Александр Голышев: "Ничего нового о Пушкине постмодернизм нам не скажет"
Обновленный и помолодевший, Псковский академический театр драмы шумно ворвался в культурную жизнь Пскова, встряхнул серую повседневность, бросил вызов банальности и серьезно озадачил общественность, жадно заявив о претензиях на внимание публики. Тем более, что его худрук Василий Сенин непосредственно в день открытия театра после реконструкции получил серьезный аванс от самого Владимира Путина. Председатель областного госкомитета по культуре Александр Голышев рассказал корреспонденту Псковского агентства информации о смысле возрождения театра для Псковщины и некоторых проблемах его будущего.
- Захватывающая дискуссия развернулась в СМИ о том, что предложил зрителю обновленный театр…
- И это замечательно! Плохо, когда создано произведение – и все в один голос твердят одно и то же: "Ах, как это здорово!" или "Ах, как это отвратительно!"
- Почему же это плохо? А как же объединяющая роль культуры?
- Разные люди не могут и ни в коем случае не должны мыслить одинаково. Любое произведение искусства должно сотрясать аудиторию. Чтобы были и поклонники, и противники, и люди, которые ничего не поняли в том, что увидели. Искусство должно пробуждать человека, затрагивать тончайшие струны его души. Только так оно может влиять на мировоззрение человека, воспитывать эстетический вкус, привносить в нашу жизнь гуманитарные ценности.
- Между тем, в некоторых СМИ прозвучало, что значение театра в наше время преувеличено.
- О роли и значении театра исчерпывающе сказал Владимир Владимирович Путин, когда проводил в Пскове Совет по культуре и искусству. Велика роль семьи и школы в воспитании ребенка, но должны быть институты, которые ненавязчиво и интересно приобщают человека к прекрасному, к настоящему искусству. Которые дают ему на всю жизнь заряд доброты, гуманизма, развивают образное мышление. Ведь сколько сейчас говорят о губительной роли современного телевидения и кино! И мы видим, как отличаются те дети, которые воспитываются на спектаклях театра кукол. Они более развиты, они добрее, больше тяготеют к художественному творчеству.
И поэтому нам нужны театры юного зрителя – об этом тоже говорил президент. К сожалению, ТЮЗов очень мало в стране. И мы осознаем необходимость ТЮЗа в Пскове.
Что касается драматического театра, то его значение по-настоящему все еще недооценено. Особенно в нашем городе, который на самом деле, хоть и сравнительно небольшой, но очень театральный.
Посмотрите, сколько сейчас людей вокруг театра! Они, действительно, хотят увидеть в театральных спектаклях преображение сегодняшней жизни – через призму пушкинского творчества. Им интересно прочтение бессмертных пушкинских идей современными средствами. Ведь Пушкин не только велик своим классическим отношением к материалу – его творчество удивительным образом накладывается на сегодняшнюю жизнь, ярко сочетается с сегодняшними явлениями. Когда создавался наш фестиваль – к 200-летию Пушкина – мы думали, что, как только отпразднуем фестиваль, так сразу его все и забудут. Так ведь нет! Пушкинский фестиваль с легкостью перешагнул отведенное ему время. И вы посмотрите, как он популярен и сегодня. В театрах всего мира активно ставят Пушкина. Какое количество театров принимает Псков – тут и Москва, и Санкт-Петербург, и Англия, и Франция, и страны бывшего СССР…
Мы до конца еще не осознали, каким духовным сокровищем мы обладаем. Наш обновленный сегодня театр – заполнил ту нишу, которая не была заполнена. Его дальнейшая работа будет связана с тем, чтобы создать свою школу для воспитания, для приобщения псковичей к отечественной и мировой драматургии. Это – ниша, которую нельзя заполнить ни современным кинематографом, ни шоу-бизнесом.
- Когда здание театра разваливалось на глазах, все кручинились, как много денег надо на его восстановление. А когда добыли деньги, то стали выступать, что денег ушло слишком много. Почему так недешево обошелся театр?
- Я напомню вам, что здание театра – памятник федерального значения. Оно было в очень плохом состоянии. Рассыпалось от фундамента до крыши. Технической инспекцией были выдвинуты требования вообще закрыть его от доступа людей – в целях их безопасности. Что и говорить о внутреннем оснащении театра! Обстановка, мебель, оборудование – ну нельзя было бы сделать современный театр с таким "хламом"! Если бы не юбилей Изборска и не политический вес нашего губернатора Андрея Анатольевича Турчака, мы вообще к сегодняшнему дню потеряли бы театр имени А. С. Пушкина в городе Пскове! А что касается сумм – так говорить можно все, что угодно. В других регионах, где есть театры, такие реставрации обходятся сегодня гораздо дороже. Ведь это - памятники, и все работы по реставрации требуют высокого мастерства, искусства строителей, что сегодня нигде в мире не стоит дешево.
Все сметы утверждает Министерство культуры – для этого проводит конкурсы, проводит экспертизу, оно же и финансирует. Все расходы произведены, исходя из утвержденной проектно-сметной документации. Все проверено и перепроверено.
- Не все почитатели прежнего театра увидели много прекрасного в творчестве нового худрука Василия Сенина. Хотя Олег Табаков и призвал их не бояться постмодернизма. А вы как думаете – этот постмодернизм не внесет ли еще больше хаоса в мышление современных зрителей, не превратит ли чтение Пушкина в КВНщину?
- Ничего нового о Пушкине постмодернизм нам не скажет. И если эта, как вы называете, "КВН-щина" гениальная, если она впечатляет зрителя и убедительно доносит до него пушкинские идеи, то нельзя от нее предвзято отказываться. Мы обязаны привлечь как можно больше современных зрителей в театр, а это зрители новой формации, которые по-новому видят мир, нежели приверженцы театральной классики. И по тому интересу, который сейчас возник вокруг театра - у меня нет сомнений, новые зрители появились.
Есть такая театральная сентенция: "Если зритель не пошел – его уже не остановишь". Так вот – сегодня в театр пришел новый зритель, которого раньше не было. И он не остался равнодушным. Значит, художник сумел донести до него свою энергетику.
- Вопросы репертуара согласуются с комитетом по культуре Псковской области? Вы можете влиять на творчество художественного руководителя и корректировать его?
- Такое влияние - это практика советского времени. Тогда была еще и приемка спектаклей специальной комиссией. Сегодня мы художнику даем свободу творчества, понимая, что у него свой контакт с аудиторией, и многое ему виднее. У нас есть понятие гражданской ответственности театра. Со своей стороны мы должны советовать, консультировать, обобщать запросы псковичей и просить художника обратить внимание на те или иные происходящие события...
Кстати, любимовский "Евгений Онегин", который мы смотрели в театре 5 февраля, был поставлен в 2000 году и не сразу был принят специальной комиссией. Но время изменилось, и вот теперь люди смотрят этот спектакль и дают самые высокие оценки.
- Важно, наверное, чтобы театр не скатился в шоу-бизнес, где ради денег жертвуют настоящим искусством, начинают гнать ширпотреб…
- Наблюдая за театральной афишей в нашей стране, нередко приходится отмечать, что театры, действительно, часто показывают "завлекаловки", скатываются в какой-то эпатаж. Но волнует и другая проблема. Когда люди говорят: "Не люблю театр", а спрашиваешь: "Когда вы там последний раз были?", начинают чесать голову и не могут вспомнить. Вот затем и показывают театры тизеры – чтобы расшевелить потенциальную аудиторию.
А что касается ширпотреба – думаю, что настоящий художник себе этого не позволит.
- Трудно представить себе, как будет формироваться творчество даже самого талантливого и чуткого к аудитории художественного руководителя, если нет хорошей театральной критики. А критика – это ведь серьезная профессиональная работа и тоже своего рода искусство.
- Вы затронули сразу два принципиальных вопроса. Первый вопрос – что мы хотим получить: репертуарный театр или театр антрепризы? Репертуарный театр подразумевает, что весь репертуар создан из классических спектаклей, которые кого-то только воспитывают. Антреприза предполагает элемент популярности, доступности для зрителя, еще и развлекательный смысл. Мне кажется, что в нашем небольшом городе все должно корректно сочетаться. Должны быть спектакли, которые ставятся по классической драматургии. И вместе с ними – должны быть яркие антрепризы, как свои, так и из других театров.
Иначе мы не сможем привлечь нового зрителя, сделать театр по-настоящему интересным. Театр просто обязан пробудить такой интерес, который заставит людей не только обратиться к театру, но и предъявить к нему свои предложения и запросы. И если театр уловит, услышит эти предложения и сумеет дать людям то, что им нужно во благо, то общество его заслуженно отблагодарит своим неугасающим вниманием.
Театр – это увеличительное стекло, которое позволяет людям увидеть свои недостатки, увидеть решение проблем.
И, конечно, этому должна способствовать критика. Но есть ли у нас настоящая критика? Вот еще вопрос! На самом деле, сегодня самая большая беда российской культуры и искусства как раз и заключается в том, что критиков у нас в стране очень мало. Их практически можно по пальцам пересчитать!
Сегодня критика должна зиждиться на принципах гражданского общества, на основе уважения к праву личности на самовыражение и в то же время – на основе тех традиционных взглядов, которые, не смотря ни на что, бережно сохраняет наш народ. Есть ли у нас такие критики?..
Мне кажется, вопрос качественной современной художественной критики для театра является едва ли не главным. Театральное искусство и критика друг без друга не мыслимы. И государство должно очень осторожно поддерживать и то, и другое. Все должно быть сбалансировано...
Я считаю весьма символичным, что совет по культуре и искусству при Президенте РФ проходил в день открытия XXI пушкинского театрального фестиваля и открытия нашего театра после реставрации. В этом видится реальная забота государства о развитии театрального искусства, и это особенно важно для провинции.
Беседовала Татьяна СТОГОВА