 рублей в месяц. Они полностью получают все необходимые витамины. Сами видите, какие собаки все ухоженные, красивые, гладкие.  В тренировках мы специально поощряем собак игрой, любовью и лаской, а не лакомством, чтобы собаки могли спокойно работать, например, в пассажирских поездах.

Как Вы отбираете собак на службу в таможню?

Обычно мы либо приезжаем к людям  или нам передают, или нам продают собак. Нас, кстати, очень хорошо финансирует по этому поводу Государственный таможенный комитет. Всегда спрашиваем у кинолога, какую породу или какой пол собаки они хотели бы иметь. Самое главное при выборе собаки для работы, чтобы она имела огромную жажду добычи (охотничий инстинкт) и была бы до безумия доброй и игривой. Отбираем методом игры - забрасываем аппортик - тот же мячик. И если собака, несмотря на шум, на крик за этот аппорт отдаст все, что угодно - мы ее берем на обучение. Возраст собак - от 8 месяцев до 3 лет. Бывают, конечно, уникумы такие, которых мы видим и раньше и можем их покупать в более молодом возрасте, но, в принципе, лучше брать взрослую собаку – там уже все видно и меньше ошибаешься. Бывает и брак. Сами понимаете - к примеру, пошел ученик учиться. В первом, втором, третьем и четвертом классах он круглый отличник, а потом что-то у ребенка в голове переклинивает, и он становится двоечником. И мы тоже не застрахованы от ошибок. Но работа наша самая интересная, самая красивая и самая добрая.

Есть ли особые предпочтения по породам собак? 

У нас нет. Везде по-разному. Финны, к примеру, любят и готовят для работы больше лабрадоров. Они считают, что те более улыбчивые и замечательные собаки и их не боятся люди, которые пересекают таможенную границу.

Наверно, эта порода собак соответствует финскому типу характера - такие же спокойные и рассудительные?

По нашему опыту, лабрадоры - собаки эмоциональные. Но финны кого бы ни брали - у них все собаки становятся спокойными. Это все таки зависит от хозяев - у них и «кавказцы» до безумия спокойные. Немцы, как всегда, любят немецкую овчарку. Сейчас они работают также с моленуа - тоже овчарка. Англичане - это лабрадоры, спаниели  и спрингер-спаниели, американцы – используют всех, кого только можно. А россияне… Я, например, считаю, что таможенная граница – это лицо государства. Здесь должны быть очень красивые, очень умные и представительные собаки. Поэтому у нас почти все собаки имеют хорошую родословную. Уже на протяжении трех лет на самой представительной выставке Санкт-Петербурга «Белые ночи» наши собаки занимают призовые места по экстерьеру. Два года мы участвуем в чемпионате Европы по поиску наркотиков, где в прошлом году мы заняли четвертое место из 15 стран-участниц. Причем, наши преподаватели - британцы и немцы - оказались далеко за нами. Первое место на этом чемпионате пока все время завоевывают чехи. Они и были организаторами  этих соревнований три года назад.  

Вы обмениваетесь опытом с зарубежными таможенными кинологическими службами? Есть ли профессиональное взаимодействие в этой сфере?

Да, конечно. Раньше мы очень плотно работали с Финляндией. Теперь, когда наши кинологи учатся в Англии и Германии, я, например, езжу принимать туда экзамены, заодно смотрю, что доработать в Питере с собаками, что нужно им дать. В Москве такая же ситуация - руководитель кинологической службы ездит со мной, принимает экзамены и уже у себя дорабатывает то, что необходимо. Немцы и англичане тоже приезжают к нам и проверяют, как работают наши собаки. Также существует взаимная помощь на пунктах пропуска - например, на границе с Финляндией из-за нехватки собак мы меняемся графиками. К примеру, если в данный момент работает их собака на финской стороне, мы договариваемся, чтобы на следующий день работала наша собака на нашей стороне.       

Спасибо, Любовь Владимировна, успехов Вам!

 

Александр Захаров,

Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...